Небиоразлагаемая биоразлагаемость
Результаты занятного исследования опубликовали английские ученые, которые сравнили биоразлагаемость биоразлагаемых чайных пакетиков с биоразлагаемостью обычных пакетиков. Не нейлоновых, а совсем обычных, из целлюлозы, самых дешевых. Ну и выяснили, что нити из полимолочной кислоты — те самые, из которых сплетаются биоразлагаемые чайные пакетики, не только разрушаются в почве хуже кондовой целлюлозы, но еще и вредны для дождевых червей. На которых, в значительной степени, держится почвенная экосистема.
Во всем этом самом сокровенном знании есть один замечательный нюанс. Значит смотрите. В первом приближении можно считать, что чайные пакетики эволюционировали следующим образом.
Сначала это были мешочки из ткани, в которые насыпался листовой чай. Это было удобно и шикарно для своего времени — существует, например, легенда о том, что в первом классе «Титаника» чай подавался именно в таких пакетиках. При этом тканевые пакетики были не очень технологичны, дороги (повторюсь) и не держали чайный лист совсем мелкой фракции.
Следующим этапом развития чайных пакетиков стали пакетики из разных видов, грубо говоря, бумаги. Они были очень технологичными, дешевыми и держали чайную пыль. Для чайной индустрии и массовой чайной культуры появление современной фильтр-бумаги стало таким же по значимости событием, как появление гранулированного чая. Целлюлозные пакетики сделали пакетированный чай массовым, а возможность использовать для фасовки в такие пакетики самых мелких фракций чая, с которыми довольно долго не знали, что делать, еще и очень дешевым. Одно время, кстати, мощное оборудование для фасовки чайных пакетиков на внутреннем профессиональном сленге называлось «машиной для печати денег» — из за некоторой схожести в динамике работы и выгодности. Впрочем, я таких определений давно уже не слышал.
При этом у целлюлозных чайных пакетиков есть очевидные недостатки. Являющиеся продолжением их достоинств. У них низкий потенциал премиумизации — при желании их можно легко и довольно аргументировано зачмырить. И крупнолистовой чай в них не расфасуешь, и места там чаинкам нет, чтобы поплавать при заваривании, и вкус бумаги многие в них чувствуют (реальный или фантомный, не важно), и вообще они какие-то непрестижные. Так что прямыми наследниками ранних и откровенно элитных чайных пакетиков их можно считать только с точки зрения концепта. И после появления дешевых пакетиков дорогие и тканевые на рынке сохранились, но стали уж совсем нишевым и пижонским продуктом. Их даже стали иногда названием выделять. Ну типа Tea Bag — это дешевый плебейский чайный пакетик, а Tea Sache — это дорогое и патрицианское чайное саше.
Третьим этапом развития чайных пакетиков стало появление пакетиков-пирамидок из нейлона. Которые позволяли фасовать в себя крупнолистовой чай и были как раз вариантом премиумизации массовых чайных пакетиков. И даже одно время активно мимикрировали под старые и элитные чайные пакетики. Первые нейлоновые пирамидки часто маркировались словом Silk. Ну типа нейлон — это искусственный шелк, а потом слово «искусственный» мы как бы незаметно теряем. Милое такое маркетинговое лукавств.
Нейлоновые пирамидки появились на рынке относительно недавно — и все их достоинства и недостатки не были выкристаллизованы в результате накопления потребительского опыта, а были формализованы в рамках маркетинговых концепций. Ну то есть, грубо говоря, основной недостаток им просто придумали. Тогда, когда понадобилось вывести на рынок альтернативу пакетикам из нейлона. Недостатком этим стала, как это нынче модно, неэкологичность нейлона. Который разлагается чрезвычайно долго — от чего страдают и жучок, и червячок, и медведица.
Ну и, соответственно, четвертым этапом развития чайных пакетиков стало появление пирамидок из биоразлагаемых материалов. Которые, согласно маркетинговой задумке, являются вершиной пакетиковой эволюции. Потому что являются продуктом премиум-класса для масс-маркета — и при этом полностью укладываются в концепцию этического потребления. Потому что не вредят уже упомянутым жучку, червяку и медведице.
