Бангладешские ученые оптимизировали способ использования чайных отходов для окрашивания джутовых тканей. О том, что чаем можно красить ткани, известно давно и хорошо. До начала массового применения фильтр-бумаги для изготовления чайных пакетиков использование мелкой фракции черного чая в качестве красителя считалось одним из самых перспективных направлений сработки этой немаленькой доли результатов чайного производства. В чайное окрашивание можно и дома поиграться. И с обычным черным чаем.

Им можно, например, яйца покрасить. Ну мало ли вы решите запоздало отметить Пасху. А если белую хлопковую футболку проварить с гранулированным черным чаем, то она приобрете приятный цвет, который, пожалуй, можно назвать пустынным хаки. Долго, впрочем, этот цвет не продержится, со стабильностью у чая как у красителя — беда. И состирывается он достаточно быстро, и на свету выцветет. Но полностью не сходит — так что над домашней одеждой вполне можно таким образом поизголяться.

Мы с дочерью примерно год назад взяли белую хлопчатобумажную футболку, девять образцов черного и темного чая, девять стаканов, соорудили несложную конструкцию, которая позволяла погрузить в эти девять стаканов девять раных участков футболки, насыпали на эти участки разные чаи и залили их кипятком так, чтобы каждый фрагмент ткани с чаем оказался в кипятке. Вышло, конечно, все не очень аккуратно, цветные чайные пятна сильно расплылись — но получить на футболке девять разных участков, окрашенных девятью разными чаями, мы все равно смогли. Футболка была высушена, а все окрашенные участки были подписаны. Красоты во всем этом не было никакой, получился набор из девяти невнятных пятен с разводами и романтическими подписями из чайной географии — но пахла футболка приятно.

После первой же стирки все чайные пятна потеряли свою яркость, а через год использования футболки от чайной окраски остались только плохо заметные грязные следы и потускневшие подписи — фломастер по ткани оказался более стойким, чем чай… 

Несмотря на плохую стойкость, у чая, как у красителя, есть несколько неоспоримых достоинств. Он экологичен, дешев и придает покрашенной ткани легкие бактерицидные свойства. Короче говоря, пороботать над повышением стойкости чая как красителя был смысл — вот бангладешские ученые и поработали. С помощью специальных добавок им удалось и эту самую стойкость повысить, и оттенок чайного цвета сделаь более темным и рациональным. Все счастливы, короче. Чай как краситель, правда, стал не таким экологичным из-за добавления стабилизирующих присадок — но это уже мелочи и детали.

А вообще, конечно, и использование чая в качесте красителя, и подкрашивание самого чая — это интересная и разнообразная тема. Часто уходящая, скажем так, в «серую зону» — это когда речь идет о недекларируемом подкрашивании чая. Причем далеко не всегда такая недекларируемость носит откровенно зловредный и обманный характер. Иногда она носит характер… да почти что общественного договора, когда все знают, но особо не распространяются, ну типа всегда так было. А если кто не знает — то это его проблемы.

Достаточно вспомнить, например, добавление оранжевых и желтых красителей в холодные чайные напитки в Таиланде. Причем часто красители добавляются не при непосредсвенном приготовлении напитков, а еще в сухой чай. Если на Вайлдберисе или еще на каком маркетплейсе поискать таиландский чай, то можно будет обнаружить не только анчан, но и готовые чайные смеси в пачках приметного дизайна, обещающие при заваривании в холодной или горячей воде, мыльной пене или керосине радикальный оранжевый цвет. При этом в описании чайной смеси на этих самых маркетплейсах о красителях часто ничего не будет сказано. А красители там почти всегда есть.

Для таиландских чайных смесей, используемых, повторюсь, чаще всего для приготвления холодных и сладких чайных напитков с молоком, добавление в чай красителя является практическим стандартом. Но обычно не афишируется. Но и не скрывается — точный состав таких смесей можно нагуглить за две минуты. При этом в неафишировании красителя производители и продавцы таиландского чая иногда достигают истинных высот маркетингового умолчния. Например, в описании чая могут быть перечислены действительно входящие в него натуральные компоненты — пряности, к примеру. И завершаться все это перечисление будет заявлением о том, что чай не содержит искусственных ароматизаторов. И он их действительно не содержит. Он содержит искусственные красители — но об этом не говорится ни слова. А истинное заверение об отсуствии искусственных ароматизаторов обычный потребитель частво в своей голове превращает в представление об отсутствии искусственных добавок вообще. Что усугубляется еще тем фактом, что отдельные продавцы таких смесей бьют себя пяткой в грудь, доказывая, что никаких красителей в чае нет, все исключительно натурально.

Ну а моей любимой темой с чаем и красителями является подкрашивание чая чаем. Я уже как-то рассказывал об этом, но с удовольствием повторюсь.

Сухие ароматизаторы, используемые для ароматизации пакетированного чая, часто реализованы в виде небольших сахарных гранул, которые, естественно, имеют белый цвет. Есть рынки, на которых потребители очень чутко реагируют на наличие в чае непонятных белых штучек Ну там популярные блогеры разрывают чайные пакетики, фотографируют все это и публикуют с комментарием типа «смотрите, что я нашла в чае известной марки. Я-то думала, что аромат «Воздух осени» натуральный, а он, оказывается, искусственный». Так вот, чтобы потребители на таких рынках не перевозбуждались, производители чая иногда прибегают к хитрому бедуинскому приему. Они подкрашивают сахарные ароматические гранулы. Причем подкрашивают чаем — ну чтобы они имели чайный цвет.

По-моему, это очень красиво.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».