Дизайнерские чайники в Милане

С 7 по 13 апреля в рамках Миланской недели дизайна и, соответственно, в Милане будет работать небольшая — на 25 работ — экспозиция дизайнерских чайников. 

Дизайнерский чайник, как вы понимаете, понятие крайне неконкретное. Ну потому что дизайн может быть как функциональным, так и художественным — чайники, простите за банальность, вообще очень популярное направление форматного творчества. И да, в одном чайнике два этих подхода к дизайну — функциональный и художественный — хорошо сочетаются не очень часто. Обычно чайник или хорошо подходит для чая, или является арт-объектом. Это, кстати, не означает, что чайный чайник не может быть красивым. Еще как может — как любая функциональная вещь. Просто его красота обычно воспринимается в контексте функциональной эстетики. Как красота оружия, например… Извините, отвлекся.

В Милане будут чайники художественного дизайна. Большей частью, как мне кажется, предназначенные, для того, чтобы хорошо вписываться в дизайнерский же интерьер. Который потом сфоткают для фотоальбома и в котором, обычно, не очень получается жить без разрушительных для интерьера последствий. Еще такие чайники отлично подходят для того, чтобы экспонироваться на выставках. Или украшать портфолио — типа смотрите, как я креативно и нестандартно переосмыслил такую привычную вещь, как чайник…

Впрочем, несколько миланских чайников и на чайном столе смотрелась бы неплохо. Не знаю, правда, как у них обстоят дела с использованием по непосредственному назначению. Но общую композицию они бы не испортили.

Кстати. Представьте себе церемониальный чайный стол в современном китайском стиле, на котором чайник используется как игрушка для чайного стола. Ну то есть, например, чай заваривается в гайвани, в другом чайнике, да хоть в стакане — а небольшой дизайнерский или сувенирный чайник стоит на чабани и используется исключительно для того, чтобы поливать его чаем.

Все, как лохи, поливают чаем жабу. А ты, как мастер — чайник… Мне кажется, чайные и прочие стихийные духи таким раскладом были бы исключительно довольны.

Новая «Чайная Почта» в Минске

Немного дружеской рекламы, если позволите. У самого, известного (можно также употреблять эпитеты «знакового» и «культового») белорусского чайного проекта, у «Чайной Почты», появилась новая локация. Ну то есть и старая никуда не делась (в нее, как и раньше, вход со двора), и еще одна открылась. Называется «Чайная Почта Левада». Потому что ЖК, в котором работает новая чайная, называется «Левада». А официальный адрес чайной — Минск, улица Нововиленская 49, вход с площади, третий светофор и налево от Орловской. Обожаю такие инструкции. Налево от третьего светофора… В чайную звонить два раза.

«Чайная Почта Левада» работает с 7 апреля, с 12 до 22 часов. Официальное открытие проекта состоится в День Космонавтики, 12 апреля. 

В новой чайной несколько локаций. Барный стол с видом на закат, большой стол под зонтиками для бесед, круглый стол для небольших компаний с больными коленями, японский домик с садом камней у окна и петушком на стене, красная комната с красным лесом и антресолью, темный чердачок и отделенная ширмой с золотым драконом комнатка для важных переговоров.

Проект рассчитан на интеграцию в локальное сообщество микрорайона. Это сложно, но правильно. Андрей, коллеги, удачи. Буду в Минске, загляну.

Луизианский чай под пологом леса

Коллеги из World Tea News опубликовали замечательный рассказ о проекте Fleur de Lis, который занимается выращиванием и производством чая в Луизиане. Это, напомню, один из южных американских штатов. А Флёр-де-Лис — это геральдическая бурбонская лилия, символ французской монархии. В названии и на логотипе луизианского чайного проекта эта лилия присутствует как знак уважения к частично французскому прошлому штата.

