Если вы хоть сколько-либо знакомы с чайным информационным пространством, то вам наверняка попадалась на глаза формулировка «философия чая». Никакого конкретного или даже хоть сколько-либо устойчивого смысла у этого понятия, конечно, нет — каждый конкретный человек, который говорит о философии чая, обычно говорит что-то свое. Причем довольно часто это что-то свое звучит очень забавно (тут можно было бы сказать «звучит как полный бред», но я очень воспитанный).
Ну вот смотрите. Самые популярные темы, возникающие в разговорах о философии чая — это гармония с природой, скромность, простота и почтительность. Звучат все эти категории очень умно и убедительно — но применительно к чаю каждая из них может стать источником веселого смеха и едких издевательств.
Ну просто потому что чай, особенно хороший чай — это продукт высоких технологий и развитой инфраструктуры. И если какой-либо гармонист с природой решит однажды узнать, какая цепочка противоестественных с природной точки зрения процессов предшествовала его уединенному чаепитию на берегу тихой подмосковной речки, то, при определенной экзальтированности, он должен будет в этой же речке и утопиться. Из-за неразрешимого клубка этических и эстетических противоречий. Мало того. То, что каждый конкретный потребитель чая, скорее всего, и не подозревает о деталях всей этой цепочки и имеет возможность выбирать из нее самые приятные звенья (сейчас это называется транспарентностью продукта), является прямым следствием таких жупелов как индустриализация, массовое производство, высокоэффективное сельское хозяйство, глобальная логистика и тотальная информатизация. Которые настолько надежно избавляют современного потребителя о непосредственной заботы о хлебе насущном и чае вечернем, что этот самый потребитель запросто может полагать, что хлеб растет на деревьях, а чай приносят на хвосте драконы и фениксы. И над таким потребителем даже особо смеяться никто не будет.
Чайная почтительность — тоже отличная тема для ехидства. Как будто человеку помимо чая это самую почтительность не к кому проявить. Не, я понимаю, что чисто технически почитать условного Лу Юя проще, чем родителей. Благодарность к близким людям, особенно к живым — вообще одно из самых дискомфортных чувств. Но из-за этого же понимания серьезно относиться к человеку, который поливает чаем фигурку на чабани в знак почтения к чему-либо или к кому-либо, иначе как к балбесу я не могу. Хочешь проявить почтение — позвони родителям или друзьям. Чай-то тут с какого боку?
Чайные простота и безыскусность, про которые особенно любят рассуждать в контексте японской чайной культуры, меня тоже веселят неимоверно. Ну то есть наши японские братья сначала разбивают специальный сад, в котором строят специальный дом, в котором делают специальную комнату, в которой в специальной посуде специально обученный человек готовит специальный чай — а гости пьют его специальным образом и наслаждаются простотой и безыскусность. А ты такой топишь копеечный пакетик в офисной кружке и думаешь что-то типа: «Маткин берег, как же мы все усложняем». И да, когда в чайных клубах за упомянутой уже чабанью мне рассказывали про простоту, я тоже недоумевал. Сейчас уже не рассказывают — наверно потому, что у меня вид пугающий.
Про чайную скромность и говорить нечего. Когда скромничают — если перефразировать одного шукшинского старикана, разбившего, в итоге, телевизор сапогом (размер 43-45, яловый) — молчат. А когда про скромность сообщают — это уже не скромность, а кокетство.
Так что, повторюсь, все то, что обычно называется чайной философией — это просто милый бред. Он отлично прокатывает в деликатной и доброжелательной тусовке — но не стоит принимать деликатность гостей за собственную безупречность.
Если вам действительно хочется чайной философии, то начните с двух вещей. Во-первых, с понимания того, что чай является подмножеством такого явления как еда. И фундаментальное изучение места чая в человеческой культуре есть смысл начать с изучения того места, которое в этой культуре занимает еда. От одной только дихотомии «природа и культура» или, если угодно «сырое и готовое» (у Леви-Стросса, кстати, есть работа с таким названием, это намек) может нахлобучить так, что разговоров хватит на десятки чаепитий. И максима типа «Чай — это превращение природы в культуру» заиграет новыми красками.
Во-вторых, если уж речь идет о философии, то есть смысл эту самую философию и изучать. Хотя бы на уровне самой простой античности. Тем более, что такие близкие к потреблению направления как эпикуреизм и стоицизм возникли именно там и именно тогда.
Будьте только готовы к тому, что даже самых поверхностных знаний по означенным темам будет достаточно для того, чтобы понять, что никакой особенной философии чая за пределами чайного маркетинга не существует.
Это может показаться немного обидным. Но это — не беда.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий