Сайт World Tea News опубликовал не так давно любопытный материал, посвященный повышению эффективности чайного бизнеса. Я сейчас основные приведенные там способы повышения эффективности тезисно перескажу с комментариями. А потом еще добавлю пару слов от себя. Без протокола, так сказать.

Первое направление повышение эффективности чайного бизнеса — это его всяческая автоматизация. Автоматизировать предлагают склад, управление заказами, работу в соцсетях и аналитику. При этом, что ценно, предлагают не просто так, а со ссылками на конкретные примеры софта. Даже если это проплаченные ссылки и даже если весь этот софт — полная фигня, они все равно интересны. Я сильно подозреваю, что о существовании специализированного софта для управления чайной и кофейной торговлей значительная часть наших чайных бизнесменов — особенно тех, чей бизнес нужно снабжать приставкой «микро», даже не подозревает. Конечно можно не сомневаться, что софт, разработанный для бизнес-инфраструктуры США, нашим бизнесам не очень подойдет. Но погонять триалки софта для управления запасами, почитать обзоры систем автоматизации магазинов или CRM-систем все равно интересно.

World Tea Expo 2019. Работа выставки. www.worldteaexpo.com

Второе направление повышения эффективности чайного бизнеса — это оптимизация поставок. Которая состоит в установлении надежных отношений с поставщиками, создании системы мониторинга качества, оптимизации логистики, прогнозировании спроса и управлении на основании этих прогнозов товарными запасами. Тут так и хочется добавить что-либо не менее очевидное типа «Смерть — это конец жизни» или «Лошади едят овес». 

Третье направление повышения эффективности чайного бизнеса состоит в качественном управлении человеческими ресурсами. Которое включает в себя предметную чайную подготовку сотрудников, получение сотрудниками дополнительной и связанной с бизнесом квалификации, наставничество, тренинги общения с клиентами и создание позитивной рабочей среды. Любопытно, что ни слова не сказано об оценке эффективности сотрудников. Что, в общем, понятно — если ориентироваться на позитивную рабочую среду, то оценивать эффективность сотрудников нельзя. Иначе они обидятся.

World Tea Expo 2019. Образовательные сессии. Фото: https://www.worldteaexpo.com/
World Tea Expo 2019. Образовательные сессии. www.worldteaexpo.com

Это, кстати, довольно любопытная тема. Составители воодушевляющих рекомендаций по повышению эффективности бизнеса обычно ничего не пишут о банальной профессиональной пригодности сотрудников. Подразумевая ее само собой разумеющейся. В случае с чайным бизнесом это, конечно, ошибка. Чаем, кофе и другими колониальными товарами и у нас-то занимается отнюдь не профессиональная элита. А уж в странах с более развитой профессиональной стратификацией — тем более. Но это так, к слову.

И, наконец, четвертое направление повышения квалификации чайного бизнеса — это внедрение эффективных маркетинговых стратегий и развитие взаимоотношений с клиентами. Это вообще раз плюнуть, как вы понимаете. Достаточно всего лишь разработать стратегию целевого маркетинга, внедрить программы лояльности, поощрять клиентов оставлять отзывы и активно взаимодействовать с чайными энтузиастами и лидерами мнений. Тут и не поспоришь, я даже знаю одного такого энтузиаста и лидера мнений, с которым непременно нужно взаимодействовать чайным бизнесам.

Вообще, конечно, рекомендации вроде как и очевидные — но вполне разумные. С поправкой на специфику уже упомянутой американской бизнес-инфраструктуры. И еще на два жирнющих нюанса.

World Tea Expo 2019. Образцы продукции. Фото: https://www.worldteaexpo.com/
World Tea Expo 2019. Образцы продукции. www.worldteaexpo.com

Первый из которых состоит в том, что каждое бизнес-решение — как из перечисленных выше, так и любое другое — должно быть адекватно масштабам бизнеса. Если домашняя лимонадная лавка начинает заимствовать решения у Кока-колы — то это признак идиотизма, а не того, что лимонадную лавку держат представители деловой элиты, которые мыслят масштабно. Адекватная оценка масштаба бизнеса в контексте бизнес-технологий — это совсем не просто. Ну вот взять те же системы автоматизации бизнес-процессов. Они даже крупным компания не всегда на пользу идут. А уж когда компания на пять сотрудников начинает использовать какие-либо крутые системы организации совместной работы или мощные CRM-системы, то получается совсем забавно. В лучшем случае все это дело тихонько замыливается — и через некоторое время все делают вид, что ничего не было. В худшем — вырождается в карго-культ, типа смотрите, мы тоже могем по большому. И отжирает кучу времени и ресурсов… Короче говоря, при выборе бизнес-решений нужно сохранять адекватность.

Второй нюанс — чисто американский. Который тоже нужно понимать. Будет, наверное, сильным преувеличением сказать, что американский чайный рынок в той его части, которая связана с относительно дорогим чаем, калькирует американский кофейный рынок. Но некоторые подходы он, конечно, из кофе заимствует. Например, подход, при котором основным рыночным субстратом являются микробизнесы, с которых кормятся B2B проекты. И это не только оптовики, этого и у нас хватает, но и те самые разработчики софта, продавцы оборудования и знаний разной степени полезности и прочая бизнес-надстройка.

Можно сказать, что любой американский чайный проект сразу после открытия попадет, скажем так, под инфраструктурную опеку. В условиях американского рынка часто вполне уместную и полезную для чайного проекта. Но при выносе элементов этой опеки за пределы американского рынка может получиться смешно. Так что, оценивая применимость американских советов для российского, например, бизнеса, нужно учитывать, что бизнес-среда в наших странах совершенно разная. И даже такое простое действие, как привлечение лидеров мнений или чайных энтузиастов, может иметь в наших разных странах совершенно разный результат.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».