На первый взгляд, Fleur de Lis ничем не отличается от других американских фермерских чайных проектов последних лет. Небольшая плантация, кустарное производство, скромный ассортимент, в котором есть не только чай, партнерство с брендами, которые ценят локальные специалитеты, гостевые апартаменты, экскурсии, фотозоны, продажа семян чая, дегустации, свадьбы и прочая движуха. Все, как обычно.

Необычной же в данном проекте является маркетинговая история, которая выстроена как цепь счастливых случайностей. Значит так.

В 2012 году вышедший на пенсию Дэвид Бэррон (David Barron) приобрел 65 гектаров леса. Судя по картинкам, соснового и красивого. Обживаюсь в луизианской сельской местности, Дэвид познакомился с одним садовым дизайнером, у которого время от времени образовывались излишки разного посадочного материала. Которые он раздавал условным соседям — потому что иначе все равно в топку. Дэвид такие излишки тоже время от времени забирал — и пристраивал их на расчищенных участках в лесу. 

Ну и вот однажды, в 2017 году, ему предложили примерно тысячу саженцев Камелии китайской. Которые хозяйственный владелец 65 гектаров леса с благодарностью принял и высадил на просеке — ну то есть на расчищенной полосе, окруженной с двух сторон лесом. Ничего не зная на тот момент о выращивании и производстве чая. Но если дают кусты камелии — надо брать. Это всякий садовод знает.

В первый же год чайные кусты засыпало снегом, потом было очень жаркое лето — но кусты оказались потомками сортов советской селекции и луизианский снег пережили без проблем. А от жары их удачно прикрыл сосновый лес. Этот же лес, как позже выяснилось, стал причиной комфортной для чайных кустов кислотности почвы. А легкий наклон плантации не давал застаиваться на ней воде после обильных луизианских дождей.

Короче говоря, когда в 2019 году на плантацию приехали специалисты, разбирающиеся в выращивании чая, они немного удивились тому, насколько все на плантации четко продумано и грамотно спланировано. А Дэвид Бэррон делал вид что да, именно так все и задумывалось.

В 2021 году при участии специалистов из Шотландии на Fleur de Lis начались системные эксперименты по более или менее коммерческому производству чая. В 2022 году такое производство было запущено и в тот год хозяйство произвело примерно 13 килограммов чая. Сейчас производит в два раза больше. Урожай снимается три раза в год, чай весеннего сбора выкупается и потом продается компанией Harney & Sons, крупным американским чайным проектом. За несколько последних лет Fleur de Lis оброс всей приличествующей хорошему фермерскому чайному проекту инфраструктурой и приобрел свой современный вид.

Fleur de Lis

Напомню, что Луизиана, как практически эталонный южный штат, на потреблении чая сидит давно и плотно. Это, правда, чай со льдом. Который готовится на основе простого, крепкого и дешевого черного чая. Поэтому луизианский потребитель с чаем, с одной стороны, знаком — причем на нормальном повседневном уровне. Но с другой стороны, его чайные вкусы очень далеки от того стиля, в котором работает Fleur de Lis. Впрочем, Дэвид Бэррон по этому поводу не расстраивается. И надеется на то, что ему удастся и создать свой терруарный стиль, и немного поменять предпочтения местных любителей чая.

Красивый проект. И это, пожалуй, первый американский чайный проект, который мне захотелось посетить лично.

Замечу, кстати, что Fleur de Lis удивительным образом пересекается с чайным проектом в Закарпатье, на горе Жорнина. И там, и там растут кусты советского грузинского происхождения. И там, и там чай растет под пологом леса. Правда защищает их лес от разного. Но это уже — мелочи и детали.

Необычные исследования чая

Статус второго по популярности напитка после воды и связанные с ним массовость и дешевизна чая как бы намекают на то, что чай широко используется не только по непосредственному назначению. Причем как в быту, на, скажем так, спонтанно-эмпирическом уровне с элементами обыденной ритуальной магии. Так и на условном производстве: системно, на уровне технологий, с научными исследованиями, испытаниями и всем таким прочим.

