Недавний рассказ о набитых чаем куклах инну с полуострова Лабрадор — отличный повод сказать несколько слов еще об одном чайном феномене, возникновение и развитие которого связано с кочевым образом жизни. Но уже не об индейском, а о казахском. Феномен этот называется кесеқап (кесекап, если по-русски). Строго говоря, кесекап — штука не чисто чайная. Функциональность кесекапа выходит за рамки чая ровно настолько, насколько выходит за эти рамки функциональность того предмета утвари, который на казахском называется «кесе».

Деревянная кесе

Обычно казахское «кесе» переводится на русский как «чашка». Но тут есть нюанс. В русском языке словом «чашка» часто обозначается нечто с ручкой. А кесе — без ручки. Поэтому конструктивно правильнее будет переводить «кесе» как «пиала». Но тут есть еще один нюанс. Слово «пиала» в русском языке довольно крепко функционально привязано к чаю — а у казахского «кесе» эта связь значительно слабее. В кесе можно и чай налить, и кумыс с шалапом, и вообще все, что наливается. Поэтому правильнее всего будет переводить «кесе» как «универсальная чашка без ручки объемом 100-500 мл (чаще всего — 200-300 мл)». Или, как вариант, «универсальная средняя или большая пиала» — и далее про объем. При этом слово «пиала» в казахском языке тоже используется, но вот насколько его привязка к чаю сильнее, чем у слово «кесе», я пока не знаю.

Чай «Золотая пиала» с подарочными пиалами

В нормальном общении вся эта смысловая неоднозначность никаких проблем не создает, в конкретных ситуациях всем и все понятно. Поэтому я для простоты буду переводить кесе как «пиала» — тем более что меня этот предмет интересует именно с чайной точки зрения. 

Кесе, в принципе, может быть изготовлена из любого материала. Самыми традиционными считаются деревянные кесе. Самыми распространенными, естественно, является керамические кесе. Ну и из всех современных посудных материалов их тоже делают. 

Казахи исторически — скотоводы-кочевники. Поэтому вся традиционная и действительно повседневная казахская утварь оптимизирована под транспортировку. Конструктивно кесе под транспортировку заточена максимально возможно — у нее нет ручки, нечему отбиваться. Но при этом кесе все равно остается предметом довольно уязвимым, особенно когда речь идет о компактной транспортировке не в процессе полноценного перемещения целой семьи, а когда ты скачешь на коне один с минимумом вещей. В который кесе обязательно входит — иначе и не поесть нормально. Причем кесе при перемещении есть смысл защищать не только от повреждений, но и от загрязнений. Поэтому для кесе нужен надежный чехол.

Который называется кесеқап. Или теркеш. Я буду использовать первое название, оно мне понятнее. Потому что кесе — это чашка или пиала. А қап по-казахски — это «мешок». Так что буквальный перевод слова кесеқап — «мешок для пиал». Хотя чисто технически было бы правильно называть его не мешком, а контейнером — потому что чаще всего кесекапы изготавливаются из материала, способного защитить содержимое от случайных механических повреждений. Из дерева, кожи или войлока, например. Ну и из комбинации этих материалов, конечно.

Кесекапы бывают двух основных видов. Первый — это кесекапы в виде бронелифчиков загадочной конструкции. Самый простой кесекап-бронелифчик состоит из одной чашечки и предназначен для хранения одной кесе. Которая помещается в этот чехол, а чехол цепляется, например, к седлу. Это очень удобно — кесе всегда под рукой, в сохранности, относительной чистоте и наводит батыра на приятные мысли. Также мне попадались изображения кесекапов-бронелифчиков под две кесе — это классика — и под три кесе. Причем чашки тройнушек бывают расположены так, что заставляют вспомнить фильм «Вспомнить все», а бывают так, что заставляют вспомнить Артемиду Эфесскую. Это для интеллектуалов.

Кесекапы-бронелифчики. syrboyi.kz, taran-musey.kz, egemen.kz

Кесекапы-бронелифчики изготавливались обычно из кожи или из дерева или из дерева и кожи — и мне они, несмотря на суровый кочевой эротизм, интересны только как элемент культурного наследия, нефункционально, так сказать. Просто потому, что кесекапы-бронелифчики не очень удобны для хранения более чем двух или трех пиал. 

А вот кесекапы второго вида — цилиндрической формы и предназначенные для того, чтобы пиалы-кесе складывались в них стопкой — это очень классная придумка. Вернее даже не так. В самой этой придумке нет ничего уникального или интересного, аналогичных чехлов-тубусов под посуду на белом свете вагон и маленькая тележка. Но вот их конкретное казахское исполнение может быть прекрасным. Может и не быть — когда цилиндрические кесекапы сделаны из кожи, они интересны только как музейные экспонаты. Сувенирные и аляповатые, из ткани или бумаги — это вообще ерунда. Прекрасны же кесекапы из войлока.

Потому что они, войлочные кесекапы, как правило, не простые, а художественные, украшенные разными орнаментами. Иногда лаконичными и двухцветными. Иногда разноцветным и довольно причудливыми, похожими на вышивку по валенкам. И при этом войлочные кесекапы функциональны — в них явно очень удобно хранить и переносить пиалы стопкой. Некоторые кесекапы, кстати, снабжены внутренними прокладками, которые не дают пиалам стукаться друг о дружку. Но даже если таких прокладок нет, это не важно — бумажные салфетки или любые небольшие лоскуты полностью решают эту проблему.

Войлочные кесекапы. Музее искусств имени Кастеева

К сожалению, войлочные кесекапы я видел только в музеях. На ярмарках и ремесленных развалах пока не встречал — но, справедливости ради, посетил я таких ярмарок и развалов немного. Так что может еще и найду себе крутой казахский войлочный кесекап.

Я не буду утверждать, что у войлочных кесекапов есть какой-то особенный сувенирный потенциал. И едва ли из них получиться сделать национальный чайный маркер типа самовара в России или этажерки в Англии. Но мне лично они очень нравятся.

Все статьи цикла Чай в Казахстане.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».