Ну и тут вдруг оказалось, что нифига. По жучкам и медведицам данных нет — а вот червячку они точно вредят. Да и вообще получилась очень красивая интрига. Нейлоновые пакетики создаются как премиум-альтернатива целлюлозным. Биоразлагаемые пирамидки создаются как экологичная альтернатива нейлоновым, причем основным критерием альтернативности является то, что волокно из полимолочной кислоты разлагается быстрее нейлона — и это истинная правда. Ну то есть биоразлагаемые пакетики из полимолочной кислоты биоразлагаемее небиоразлагаемых нейлоновых. Скороговорка.
Но при этом это самое элитное волокно разлагается гораздо хуже старой доброй целлюлозы из допотопных и плебейских чайных пакетиков. Да еще и червякам вредит. Ну то есть получилось, что по своему декларируемому основному качественному критерию актуальные биоразлагаемые пакетики гораздо хуже старого, кондового, дешевого и массового решения.
Я не могу сказать, что эта ситуация на сто процентов характеризует суть всех этих модных замутов с экологичным и этичным бизнесом. Но очень близко к тому. Сергей Иванович, спасибо за ссылку.
Чай и сыр на Тайване и вообще
Tatler Asia опубликовал анонс серии чайно-сырных дегустаций, которые будут проходить на Тайване, в Тайбэе и в Тайчжуне, и на которых два специалиста — сырный и чайный — представят почтеннейшей публике свои чайно-сырные пэйринги. Ценность этого анонса состоит в том, что он, во-первых, содержит перечень композиций и, во-вторых, с картинками. Так что если даже по результатам работы автоматического переводчика будет не очень ясно, о каких чаях и каких сырах идет речь, можно будет по картинкам прикинуть.
Вообще, конечно, чайно-сырные пэйриги — это удивительная штука. Они могут быть реально вкусными. Причем, скажем так, в очень широком диапазоне пижонства. Про бутерброды с сыром и утренний чай я даже говорить не буду — это и так понятно и все знают… Хотя нет, и в такой банальной композиции возможны варианты.
Например, можно взять ноздреватый такой хлеб во французском стиле, хаотично набросить на него бурраты (нехаотично все равно не получится) и употребить все это с большой офисной кружкой фучжуаня — темного чая из Хунани, с золотистой плесень который. Это как бы ещё будет и завтрак — но уже чрезвычайно пижонский. Или можно сработать в похожей теме, но на контрасте творожного сыра и копченого мяса — но такую штуку уже лучше сочетать с сяочжунами.
Тему творожных сыров, кстати, хорошо отыгрывают наши британские чайные браться. У который, напомню, в их парадном чаепитии, в Afternoon Tea, присутствуют сэндвичи. Довольно часто начиненные этим самым творожным сыром и копченой рыбкой. Запивать такие сэндвичи лучше цихунами, именуемыми в простонародье кимунами. А если чахлое британское эстетство вам не по душе, то возьмите ломоть белого хлеба, намажьте его жирным творогом со сметаной и водрузите сверху ломоть красной рыбы слабой соли. И веточку укропа, для диетичности. Чай не менять, запивать тем же цихуном.
На основе творожных сыров (или творога со сметаной) можно сделать и десертные композиции. Просто тогда добавлять к ним нужно не мясо-рыбу, а что-то сладкое. Инжир, например. Свежий или сушеный, только не пересушенный, чтобы жевался нормально (хотя, допускаю, что это у меня уж старческие замуты). Или обычное клубничное варенье. К такой сырно-сладкой вкусняшке отлично подойдет любой выразительный черный чай. Приличный Ассам, Дянь Хун, Цзинь Цзюнь Мэй — и так далее.
Комтэ с Ми Лань Сян Дань Цуном, курт с не очень молодым, но и не очень старым шэном, Брюност с Рубиновым тайваньским, турецкий белый сыр с медом и другими компонентами турецкого завтрака с черным турецким же чаем, сыры с плесенью с шу пуэром и свежим виноградом, Грана Падано с Педро Хименесом и цейлонской Увой — и так далее, и тому подобное… На самом деле, если вы хоть какое-либо время попробуете поработать с чаем и сыром, то придете к странным, но очень перспективным в профессиональном плане выводам.