Надо сказать, что бытовое нестандартное использование чая постепенно уходит из повседневных практик. Еще в моем детстве рассыпать спитую заварку по ковру перед его чисткой, использовать такую же заварку для подкормки червей в домашнем питомнике, промыть чаем глаза или добавить его в бутылочку с водой и опциональной толикой сахара для того, чтобы поить этим делом младенца на прогулке было делом если не массовым, то совершенно обычным.

Все это было связано не только с недостатком специализированных решений, но и с тем, что чай был всегда под рукой. Распространенная в те времена привычка разбавлять заварку кипятком была основой не только красивых домашних ритуалов с кокетливым «ой, куда так крепко». Но и была причиной того, что на кухне почти всегда стоял заварочный чайник с остывшей заваркой и разваренными листьями. В который в случае крайней лени можно было тупо снова залить кипяток. И который служил источником холодного крепкого чая и спитых листьев.

Поэтому советы промывать глаза чаем, использовать заварку при уборке или добавлять толику чая в водичку детям были рациональны прежде всего тем, что это было удобно. Холодная заварка была всегда под рукой. Она, конечно, стояла несколько часов. Но это никого не волновало, больше суток застой длился редко, так что все было в порядке.

Сейчас же, когда читаешь о том, что чай может помочь уставшим, немного травмированным или воспаленным глазам, то, оценивая возможность такой бытовой чайной помощи, четко понимаешь, что чай нужно будет сначала заварить, а потом остудить. И что в аптеку сходить будет быстрее. 

Ровно такая же ситуация с чисткой ковров, подметанием полов, протиранием окон, разведением червей и прочими полезными советами из прошлого. В реальной жизни все это крайне неудобно. Особенно с учетом того, что бытовое повседневное употребление чая современными горожанами постоянно упрощается, вплоть до полного отказа от напитка. Потому что воду кипятить влом.

Про бутылочку со слабеньким чаем в детской коляске я вообще молчу. Любая мамочка вам сейчас убедительно объяснит, что чай детям нельзя до трех, а лучше до тринадцати лет. Потому что в чае кофеин, а он расшатывает нежную детскую психику. Достаточно ребенку один раз случайно хлебнуть чая — и все, он истеричным дураком вырастет. И будет потом, выбирая себе диагноз помоднее, жаловаться психотерапевту с добрыми глазами на то, что за ним мама в детстве не досмотрела. Нафиг-нафиг.

Короче говоря, все эти добрые советы сейчас большей частью годятся только для того, чтобы писать посты с заголовками типа «Десять необычных способов использования чая» и «Не выбрасывайте спитой чай, он вам еще пригодится». И все.

А вот с системным нестандартным использованием чая дело обстоит немного иначе. С ним постоянно экспериментируют, обращая особое внимание на отходы чайного производства. Которые неплохо горят, являются отличным адсорбентом и могут использоваться в очистных системах, которые можно добавлять в корм курам свиньям и даже аквакультурным рыбам и разным морским гадам и все такое прочее… Я в своих новостях время от времени рассказываю о том, как чайные сапонины спасают морских огурцов от ушастых аурелий.

Все эти методы не очень стандартного применения чая, конечно, активно исследуются. Я обычно из научных новостей о них и узнаю. И, собственно, всю эту частично ностальгическую преамбулу сделал ровно для того, чтобы упомянуть две научных работы, которые относятся к постоянно изучаемым направлениям необычного использования чая.

Первая работа касается использования черного чая в нанотехнологиях. Чай в нанотехнологиях, причем не только черный — тема совершенно не новая. Первые статьи о способах получения наночастиц металлов с использованием чая мне начали попадаться на глаза еще в нулевых. И это с учетом того, что я совсем не в теме. Насколько широко используется чай в реальном производстве наноматериалов, я не знаю — но исследования на эту тему встречаю постоянно.

Вторая работа вообще не про использование чая, но все равно про чай. Вернее про его влияние на разные материалы, используемые для изготовления зубных коронок. Это тоже стандартная тема. Как только какой-то новый материал такого плана появляется, его начинают выдерживать в потенциально красящих напитках. Обычно это черный чай, кофе, кола и красное вино. И смотреть, насколько этот материал окрашивается и насколько эффективно потом очищается зубной пастой.  

Вот прикиньте, вырос ты в семье любителей чая, в детстве хлебнул его случайно, получил психотравму и решил выбрать профессию, от чая максимально далекую. Чтобы второй раз случайно не хлебнуть. Пошел в разработчики материалов для зубных протезов. Разработал что-то белое и красивое — а тебе говорят, давай, макай его в чай. И на тебя волной накатывает хтонический детский ужас и ты обреченно понимаешь, что от чая не уйти…

Чайно-музыкальный фестиваль в Гонконге

Тань Дунь — известный композитор, автор музыки к «Герою» и «Крадущемуся тигру и затаившемуся дракону» и, соотвествено, обладатель «Оскара» за музыку ко второму фильму — анонсировал намедни программу нового музыкального фестиваля «Восток-Запад» (譚盾WE-音樂節), который пройдет в Гонконге в конце мая — начале июня.

«Восточно-Западный музыкальный фестиваль Тань Дуня, насколько я смог понять, уже проходил как минимум один раз, в декабре 2023 года. Основной темой этого фестиваля является соединение восточных и западных музыкальных традиций, весьма символичное для Гонконга — места чрезвычайно электичного. Ну а в этом году фестиваль будет не только соединять восточные и западные музыкальные традиции, но еще и делать это в чайном контексте.

Откроется фестиваль новой постановкой оперы «Ча Хунь» (茶魂). Буквально это название можно перевести, наверное, как «Чайная душа», но его официальный перевод на английский звучит как Tea: A Mirror of Soul, «Чай: зеркало души». 

www.santafeopera.org

Это опера самого Тань Дуня и в той же Википедии она определяется как опера в западном стиле, но на китайском языке. Причем там же сразу сообщается, что ее премьера состоялась в 2002 году в Токио и на языке английском. Так что опера эта существует, как минимум, на двух языках. Но костюмы там восточные. И герои тоже восточные. Опера «Чай: зеркало души» — это история драматической любви японского принца и китайской принцессы, разворачивающаяся на фоне интриги вокруг подлинника «Канона чая» Лу Юя. Принцесса погибла, а безутешный японский принц ушел в монахи, чтобы из пустых чашек пить отсутствующий чай, налитый в чашки из пустого чайника. Ну то есть чай в этой опере — только красивый антураж. Что, конечно, совершенно ненаказуемо даже с нашей чайной точки зрения.

Ранние постановки оперы можно посмотреть и послушать как целиком, так и кусочками, роликов в интернете множество. Да и вообще в оперных кругах она хорошо известна. Если погуглить по русскому варианту ее названия, то можно найти ее упоминания даже в научных работах, посвященных современному китайскому искусству. Ну а в чайных кругах эта опера, соответственно, практически совсем неизвестна. Что тоже совсем ненаказуемо.

Ну а теперь вот Тань Дунь готовит новую постановку, в которой обещает следовать вагнеровским оперным заветам, суть которых я даже пересказать толком не могу. Но, надеюсь, ценители оперы понимаю, о чем речь.

Потом, в июне, в рамках фестиваля состоится концерт женского Далюцзы-коллектива из Хунани и ударного оркестра из Гонконга. Далюцзы (打溜子) — это ударная музыкальная традиция народности туцзя в западной части провинции Хунань. Классический ансамбль далюцзистов состоит из четырех человек. Которые играют на разных инструментах. Все эти инструменты имеют специальные названия, конечно. Но вообще такой ансамбль можно снарядить на любой нормальной кухне. Я в детстве так делал неоднократно. Ну потому что один человек там бьет деревянной калабашкой по маленькой сковородке. Двое других стучат друг об дружку кастрюльными крышками. А четвертый бьет деревянной толкушкой по большой сковороде. Но в меди и хорошем исполнении все это прекрасно, конечно.

