Оказывается, в начале XX века город Сан-Франциско (в котором, как мы знаем из диалога Мимино и Рубика Хачикяна, из крана течет самая лучшая вода в мире) был еще и важной перевалочной базой для Lipton. В те времена еще самостоятельной компании, крутой и прогрессивной. А не бренда, разные куски которого еще и принадлежат неизвестно кому. Сто с лишним лет назад чай с плантаций в Индии и на Шри-Ланке шел через Тихий океан в Сан-Франциско, откуда расходился уже по всем Соединенным Штатам.

Для того, чтобы чай расходился по стране более эффективно, компания Lipton создала в Сан-Франциско элементы дистрибьюторской инфраструктуры. А для одной из модных тогда торгово-промышленных выставок компания даже построила в Сан-Франциско чайный сад Lipton. И разместила в городе кое-какую рекламу. В том числе и виде банальнейших трафаретных надписей Lipton’s Tea на окнах — ну то есть на стеклах — некоторых зданий.

И некоторые из этих надписей сохранились! Что, конечно, удивительно, с учетом размещения их на стеклах и прошедших с момента размещения ста лет. В статье, из которой я про эти надписи, собственно, и узнал, есть ссылка на фотографии пяти таких трафареток. Причем фотографии эти сделаны в июле 2023 года — и надписи на них в отличном состоянии. Причина такого отлично состояния, судя по всему, не только в том, что вот уже сто лет эти надписи никому не мешают и никого не беспокоят. Но и в том, что их не отодрать. Некоторые пытались — и решили, что легче оставить все, как есть.

Это очень душевная история, конечно — особенно если эти надписи на стеклах сохранятся и дальше. Тут ведь вот какое дело. История чая — это не только история древних торговых путей, знаменитых старинных книг, гонок парусников и других масштабных явлений и событий. Это еще и история разных мелочей — чайных баночек и других предметов чайной утвари, сохранившихся в семьях, локальных чайных традиций, чайной рекламы и всего такого прочего. Эти мелочи, конечно, хуже сохраняются и не так впечатляют, как «Катти Сарк» или яркое театрализованное представление в Фуцзяни. Но их, таких мелочей, много. И они ближе к людям. Очень немногим любителям чая повезло быть сопричастными к чайным клиперам или «Канону чая» — по совершенно объективным причинам. А вот проходить мимо надписи Lipton’s Tea, читать Хармса про самовар или даже вздыхать по поводу чая со слоном, который был о-го-го, могут миллионы людей.

Создавая при этом сеть своих персональных связей с чайной историей и культурой. Связей, чаще всего, не очень прочных и не сильно


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».