Во-первых, практически любой сыр можно сочетать с практически любым чаем. Ну то есть можно реально придумывать сочетания от балды, исходя из тех чаев и сыров, которые есть у вас под рукой. Важно только, чтобы и эти чаи, и эти сыры, были хороши сами по себе, тут халтурить не нужно. Фишка в том, что и сыр, и чай, одновременно и самодостаточны, и гастрономически композиционны. А это значит, что практически в любом сочетании хорошего чая и хорошего сыра возникнут точки гастрономического соприкосновения, которые можно будет грамотно обыграть. А если таких точек не возникнет, то гастрономическое удовольствие все равно будет получено — потому что и чай, и сыр вкусные.
Во-вторых, успех чайно-сырной дегустации полностью зависть от презентационных навыков тех специалистов, которые эту дегустацию готовят. Если вы можете красиво рассказать людям про чай, про сыр, про точки их гастрономического пересечения и о том, как сложно было все эти композиции создавать, вы три года учились — вы молодец и дегустация будет шикарной. Если не сможете — то вы балбес, а люди просто скучно поедят сыра с чаем.
В-третьих, сыра на чайно-сырные дегустации нужно выставлять немного. Сыр нажористый, его запросто можно сначала переесть, а потом им обожраться.
Что же касается конкретной тайваньской дегустации, то там будет моцарелла с сенчей, рикотта с черным чаем холодного настаивания, жареный сыр с темным улуном получферическо скрутки, что-то типа кнолле с таким же улуном, но холодного настаивания, качотта с черным Лишанем и сырный пудинг с легким высокогорным улуном. Я же говорю, все от балды. Но явно три года учились.
Официальный чай и кофе «Ведьмака»
Польская компания CD Projekt Red, известная, прежде всего, серией компьютерных игр про Геральта нашего Ведьмака, в коллаборации с проектом Geek Grind Coffee выпустила линейку чая и кофе в упаковках с изображениями ведьмаковых персонажей. Три чая и три кофе.
Интересен в этой новости, конечно, не сам набор напитков — он получился совершенно проходным и оформлен банально, если немного погуглить, то можно найти фанатские чайные наборы по мотивам книг, игр и сериала, выполненные на гораздо более высоком уровне. Интересна тут компания Geek Grind Coffee, которая специализируется на изготовлении кофе в стилистике сеттингов разных вымышленных вселенных. Ну и чай она тоже иногда такой делает — но в значительно меньших масштабах.
Подобного рода задумки — с оформлением чая в каком-либо стиле — сами по себе на рынке возникают постоянно. И иногда даже выходят за рамки акционности и более или менее институциализируется. Достаточно вспомнить компанию Adagio Tea, с ее масштабным подпроектом Fandom Blends. Но совершенно отдельную компанию, работающую исключительно на фанатов, я, кажется, встречаю впервые.
И да, кстати. Если захочется увлекательной фэндомной социологии, то можете поизучать чайный и кофейный ассортимент проекта и попробовать сделать выводы о том, какие сеттинги и персонажи ассоциируются с чаем, а какие — с кофе. Будет не очень адекватное сравнение, кофе там намного больше. Но попытаться можно.
Юбилейный бленд Mariage Frères и стеклянный самовар
Ну и раз уж сегодня день коротких анонсов, из которых полноценных новостей все равно не сделать. Французская чайная компания Mariage Frères отмечает в этом году не очень круглую, но дату — ей исполняется 170 лет. Ну и, как и положено любой чаеторговой компании, реагирует на событие специальным праздничными позициями в ассортименте и всякими разными презентационными мероприятиями.
Самым специальным чаем к 170-летию компании стал дарджилинг с жасмином, бергамотом и дамасской розой. В красивой коробочке и муслиновых саше. Немного странный купаж с отвлеченной чайной точки зрения, но в реалиях французской потребительской чайной культуры совершенно адекватный.
Ну и вся эта 170-летняя праздничная суета, конечно, отличный повод для того, чтобы вспомнить, что Mariage Frères является одним из эталонов дорогой европейской чайной торговли. Причем настолько эталонистым, что даже откровенная реплика их стиля — сингапурский проект TWG Tea — симпатично выглядит и, судя по всему, неплохо себя чувствует.
У французов огромный и, если можно так выразиться, классический европейский ассортимент чая — там одних только дарджилингов 56 позиций было на момент написания этой новости. При этом чайный ассортимент немного странно структурирован — но это даже забавно. Чайная утварь у них на сайте называется «Чайные параферналии», что, конечно, очень приятно. Ну и там, в этой утвари, есть одна пепяка, которая, на мой взгляд, является квинтэссенцией современной европейской чайной посуды. Которая на первый взгляд и на картинках очень нравится, но стоит присмотреться повнимательнее — и понимаешь, что она нафиг не нужна.
У них там есть стеклянный самовар с заварочным чайником. Ну в смысле как самовар — диспенсер в форме самовара, он ничего не греет. Но туда можно налить кипяток, а в заварник — заварку. Поставить все это на стол, купить багет, петь «Ой цветет калина» и пускать скупую аристократическую слезу. Называется все это дело HAPPY TZAR, что очень смешно, конечно. А цена в две тысячи евро прибавляет этому смеху немножко истерических нот и делает и сам смех, и стеклянный самовар, стилистически безупречными. А если его разбить, то это будет очень символично. Осколки можно будет называть BROKEN HAPPY TZAR. А если потом склеить, что RESTORED HAPPY TZAR.
Классная штука. Буду на нее смотреть время от времени.
Чай с винными ароматами
В тайваньских винных новостях проскочила новость о том, что специалисты тайваньской Tea and Beverage Research Station разработали хитрую технологию ароматизации чая ароматами алкогольных напитков. Новость эта, судя по всему, не очень новая, на сайте самой Станции заметка об этих изысканиях была опубликована пару лет назад. Но тайваньским винщикам и мне все это дело попалось на глаза только сейчас — так что будем считать все это новостью. Это, кстати, очень продуктивный подход. У меня один друг посмотрел «Форрест Гампа» в 2004 году — и спокойно называл его лучшим фильмом 2004 года. И не поспоришь…
Так вот. Технология ароматизации чая, разработанная нашими тайваньскими коллегами, очень технологична — извините за тавтологию. Сначала ароматом алкогольного напитка — вина или виски, например — пропитывается адсорбирующее вещество. А потом это адсорбирующее вещество используется для ароматизации чая, в качестве ароматического агента. Ну то есть, проще говоря, добавляется в чайные листья для того, чтобы они приписывались ароматом алкогольного напитка. После чего ароматический агент из чая изымается, чай, если надо, досушивается — и все готово. Насколько я понимаю, так может ароматизировать и готовый чай, и чай в процессе производства — примерно как классический жасминовый.
Такая технология является более толковой, чем непосредственное взаимодействие чая с алкогольными напитками. Во-первых, она более удобна и управляема. Во-вторых, позволяет избежать даже формального контакта чая с алкоголем. Что бывает важно, с учетом того, что оборот алкоголесодержащих продуктов регулируется и законодательными нормами, и, а некоторых рынках, религиозными традициями.
Надо сказать, что придуманный тайваньцами способ алкогольной ароматизации чая занимает промежуточное положение между двумя ранее используемыми методами. Алкогольную ароматизацию, понятное дело, не вчера придумали. И если с бытовыми методами придания чаю алкогольного вкуса и/или аромата все просто и понятно, плеснул в чай коньяку — и дело с концом, то технологичная ароматизация чая алкоголем в товарных количествах потребовала некоторых специальных придумок.
Первый способ алкогольной ароматизации — это конструирование ароматической композиции, аналогичной какому-либо алкогольному напитку, с помощью традиционных ароматизаторов. Ну или использование готовых ароматизаторов типа «Ром», «Глинтвейн», «Кофейный ликер» или «Изабелла». Таких ароматизаторов на рынке вагон, по сути они ничем не отличаются от каких-либо «Лесных ягод» или там «Молочного аромата». Чаи с алкогольными ароматами время от времени появляются в ассортименте разных брендов, но надолго в этом самом ассортименте обычно не задерживаются. Ну потому что скучные.
Второй способ алкогольной ароматизации — это выдержка чая в бочках из-под алкоголя. Из-под виски там, например, или портвейна. Через увлечение выдержкой чая в ароматных бочках прошли многие крафтовые чайные проекты. Потому что идея и красивая, и простая в реализации. Однако особой популярности такие чаи тоже не снискали и, обычно, после одного-двух экспериментов выдержанный в бочках чай из ассортимента таких проектов пропадает. Иногда пропадает вместе с самими проектами.