Такая народная перкуссия сопровождает все праздники западнохунаньских туцзя, в том числе и праздники урожая. В том числе — и чайного. Так что как минимум в выступлении далюцзистов чайный подтекст тоже будет.

Ну а третий концерт будет реконструкцией музыкальных произведений династии Тан. О прямой связи этих реконструкций с чаем ничего не сообщается, но мы-то с вами понимаем, что Тан и Сун — это первый романтический расцвет китайской чайной культуры. Поэтому чтобы не играли музыканты в танской теме, это все равно можно будет свести к чаю. И к алкоголю, кстати, тоже. Хорошая музыка.

Функциональные чайные резоны

В США работает такая компания, Westrock Coffee Co. Я никогда с ней не пересекался, но, говорят, она занимается напитковыми решениями. Хочет, например, какая-либо сеть супермаркетов выпустить кофе или чай под своим и сугубо приватным лейблом, а Westrock Coffee Co — тут как тут. Это достойный и прибыльный, хоть и не очень заметный потребителям, бизнес.

А еще Westrock Coffee Co выдает кучу разного контента. Большей частью кофейного, конечно. И сугубо делового. И относящегося к американскому, в основном, рынку. Но местами очень интересного.

Недавно, например, специалисты компании исследовали отношение потребителей чая и кофе к функциональности этих напитков. Речь, повторюсь, идет об американском рынке и американских потребителях — поэтому под словом «чай» там подразумевается несколько более широкая категория продуктов, чем в России, например. Но в данном случае это не очень важно.

westrockcoffee.com

Оказалось, что всего около 10% американских потребителей чая и кофе пьют их без оглядки на функциональность. Это явно наш люди — хоть их и мало. Всем остальным от чая и кофе чего-нибудь, да надо. Вот общий список функциональностей, которые оказались значимыми для потребителей как чая, так и кофе.

Релаксация и снятие стресса, улучшение когнитивных функций и концентрации, поддержка иммунитета, антивоспалительный эффект, решение проблем с пищеварением, управление весом, развитие мускулатуры, поддержка костей и суставов, поддержка здоровья волос и кожи и вообще общая красота, здоровое старение и гидратация.

Я понимаю, что с точки зрения чистого чая и чистого кофе список выглядит несколько забавно. Но, повторюсь еще раз, в США чай — это, практически, все, что угодно. Кроме того, даже традиционный чай давно уже занял ниши, которые нам, обычным чайникам, пьющим чай, большей частью, для удовольствия или по привычке, могут показаться странными. Бодибилдеры, например, часто употребляют зеленый чай благодаря его антиоксидантной репутации. Мир вообще причудлив и удивителен. А бодибилдеры, большей частью, трогательно наивны.

Так вот. Самой распространенной функциональностью, которую американские потребители ищут в чае, является релаксация и снятие стресса. На втором месте — поддержка иммунитета. На третьем — антивоспалительное действие. На четвертом — улучшение когнитивных функций и концентрации. На пятом — пищеварительный комфорт. На шестом — гидратация организма. На седьмом — контроль веса. Все остальное уже так, мелочевка.

Самое интересное во всем этом, конечно, абсолютная неконкретность лидирующих функциональностей. В принципе, из всего этого списка только гидратация и пищеварительный комфорт относятся к эффектам, которые можно ощутить на бытовом уровне. Выпил чаю — немного жажду утолил. Тяпнул мяты с фенхелем — в животе бурчать перестало. Все остальное — совершенно свободное и довольно дикое пространство, в котором можно очень классно порезвиться оздоровительным чайным маркетологам.

Ну и нельзя исключать, конечно, что ответы «я пью чай для релаксации и снятия стресса», про иммунитет и все такое прочее фактически означают «я не знаю, зачем я пью чай, но как стеснительный человек в этом не признаюсь и поставлю галочку в самом нейтральном месте». Такое тоже бывает.

Любопытно, кстати, что двумя основными функциональностями, которые люди ищут в кофе, являются релаксация и снятие стресса и улучшение когнитивных функций и концентрации. Ну то есть, очень грубо говоря, половина американских потребителей пьет кофе для расслабухи, а другая половина — для бодряка. Осталось выяснить, кто из них за Трампа.

Сидзуока против Кагосимы

Коллеги из Global Japanese Tea Association опубликовали традиционный ежемесячный отчет о состоянии японской чайной индустрии и японской чайной культуры. И в этот раз отчет получился несколько неожиданным.

Я позволю себе напомнить, что после того, как наши японские коллеги подбили статистические отчеты за 2024 год, оказалось, что в Японии произошла смена чайной префектуры-лидера. Общенациональный учет и контроль в чайной индустрии Японии начался в 1959 году и все это время, почти 70 лет, больше всего чая производила префектура Сидзуока. А в 2024 году больше всего чая произвела префектура Кагосима. Считается, что основную роль в этом сыграл чай летнего сбора. Который идет почти исключительно в глубокую переработку — из него изготавливаются, например, бутилированные чайные напитки. Популярность которых в Японии постоянно растет. А популярность классического чая, на котором специализируется Сидзуока, напротив, падает.

На мой взгляд — который я, понятное дело, бросаю сильно со стороны — тот факт, что колхозники Кагосимщины заготовили чая больше, чем колхозники Сидзуокщины, не особенно интересен. Килограммовая статистика чайной индустрии является только одной из характеристик и сама по себе мало что значит. Однако наши чайные коллеги из префектур Кагосима и Сидзуока, похоже, считают иначе. Уж очень они возбудились.

Власти Кагосимы объявили, что теперь, когда они в килограммах забороли Сидзуоку, они возьмутся за качество и высокую добавленную стоимость. И начнут выходить на международный рынок, особенно напирая на органическую матчу. Которой, кстати, этой весной в Японии ожидается дефицит из-за всемирной тяги к зеленому. А еще в Кагосиме устроили чаепитие с подарками в вагоне городской электрички. С дегустациями, викторинами и плакатами с надписями типа «Поздравляем Кагосиму, главную чайную житницу Японии». Насколько я понял, мероприятие в электричке было однократным. Но тем не менее.

Короче, у них там радость с элементами злорадного смеха и громадье планов.

А наши чайные товарищи из Сидзуоки, похоже, восприняли и саму смену префектуры-лидера, и последовавшие за ней народные гуляния как вызов. Возможно даже обиделись. И срочно решили хорошенько напрячься на паблик так сказать, рилейшнз. В том числе и международный — ну потому что японское правительство велело два года назад потихоньку переориентировать японскую чайную индустрию на экспорт.

С 19 апреля по 21 мая в Сидзуоке будет работать международный чайный фестиваль. Он там проходит раз в три года и в этом году состоится в девятый раз. Причем он проходит не на пустом месте, а в череде традиционных чайных мероприятий, особенно интенсивных весной и осенью. Чайные фестивали в тех краях — это такой своего рода зонтичный бренд, объединяющий самую разнообразную чайную движуху.

Кроме этого, в Сидзуоке активизируют продвижение общего регионального чайного бренда. И логотип, говорят, перерисуют. И специальную команду уже создали для масштабного продвижения местного чая. И разную молодежь ко всему этому дело привлекают, чтобы пела и плясала. А недавно даже диск выпустили с песнями, среди которых есть песня Ocha Rock, «Чайный рок», так сказать. И клип записали. Рок там своеобразный, конечно. И клип так себе. Девчонки, конечно, пляшут по четыре в ряд, но не очень интересно, как по мне… Но это же только начало! 

Короче говоря, наши коллеги из префектуры Сидзуока решительно намерены утереть чайный нос нашим коллегам из префектуры Кагосима. И показать, кто тут реальный лидер чайный индустрии, а кому просто свезло один раз. Воскресная схватка двух якодзун, все как надо.

Wanderstop. Симулятор ненапряжных чаепитий

Я некоторое время назад рассказывал уже об игре Wanderstop, которая является специфическим симулятором волшебного чайного магазина. Так вот, 11 марта игра вышла, причем для всех основных платформ, PC-версия продается на Стиме и стоит тысячу с небольшим рублей. Ну и первые обзоры игры тоже появились, причем интригующие. Позволю себе несколько цитат.

«Медитативный геймплей тоже намекает, что не обязательно постоянно выбивать ачивки или вылезать из кожи вон, чтобы продать столько-то чая».

«Растение, дав определенное количество плодов, умирает. Поначалу думаешь, насколько это неудобно, но после раскрытия истинного смысла тайтла понимаешь, для чего нужна эта механика. Если мы приготовили неправильный чай, не будет никаких штрафов и наказаний, можно сделать новый хоть сколь угодно раз».

«Даже прогресс по сюжету будет не таким, каким вы ждете. По достижению определенных периодов чайный домик изменяет свой вид, обнуляя ваш прогресс». 

Ну и так далее. В самом конце автор обзора делает вывод, что ожидать от этой игры точного симулятора чайного домика не стоит, не в этом смысл. И это, наверное, правда. Но при этом, судя по всему, игра очень точно симулирует тот вид чаепитий, которые предполагают спокойное отношение к чаю.

Мне лично это очень близко. Я не буду играться в Wanderstop, зачем мне симулятор ненапряжных чаепитий, если я в любой момент могу устроить ненапряжное чаепитие. Но сам подход одобряю.

Ну и раз уж речь зашла о чае и играх. 

Чай как игра

К чаю в потребительской культуре сложно относиться как-то четко и однозначно. Настолько четко и однозначно, чтобы можно было завершить конструкцию «Чай — это…» одним емким словом. Ну, максимум, двумя. В производственной и торговой чайных культурах такой проблемы нет. В первой чай — это сельхозпродукт. Во второй — товар. А вот в потребительской чайной культуре с четким определением чая есть сложности.

Философия, общение, традиция, привычка, вкус, энергетик, символ, мода, лекарство, отдых, деликатес, повод, ритуал, прокрастинация, дисциплина — всем этим чай может быть совершенно спокойно. Но ни одно из этих понятий не описывает чай исчерпывающе. Даже для одного человека — хотя тут, конечно, всякое бывает.

Не то чтобы такое отсутствие четкого определения чая являлось проблемой. Ни пить, ни изучать чай это не мешает. Но вот в рассказах о чае отсутствие четкой и однозначной характеристики, которая не менее однозначно бы настроила слушателей на адекватное восприятие напитка, создает некоторые методические сложности.

Просто представьте себе, что вам нужно сразу и четко дать понять достаточно толковой аудитории, что такое чай. Что вы им скажете? Что чай — это философия? Нет, фигня полная. И занудная. Что чай — это простой массовой и повседневный напиток? Допустим — но зачем тогда вообще разговор разговаривать? Что чай — это чистая сенсорика? Ага, конечно. Большая часть развитых потребительских чайных традиций оперируют весьма спорными в сенсорном плане чаями. Что чай — это деликатес? Опять фигня полная.

Можно, конечно, выкрутиться и сказать, что чай — это много чего и сразу все. Или что чай у каждого свой. И в каждой культуре и традиции, включая традиции микросообществ, играет свою уникальную роль. И это будет правда — но беспомощная в уже упомянутом методическом плане. До таких умопостроений человек должен доходить сам, готовыми они звучат глупо.

Короче говоря, нужно одно слово. Одно слово, которым можно определить чай в потребительской культуре и задать адекватное отношение к нему. Для меня сейчас таким словом является слово игра. Игра по всех смыслах — включая залипательный досуг и развлекательное надевание на себя чужих масок, сложный до ритуализации этикет, яркие сенсорные приключения, коллекционный азарт, маркетинговое шарлатанство и, конечно, кортасаровский сторителлинг и метаязык Германа Гессе.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».