Исключение, конечно, составляет хорошо всем известный португальский проект Chá Camélia, в ассортименте которого давно и стабильно присутствует чай («Восточная Красавица», если мне не изменяет память), выдержанный в бочках из-под портвейна. Для этого проекта такой чай совершенно естественен — Chá Camélia, напомню, работает в семейной коллаборации с винодельней Newport. У них этих портвейновых бочек — как гуталина у дяди кота Матроскина.
Ну а тайваньцы, стало быть, создали промежуточную технологию. Которая, с одной стороны, является реально алкогольной — то есть ароматы в ней «забираются» из реальных напитков, а не являются результатом комбинации амортизаторов. Но с другой стороны, более технологична и доступна, чем ароматизация бочками.
Правда, судя по тому, что за два года никаких особых новостей на тему алкогольной ароматизации чая хитрым тайваньским способом не было, никого эта технология особо не заинтересовала. Что, в общем, логично. Чай с алкогольным ароматом — очень нишевой продукт, его много не надо.
Чыны кап, киргизские футляры для пиал
Пару лет назад я рассказывал о такой замечательной казахской штуке, как кесекап. Кесекап (кесеқап) — это футляр для пиал, вещь совершенно незаменимая в кочевой жизни. Потому что защищает пиалы как от повреждений, так и от грязи.
Тогда, пару лет назад, я совершенно предсказуемо решил, что футляры для пиал — это чисто казахский феномен. И это, конечно, было опрометчивым решением. Потому казахи — это не единственные кочевники, которые используют пиалы. И которым нужен для них чехол.
Буквально на днях, путешествуя по делам по Киргизии, Ольга, моя жена, заглянула в Бишкеке в Национальный исторический музей Республики Кыргызстан. В экспозиции которого нашлись и чисто чайные экспонаты типа самоваров и чайных сервизов, и экспонаты, которые можно считать частично чайными. В первую очередь это, конечно, футляры под пиалы. Которые на киргизском языке называются «чыны кап». Как и в случае с казахским «кесеқап», термин «чыны кап» составлен из слов «чаша» («чыны») и «сумка» («кап»).
Казахские и киргизские чехлы под пиалы очень похожи — что совершенно неудивительно, с учетом их полностью идентичной функциональности. И киргизские, и казахские чехлы под пиалы бывают двух конструкций. Это либо тубусы, в которые пиалы ставятся стопкой, либо кожухи под одну, две или три пиалы. Похожие на бронелифчики. Или на половинки бронелифчиков. Или на тройные бронелифчики. И киргизские, и казахские пиалы могут быть изготовлены из кожи, дерева или других материалов. И вот именно этими другими материалами чыны капы и кесекапы и различаются.
Казахские кесекапы часто изготавливались из войлока. А киргизские чыны капы — из степного тростника, который называется «чий». Ну и декор в разных странах, конечно, тоже разный — но это совершенно отдельная тема, в нее я даже не полезу.
Ну и еще одно сходство у футляров под пиалы из Киргизии и Казахстана есть, причем огорчительное. В живой торговле и в реальной жизни я их не видел. Только в музеях. Что расстраивает, конечно.
Самые популярные напитки в американском общепите
Американский проект Toast опубликовал отчет о результатах исследования цен и популярности разных напитков в американском общепите. И там, в этом отчете, есть карта, на которой все американские штаты раскрашены двумя цветами. Малиновым, если самым популярным напитком в общепите этого штата является чай. И синим — если кофе. И чай, если судить по этой карте, является самым популярным напитком в 31 штате США. Причем все чайные штаты консолидированы и занимают практически весь юг, запад и центр страны. На карте это вообще выглядит так, как будто большую часть США захватили малиновые коммунисты. Ну и, конечно, в первом приближении эта картинка совершенно никак не бьется со стереотипным представлением о США как о стране с тотальным доминированием кофе.
При внимательном изучении карты, впрочем, оказывается что никакого чайного доминирования в США нет. Дело в том, что вся эта сине-малиновая инфографика устроена так, что напитки там разбиты на категории. Например, там есть чай и молочный чай. Чай — это холодный и горячий традиционный чай, а молочный чай — это разная актуальная чайная шняга с шариками-пузыриками. Ну а кофе там и вовсе разбит на кучу частей. Обычный кофе (это американо, надо понимать), колд брю, мокачино, латте, эспрессо, капучино — и это как минимум. И при таком делении чай действительно является самым популярным напитком во многих штатах. Вот только все следующие позиции в рейтинге обычно занимают кофейные напитки — и можно не сомневаться, по совокупной популярности чайные напитки в большинстве американских штатов менее популярны, чем напитки кофейные. А то и во всех.
Но при этом да, чисто статистически можно утверждать, что чай является самым популярным напитком в общепите большей части штатов США. Статистика вообще очень лукавая штука. Важно, как посчитают, если немного перефразировать Уильяма Твида. И как нарисуют, конечно.
Чайная утварь на фестивале «Времена и эпохи»
Новость короткой строкой, так сказать. С 12 по 16 июня в Москве проходил традиционный, масштабный и многоплощадковый фестиваль «Времена и эпохи». Насколько я понимаю, специальной чайной программы там не было, но так как чай и чаепития на протяжении вот уже нескольких веков являются частью истории России, без стилизованных чаепитий и старинной чайной утвари в старинном же антураже на фестивале не обошлось.
Вот вам несколько околочайных фотографий с фестиваля. Андрей, Спасибо!
Финансовый чай
В китайском медийном пространстве надежно закрепился термин, название которого можно перевести как «финансовый чай» или, что наверное даже будет точнее, «инвестиционный чай» (金融茶). Мало того, скорее всего закрепился он не только в прессе и соцсетях, но и в разных официальных документах тоже — потому что феномен финансового чая в Китае пытаются регулировать. Но с китайскими официальными документами я не работаю, поэтому буду говорить только о медийном пространстве.
«Финансовый чай» — это собирательное название для чая, продаваемого параллельно с убеждением покупателя в том, что через некоторое время этот чай сильно подорожает. Классическая аргументация продавцов финансового чая строится на связке «здоровье + деньги». Ну то есть покупателя убеждают и в том, что приобретаемый им чай очень полезен для здоровья, и в том, что его можно будет выгодно перепродать. Причем охмурение покупателей происходит самыми разными способами. Начиная от примитивного эмоционального развода доверчивых стариков на уровне простейшего телефонного мошенничества. И заканчивая продуманными пирамидальными схемами, при которых первые партии проданного чая продавец запросто выкупает у первых покупателей с заметной выгодой для последних, чем привлекает большое количество новых любителей чайной халявы. Ну и элементы MLM в этих схемах тоже довольно часто используются. Ну типа приведи нового покупателя и получи процент от его покупки.
Все те любители чая, которые сталкивались с рассказами о том, что пуэр с годами только дорожает, поэтому нужно брать, фактически, имели дело с феноменом финансового чая. И да, пуэр является основной «предметной» начинкой этого феномена. Я лично с финансовым чаем последний раз сталкивался в 2008 году, когда мне предлагали купить блин олимпийского пуэра за 2000 долларов. Ну потому что это ограниченная серия и он потом бесконечно подорожает. Не купил. А сейчас бы, наверное, мог бы вообще не беспокоиться о хлебе насущном. Отколупывал бы от блинчика кусочки и продавал бы их за бешеные деньги на аукционе. С тех пор такие предложения мне не поступали — иногда даже скучаю.
Как вы прекрасно понимаете, тема эта тонкая и регулировать ее очень сложно. Поэтому наши китайские чайные товарищи делают упор на просветительскую работу, призывая граждан и самим не вестись на рассказ о необычайной инвестиционной привлекательности чая, и стариков своих предупредить, чтобы не тратили денег на чудодейственный чай. А еще китайские власти аккуратно и вежливо просят чайных торговцев не борзеть. Над такими просьбами можно, конечно, иронизировать — но они, на самом деле, очень точно отражают суть общественного договора. Провести грань между честной торговлей и торговлей с элементами мошенничества и шарлатанства бывает очень сложно. Но когда торговец утрачивает чувство меры — это сразу бросается в глаза. И у любой власти запросто найдется механизм его придавить.
Жизнь старых и самодостаточных сообществ вообще довольно рационально устроена, если присмотреться.
Поиск спикеров на World Tea Expo
Наши американские коллеги объявили набор спикеров на следующую выставку World Tea Expo. Которая состоится в марте 2025 года в традиционном уже для этого мероприятия Лас-Вегасе. Собирать спикеров будут до 30 августа, для того, чтобы попытаться вписаться в эту приятную движуху, нужно отправить организаторам заявку-обоснование со своей физиономией и рассказом о том, почему тема вашего доклада будет интересна участникам американской чайной выставки. Учитывая при этом, что World Tea Expo — это не научная конференция и не чайное шоу, а мероприятие, основой которого являются B2B решения. Ну то есть ваша тема должна помогать людям зарабатывать деньги на чае в рамках актуальной деловой парадигмы и современной бизнес-этики. Ну или хотя бы создавать соответствующую иллюзию.
На мой взгляд, посещение World Tea Expo в качестве спикера — это самый разумный вариант посещения этого мероприятия. Это я как бывший спикер говорю. И дело тут не только в том, что спикеры — это белая кость выставки, автоматом получающие доступ к большому количеству сопутствующих мероприятию ништяков типа частично закрытых тусовок. И не в том, что такое участие в выставке как-то продвинет вас как специалиста — тут нет никаких гарантий, в этом смысле World Tea Expo ничем не отличается от любой другой чайной вставки в любой другой стране мира. И нетворкинг там ровно такой же, как и везде — если у тебя есть ресурс, то тебя все уважают, если ресурса нет, то ты всех уважаешь.
Участие в World Tea Expo в качестве спикера — это приятная профессиональная галочка. Которую один разок совершенно спокойно можно самому себе поставить. Чисто по приколу. Так что если World Tea Expo 2025 года технически вам доступна, то я рекомендую попробовать на ней выступить.
Экспорт китайского чая в 2023 году
В китайской прессе наткнулся на отчет по экспорту китайского чая в 2023 году. Отчет подробный, с ценами, килограммами, процентами и раскладками по видам чая, странам и провинциям. Пересказывать его целиком я не буду, если что, вот ссылка. Но на некоторых общих и любопытных деталях остановлюсь.
Начать, конечно, нужно с того, что экспорт китайского чая в 2023 году упал по сравнению с 2022 годом на 2%. Это если считать в тоннах. В 2022 году Китай продал на мировом рынке 375200 тонн чая, а в 2023 году — 367500 тонн. В стоимостном выражении экспорт упал еще сильнее, потому что снизились цены на экспортируемый китайский чай.
И вот цены — это как раз самое интересное в отчете. Их, конечно, не нужно автоматически проецировать на цены в магазинах. Потому что экспортная статистика оперирует совсем не розничными объемами и ценами. Для того, чтобы хотя бы примерно соотнести экспортные и статистические цены на чай с розничными ценами на чай, первые цены нужно увеличить в пять-десять раз. Ну то есть если чай где-либо на аукционе стоит 2 доллара за килограмм, то в рознице он будет стоить примерно 1-2 доллара за сто грамм. Это, конечно, крайне приблизительная прикидка и годится она только для масс-маркета — но другой прикидки у меня для вас нет.
Так вот. Средняя цена на китайский чай на мировом рынке в 2023 году составляла 4,73 доллара за килограмм. Средние мировые цены на чай вообще болтаются в районе 2,50 долларов за килограмм. Чисто для ориентации.
Средняя цена на мировом рынке на китайский зеленый чай составила в 2023 году 3,82 доллара за килограмм, на черный китайский чай — 9,19, на улун — 10,38, на пуэр — 7,71, на другие темные чаи — 5,92, на белый чай — 25,24. Желтого чая в экспортной статистике нет, потому что его вывоз из Китая запрещен и за него колесуют… Это шутка, конечно — все дело в ничтожных объемах экспорта желтого чая, его никто в глобальной статистике не учитывает.
За последний год экспортные цены на все без исключения китайские чаи, повторюсь, упали. Особенно сильно — на 50% — упали цены на пуэр. Понятное дело, что все эти цены относятся к чаям массового качества — но кто может помешать нам, имею под рукой все эти данные, троллить чайных торговцев в стиле «Сколько-сколько? Это за килограмм или за весь мешок? А вы знаете, что цены на пуэр упали в прошлом году на 50%? А зеленый чай из Китая экспортируется по четыре доллара за килограмм — даже цейлонский черный чай дороже!» Пусть выкручиваются.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий