Устойчивость, пол и возраст

Tea & Coffee Trade Journal и Firsd Tea (это такая американская чайная компания, дочка китайской Zhejiang Tea Group) опубликовали очередной отчет по результатам опроса чайных специалистов об их отношении к чайному устойчивому развитию. Я обычно к таким документам отношусь исключительно как к источнику терминов и формулировок для ведения актуальных околошарлатанских разговоров про этику и экологию — и в этом смысле новый отчет также полезен, как и предыдущий. Содержательная же чайная ценность его, на мой взгляд, невысока даже в динамике. Права, в описании респондентов есть пара любопытных половозрастных моментов.

Во-первых, среди участников опроса доминируют мужчины. В прошлом году их было 79%, в этом году — 63%. Во-вторых, среди участников опроса откровенно мало молодежи. В опросе прошлого года 89% участников были старше 34 лет, в этом году таких товарищей — 84%.

С учетом того, что количество участников опроса очень невелико, ни в коем случае нельзя делать выводов о том, что среди американских, канадских и прочих чайников преобладают мужчины старше 34 лет. Выборка для таких выводов совершенно нерепрезентативна. А вот с учетом того, как распространялась информация об опросе, можно сделать другой вывод — немного обидный для представителей определенных возрастных и гендерных групп. Вывод этот состоит в том, что за официальной чайной прессой хоть как-либо следят мужчины старше 34 лет. Молодым и женщинам отраслевая чайная пресса совершенно не интересна. Они, видимо, и так все знают.

Зеленый чай из Ризе (Турция). © Ольга Никандрова
Зеленый чай из Ризе (Турция). Просто красивая картинка. © Ольга Никандрова

Я, вообще, крайне невысокого мнения о качестве значительной части бумажной чайной периодики вообще и о качества журнала Tea & Coffee Trade Journal в частности. Отраслевые журналы — вообще крайне унылая штука. Но следить за ними хотя бы в половину глаза я считаю необходимым. Тем более, что никаких усилий такая слежка не требует. А что-то интересное и там иногда проскакивает.

Но это мое мнение, конечно, связано исключительно с тем, что я мужчина и мне заметно больше 34 лет.  

Козы на японских чайных плантациях

Сразу две интересных чайных и животноводческих новости пришли из Японии — спасибо коллегам из Global Japanese Tea Association за то, что мониторят японскую прессу с чайной точки зрения. 

Первая новость носит пока романтический и мечтательных характер. Один японский сырный и козий энтузиаст, работавший до этого менеджером в компании по производству сыра, решил бросить все, отпустить себе бороду и бродягой пойти по Японии. Ну в смысле завести собственных коз и делать сыр из козьего молока. Для того, чтобы его мечта осуществилась, сырный и козий энтузиаст стал искать землю под будущее хозяйство — и нашел заброшенную ферму и заброшенные чайные плантации в Сидзуоке. И решил, что будет делать не просто козий сыр, а козий сыр из молока, которое дают козы, пасущиеся на одичавших чайных плантациях. Отчего его козий сыр — и без того полезный и вкусный — станет вообще невероятно замечательным.

Нескольких козочек на плантации наш японский чайный и сырный брат уже выпустил — но так как эти козочки еще молодые, продуктивно доить он их намеревается начать только в 2024 году. А пока просто смотрит и радуется. И покупает козье молоко на соседних фермах, чисто потренироваться. Тренируется он, кстати, совсем крафтово — из оборудования у него только холодильник, производить сыр он собирается совсем вручную. Вообще-то это вполне возможно — я когда-то давно наблюдал становление нескольких козьих сыроварен. Они тоже на первых порах все делали руками. Как коммерческие проекты они не состоялись, но сыр у них получался вкусным. Так что до дегустаций чайного сыра в Сидзуоке дело вполне может дойти — ну а что будет дальше, предсказать невозможно.

Меня же в этой новости в очередной раз зацепил сам факт поедания домашними животными чайных листьев. У меня в связи с таким поеданием есть странная история из детства. Дядюшка мой по материнской линии — Морозов Борис Федорович — работал одно время на пункте приема макулатуры. Который на лето становился для нас библиотекой — потому что многие люди сдавали в макулатуру целые подшивки журналов. Топовых журналов типа «Вокруг света» или «Техники молодежи» там, конечно, не было — но вот «Человек и закон» с поучительными историями или «Крокодил» с историями не менее поучительными, но еще и смешными, можно было изучать масштабно и ретроспективно.

Так вот. В одном из «Крокодилов» мне попался фельетон, содержание которого сводилась к тому, что пожилой житель грузинского села увидел однажды, как корова ест чайные листья прямо с кустов — и обалдел. Потому что на его памяти коровы чайных листьев никогда не ели, так как те горькие. И мораль фельетона состояла в том, что грузинский чай из-за агрономической безграмотности выхолостился и стал настолько беден всякими характерными чайными веществами, что его теперь даже коровы едят. 

Я и сейчас-то не могу оценить достоверность этой информации — а уж в детстве и подавно не мог. Я даже не уверен, что правильно помню животное — допускаю, это это была лошадь, а не корова. Но сама информация о том, что какие-то крупные домашние животные свежие чайные листья не едят, потому что эти листья горькие, на достаточно долгое время стала для меня самым сокровенным чайным знанием. В детстве такое случается иногда.

Довольная коза на чайной плантации

Что же касается коз, то с ними все в порядке — они свежие чайные листья точно едят. И не очень свежие, кстати, тоже. Козы вовсю пасутся на чайных плантациях в Индии, например. А спитые чайные пакетики и просто спитой чай часто скармливают козам разные козьи заводчики. Так что надежды японского чайно-козьего энтузиаста на особенный чайный сыр вполне себе могут сбыться.

Это Япония и козы. mainichi.jp

А это Вьетнам и поросята.

Его ферма, кстати, называется «Ферма козьего хвоста» — и на ее логотипе коза стоит задом к зрителю, бодро задрав хвост. Я никогда не интересовался этим вопросом специально, но на востоке я уже встречался с активным использованием такого ракурса в животноводческой рекламе. Во Вьетнаме на мешках с кормом для поросят эти самые поросята не только изображены стоящими к зрителям строго задом, но и сами эти зады существенно отфотошоплены. Поэтому ходить по вьетнамскому сельскому рынку всегда весело.

Кстати, про поросят…

Японская чайная свинина

Еще одна японская животноводческая новость связана с презентацией и дегустацией свинины, полученной от свиней, в рацион которых на финальной стадии откорма был включен зеленый чай.

Напомню, что добавление зеленого чая в рацион домашних животных — штука хоть и довольно редкая, но не уникальная. Тех же свиней откармливают зеленым чаем в южнокорейском Посоне (возможно и где-либо еще, но я знаю только о Посоне). В июле 2022 года в корейских Макдонльдсах даже специальные бургеры продавались, с котлетами из чайной свинины. Ну а теперь вот Япония.

Реклама бургера с корейской зеленочайной котлетой. www.koreatimes.co.kr

Производится японская чайная свинина компанией YC Matsutta PIG STORY под маркой 松阪T220, «Мацусака T220». Мацусака — это локализация, есть такой город в Японии в префектуре Миэ. T — это tea, чай — что как бы намекает. Ну а 220 — это продолжительность жизни свиней в днях — что немного цинично, конечно. Чай в рацион этих марочных поросят начинают добавлять за два месяца до забоя — по 40 грамм ежедневно.

Сама новая марка свинины была зарегистрирована еще в 2020 году — но, судя по всему, активное продвижение этого продукта началось только сейчас. Не так давно состоялась презентация и дегустация чайной свинины, на которой гостям предлагалось попробовать сябу-сябу из тонких слайсов этого мяса, сваренных в бульоне с добавлением зеленого чая. Все попробовавшие японскую чайную свинину отметили, что она нежирная, сладкая и красивая.

Такие новости, конечно, невольно вызывают приступы кровожадного любопытства. Вот интересно, например, будет ли отличаться мясо свиней, в рацион которых добавляли разный чай? Черный и зеленый например. А на вкусе сала чайная диета скажется? А если не сябу-сябу делать, а свинину с грибами, то чайность чувствоваться будет? Много вопросов, да…

Горячий чай с солью потенциально вреден для здоровья

Индийские ученые изучили связь различных компонентов диеты с риском развития рака желудочно-кишечного тракта в Северной Индии. Совершенно стандартное региональное исследование, такие работы сейчас публикуются пачками. В данном конкретном случае, однако, глаз у меня зацепился за один из результатов исследования — ученые обнаружили, что употребление горячего и соленого чая связано с повышением риска развития рака ЖКТ в два-три раза. А употребление сладкого чая, напротив, связано с небольшим снижением риска развития рака ЖКТ.

Самое любопытное в этой новости, конечно, то, что в нее вообще попал соленый чай. Штука не сказать чтобы сильно редкая — но специфическая и локальная. Например, такой чай пьют в Кашмире — там есть, напомню, нун-чай — напиток, который готовится из простенького зеленого чая, соды, молока, соли и произвольного набора пряностей. И имеет веселенький розовый цвет. Среди локальных непальских рецептов тоже попадается чай с солью — только уже черный и немного взбитый. Довольно вкусный, кстати. Ну и про многочисленные горные и кочевые варианты чая с молоком, солью, маслом и пряностями тоже не нужно забывать.

Чай с пашмаком и молоком. © Ольга Никандрова
Чай с пашмаком и молоком. Полезный 🙂 © Ольга Никандрова

На первый взгляд, все рецепты соленого чая происходят из регионов с бедным рационом. Не обязательно голодных — но с явно невысоким разнообразием потребляемых продуктов. И чай с солью занимает в рационе жителей этих регионов значительное место. Много они его пьют, короче. Так что потенциальная вредность соленого и горячего чая может быть связана не только с его очевидным раздражающим действием, но и с объемами и регулярностью его употребления на фоне небольшого пищевого разнообразия. Ну и замечу также, что в индийском исследовании говорится именно о горячем чае с солью, без каких-либо уточнений и привязок к конкретным традициям.

Приятно бывает поговорить иногда на медицинскую тему, никак не связанную с твоей реальной жизнью.

Очередной чайный кожзаменитель

Ну и раз уж у нас сегодня день далеких от нашей реальности новостей. Турецкая компания Scays Group анонсировала запуск проекта и продукта Wastea — кожзаменителя, который делается из полиуретана на биологической основе и отходов чайного производства. К сожалению, из пояснений на сайте проекта найти что-либо конкретное о производстве этого кожзама не получается. Приобрести его образцы или готовые изделия из нового материала тоже пока нельзя. Но зато можно узнать о том, что эта чайная кожа веганская, биоразлагаемая и вся из себя устойчивая. И что она огнестойкая и водостойкая. И телу приятная. И как материал для изготовления разных изделий тоже хорошо работает — можно из этого чайного кожзама хоть сумочку сделать, хоть курточку.

Сумочка из Wastea

Проект, конечно, производит немного странное впечатление — но на чайный кожзам я бы посмотрел с удовольствием. И еще с большим удовольствием его пощупал бы и понюхал. У меня с разными чайными кожзамами, простите за такие слово, гештальт не закрыт. Это вид чайной продукции, с которым я даже примерно не знаком — а интересно ведь! Особенно меня взбудоражила, помнится, идея делать кожзаменитель из чайного гриба. Обещали, что из этого кожзама можно будет хоть ботинки делать, такой он будет водостойкий. Но я в это не очень поверил, конечно.

А теперь вот еще и чайные отходы в дело пошли. Так что теперь каждый уважающий себя чайник должен ходить в ботиночках из чайного гриба и с кошелечком из отходов чайного производства.

Чай турецкий и чай грузинский

На сайте CNN появилось небольшое видео с названием «Почему Ризе — это чайная столица Турции». Совершенно стандартное для трехминутного рассказа о турецком чае в местах его непосредственного производства. Но с двумя любопытными нюансами.

Во-первых, там довольно много внимания уделено хозяйству Lazika, которое является, если можно так выразиться, парадным турецким чайным фермерским проектом. Мы были там в 2019 году, тогда их чай уже отличался от массового турецкого черного чая, но еще не настолько сильно, чтобы можно было говорить о своем лице турецкого крафтового чая. Допускаю, что за прошедшие четыре года ситуация изменилась — проект развивается довольно активно. Причем основной акцент в этом развитие делается на локальной фермерскости, всяческой природности и суперфудности. Если вы — чайный фермер, то проект Lazika можно использовать если не в качестве эталона, то в качестве ориентира. Полюбопытствуйте.

Во-вторых, в ролике CNN есть забавный момент — там героиня и, я так понимаю, автор ролика катается на тележке, используемой для транспортировки всякого разного по склонам гор. В первую очередь, конечно, эти транспортеры используются для перевозки чайных листьев — и поэтому чаще всего встречаются на чайных плантациях. Но бывают и в других местах — я, например, наблюдал как-то раз как такая система использовалась для доставки всякого разного в горный отель. Но я никогда не видел, чтобы на этой штуке катали людей. Стремновато она для этого выглядит. Но в CNN, видимо, берут только отчаянных — поэтому дама катается…

Но зацепился я за этот ролик не только из-за Lazika и отважной журналистки. А еще из-за того, что он является отличным поводом поговорить о Турции. И, совсем немного — о Грузии. В последнее время турецкий чай вообще привлекает к себе много внимания. Даже совершенно формального. У них там и красивый центр чайный открылся в Ризе, и потребление чая на душу населения самое высокое в мире, и в список культурного наследия ЮНЕСКО турецкий чай вошел, и чайных туристов они активно заманивают… И над всем этим воображение любого любознательного чайника услужливо подрисовывает транспарант, на котором большими буквами написано «Как?»

Как так получилось, что Турция, будучи исторически не просто кофейной страной, а страной, в которой кофе был одним из факторов культурной идентичности, стала страной чайной? Причем самодостаточно чайной — в отличии, например, от России или Великобритании. Потому что наши турецкие чайные братья чай не только пьют, но и сами его производят в достаточном для внутреннего потребления количестве. И даже на экспорт еще немного остается.

Понятное дело, что ответ на этот вопрос «Как?» комплексный. И некоторые части этого комплекса лежат на поверхности. Это и относительная дешевизна чая и чаепитий, и постоянный контакт Турции с регионами с развитой чайной культурой (которые она в итоге в чайном плане переплюнула), и государственная поддержка выращивания и производства чая, и протекционизм, дающий возможность развиваться местной чайной индустрии, и большое количество людей, не употребляющих алкоголь по религиозным соображениям — все это как бы понятно.

Но есть, как мне кажется, еще один фактор, сильно поспособствовавший появлению на свет такого феномена, как турецкий чай. Этот фактор, отличие от всех остальных, экономических, социальных, политических или религиозных, имеет чисто чайный характер. И состоит в том, что у турецкого чая — точнее, у турецкого черного чая — есть свое яркое и характерное лицо.

Турецкий чай, сладкий херес и восточные сладости. © Ольга Никандрова
Турецкий чай, сладкий херес и восточные сладости. © Ольга Никандрова

Да, этот чай простой. И часто не очень вкусный — настолько, что вместо «простой» так и хочется сказать «простой, как швабра». Но, независимо от качества, он отлично узнается.

Если перейти на маркетинговые категории и вспомнить, например, четыре «пи» маркетинга — product, place, price, promotion — то в турецком чае есть этот самый уникальный product, который на уровне самостоятельно распознаваемых потребителем характеристик отличается от других продуктов этой же группы. Турецкий чай можно любить, его можно презирать, к нему можно быть совершенно равнодушным — но в любом случае его легко распознать. Работать с продвижением такого продукта — сущее удовольствие.

Для того чтобы в полной мере оценить важность узнаваемости турецкого чая, сравните его с чаем грузинским. Чайные регионы Турции и Грузии, по сути, разделены только границей. Грузинский чай может быть удивительно хорошим — лучшие образцы турецкого чая, которые мне доводилось пробовать, и рядом не лежали по качеству с лучшими образцами чая грузинского, которого мне тоже довелось попробовать в достаточном количестве. Но у грузинского чая нет своего лица, а у турецкого чая — есть. 

Марочный грузинский черный чай из Анасеули
Марочный грузинский черный чай из Анасеули. © Ольга Никандрова

У чайной Грузии есть place — хотя бы потому, что она сохранила старые связи и довольно много чая продает, например, в Россию и в Узбекистан. У грузинского чая есть вполне себе привлекательный price. Да и с promotion в чайной Грузии тоже все совсем неплохо. А вот уникального product в чайной Грузии нет. Не существует такого понятия, как потребительски распознаваемый стиль грузинского чая. И я ни разу не слышал, чтобы грузинские производители чая ставили перед собой задачу такой стиль создать.

И, во многом, именно поэтому современная чайная индустрия Грузии не идет ни в какое сравнение с современной чайной индустрией Турции.

«Чайные чудики»

Валерий Левитанус — основатель замечательного проекта TeaSide — анонсировал на днях появление на сайте проекта раздела «Чайные чудики», в который выставлены чайные игрушки, созданные сыном Валерия, Антоном.

Я, скажем так, сложно отношусь к чайным игрушкам. Я вполне понимаю их развлекательную функцию — в определенных случаях те же писающие мальчики и не менее писающие львы или там меняющие цвет драконы могут быть очень уместны. Но не всегда, конечно — да и уродские они, большей частью. Я готов оценить качество исполнения и художественную ценность чайных игрушек — но это тоже случается крайне редко. Потому что они, большей частью, некрасивые и/или сделаны очень небрежно. Мне интересны сувениры с историей — камушек с берега той реки, где вырос заваривающий чай человек, безделушка, привезенная из путешествия и все такое прочее. Это интересно и трогательно.

Но я совершенно не понимаю и не принимаю рассказов про хранение духа чайного стола и уважение к предкам. Да, конечно, проявлять благодарность к абстракциям комфортнее, проще и дешевле, чем к конкретным людям — но черт возьми! Если хочется проявить уважение к предкам — позвони лишний раз родителям или пошли им пару фотографий. Или просто вспомни их добрым словом про себя, если они уже умерли. Если ты веришь в духов чайного стола — устрой бесплатное чаепитие для школьников или просто сядь с доской в городском парке и угощай чаем всех желающих. Или разберись с какой-либо чайной темой. Или прими участие в чайном фестивале. Духи останутся довольны. А поливание чаем безликой жабы или там Хотэя какого для повышения накала церемониальности и чувства собственной значимости я никогда не пойму. Промолчу, конечно, но не пойму…

Отвлекся, извините. 

«Чайные чудики», на мой (исключительно предвзятый) взгляд — это совершенно замечательные вариант игрушки для чайного стола. Покупка который не только является приобретением сувенира с историей, но и формирует правильный ремесленный и человеческий паттерн — особенно если автор «Чайных чудиков» будет знать, у кого на чайных столах они стоят. 

Ну а про то, насколько классно выставить на чайный стол причудливую зверушку, сделанную собственным сыном, и говорить нечего. Да и не надо ничего говорить. Достаточно знать и радоваться.

«Матрешки, чай, очки и жесть»

Выставка с интригующим названием «Матрешки, чай, очки и жесть» открылась 3 октября в Санкт-Петербурге, в Библиотеке Гоголя, что на Среднеохтинском, 8. В основу выставки легли четыре коллекции — матрешек, старинной оптики, жестяных изделий советского времени (надеюсь, там будет архетипическая и многофункциональная ванна, отлично знакомая все представителя моего поколения по детству) и коллекция чайных экспонатов, так или иначе связанных с появлением чая в России. Ее, кстати, предоставил библиотеке Александр Чудок, основатель отлично многим известного проекта «Море чая» и чайного музея, который работает на базе этого проекта. И спокойно и без особого пафоса вот уже несколько лет занимается чайным просвещением жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Идея собрать собрать в рамках одной выставки жесть, очки, матрешек и чай, конечно, шикарна. Надеюсь, с этой выставки будут фоторепортажи. Ну а если вы в Питере или рядом, не пропустите!

Тисмейд. Гибрид чайника и будильника

В 2004 году в лондонском и, увы, закрывшемся музее Bramah Museum of Tea & Coffee мы наткнулись на несколько разнообразных и скажем так, винтажных гибридов чайников и часов. Из скудных пояснений нам тогда стало понятно, что цели такая чайно-часовая химерология могла преследовать самые разные. И выставленные в музее устройства были и заварниками с таймером, и простыми комплектами, в которых чайник и часы были соединены не функционально, но только дизайном. И тисмейдами — устройствами, которые были предназначены для приготовления чая к определенному времени.

Чайно-часовые химеры из Bramah Museum of Tea & Coffee

Никакого развития наша первая встреча с тисмейдами не получила. В привычном нам чайном обиходе этих устройств не было, присутствие их в музейной экспозиции и уже упомянутая винтажность как бы намекали, что из обихода эти устройства ушли — так что мы их просто запомнили и все. Примерно как чашки с полочкой под усы, впервые встреченные нами в тот же вечер и в том же музее.

Оказалось, однако, что тисмейды никуда с рынка и, судя во всему, из обихода, не делись. Они, безусловно, штукой является странной и редкой — но производятся и продаются. И на них даже обзор на Хабре есть (Илья Петрович, спасибо за ссылку). И статья на русской википедии. Так что несколько слов о них я с удовольствием скажу — чисто теоретических, потому что сам с ними никогда не работал.

Тисмейд — это бытовой прибор, который заваривает чай к определенному времени. Для того, чтобы это произошло, в него нужно (вечером, например) залить воду, засыпать заварку, подключить прибор к сети и завести. Например, на семь часов утра. При таком раскладе тисмейд сначала вскипятит воду, потом перекачает кипяток в заварник, куда, повторюсь, с вечера засыпана заварка — после чего даст чаю постоять положенные три или пять минут и включит будильник. В семь утра. Или включит будильник тогда, когда зальет заварку кипятком. Тут все от модели зависит. Короче говоря, так или иначе будильник будет включен, вы проснетесь — а чай уже готов. Очень удобно. Вечером вы зальете в тисмейд новую воду, сыпанете в заранее вымытый и высушенный заварник заварку, снова заведете прибор — и все повторится. Так и жизнь пройдет…

История разного рода автоматических чайников началась в Англии в конце XIX века — и первые модели были, конечно, квинтэссенцией стимпанковской эстетики. И работали на газе. И сами чиркали спичками. И вся автоматика там работала на пару и световых сигналах. Все эти пепяки были, конечно, страшно неудобными и популярности не снискали, хотя некоторые модели и производились более или менее серийно. На сайте Британского музея науки есть фотография роскошного прибора с мощным названием Clock That Makes Tea («Часы, которые делают чай») который производился с 1902 по 1910 год компанией с не менее мощным названием Automatic Water Boiler Co («Автоматические кипятильники»). Раньше понимали толк в очевидном нейминге. И да, на мой взгляд, при виде того прибора, что выставлен на сайте музея, все любители чая с инженерным образованием должны кричать в полный голос. Я кричал.

Clock That Makes Tea. Это невероятно прекрасно!

В более или менее массовый быт будильники с чайниками начали входить в 1930-х годах, следом за массовым подключением английских домохозяйств к электричеству. Прототипы электрических чайников-будильников появились в начале 1930-х, а в 1936 году на рынке появились первые модели прибора Goblin Teasmade, который считается первым массовым автоматическим устройством для домашнего заваривания чая к определенному времени. Откуда в его названии взялось слово Goblin я так и не понял. А слово Teasmade, по основной версии, является производным от Tea is Made — «Чай готов». 

Early Morning Waiter. 1930. www.sciencemuseum.org.uk

Прототип Goblin Teasmade. 1932. С лампочкой. Типа ночничок. www.sciencemuseum.org.uk

Своего расцвета тисмейды достигли в 1960-1970-х годах. Тогда вообще было время массовой и романтической любви к автоматике. В 1966 году на рынок вышла модель Goblin Teasmade D25B — которая, пожалуй, стала самым узнаваемым тисмейдом. Настолько узнаваемым, что именно этот тисмейд появился в 1984 году в самом начале квиновского клипа I Want to Break Free. Причем появился уже не как модный девайс, а как символ опостылевшей рутинной повседневности. Ну или как символ колеса бытовой сансары, если все сильно упрощать.

В клипе, кстати, тисмейд показан так, что не зная прибора, понять его фишку невозможно. Он снят в анфас, если можно так выразиться, и выглядит просто как настольные часы характерного для 1960-70 годов дизайна. Кипятильная и заварочная части прибора за часами заметны плохо, поэтому когда из часов начинает идти пар, человек, незнакомый с английским бытом, воспринимает это как мощное художественное решение, а не как кадр, на котором просто чайник кипит. Сам я все это дело именно так и воспринимал. Обожаю такие моменты.

Goblin Teasmade D25B из клипа в понятном ракурсе. www.sciencemuseum.org.uk

И да, к началу 1980-х тисмейды вышли из моды. Я думаю что связано это было с заметно возросшей скоростью электрочайников и с распространением гранулированного чая. Я еще помню те времена, когда электрический чайник кипятил воду дольше чайника, стоящего на газовой плите или на очаге. Ну и нормальный английский листовой чай хочешь не хочешь, а три минуты надо заваривать. А то и пять. При таких раскладах тисмейды имели рациональный смысл, потому что позволяли экономить ценное утреннее время, кипятя воду и заваривая чай, пока ты еще спишь. А когда и чайники стали быстрыми, и чай стал завариваться за минуту, тисмейды потеряли под ногами бытовую почву.

Однако полностью с рынка и из культуры не исчезли. И даже получили некоторое развитие. Потеряв при этом гоблинскую часть своего названия. В 1970-х годах марка Teasmade перешла к компании Swan Housewares Limited, в 1991 году — к Moulinex, а с 2001 года марка принадлежит компании, которая называется сейчас Littlewoods Limited.

Современные тисмейды от Swan Teasmade

Современные тисмейды производятся и продаются под маркой Swan Teasmade. На сайте проекта представлены всего две модели тисмейдов. Одна типа модерновая, за 70 фунтов. Другая типа винтажная, за 58 фунтов. Выглядят приборы странновато — даже с учетом их культурной специфичности и, в некотором роде, уникальности, бежать и покупать их как-то не очень тянет.
Но вся история в целом, конечно, замечательная. И да, когда название Teasmade стало нарицательным, я не знаю. Но с тем, что приборы, которые готовят чай ко времени, нужно называть тисмейдами, согласны не все, на Википедии идет вялая дискуссия по этому поводу. Но и Британский музей науки, и разная пресса оперируют названием тисмейд и не напрягаются.

Чайно-гастрономический свальный грех. Турецкий завтрак

В прошлом материале, посвященном свальному греху как чайно-гастрономической концепции, я договорился до того, что все уже придумано до нас. И что все более или менее развитые потребительские чайные культуры оперируют набором чайно-гастрономических решений, построенных на подаче к чаю большого количества разнообразных закусок. Для того, чтобы убедиться в этом, хватит гугла — нужно только знать, что искать, и уметь нажимать кнопку «картинки» над результатами поиска. Вот смотрите.

Возьмем, например, чайную культуру, о которой в контексте чайной гастрономии вспоминают не очень часто — турецкую. Если погуглить навскидку что-то типа Turkish Tea или там Turkish Tea Drinking, то найдутся довольно однообразные картинки со стаканчиками-бардаками, чайниками парами и лаконичными закусками. Пахлавой какой-либо на сиротливой тарелочке.

Это все потому, что настоящий турецкий чайно-гастрономический свальный грех привязан не к чаю как к таковому, а к завтраку. И гуглить надо Turkish Breakfast или Çay Kahvaltı. Ну или не гуглить, а заказать этот самый турецкий завтрак в каком-либо хорошем турецком ресторане.

Турецкий завтрак — это просто эталонный вариант реализации концепции чайно-гастрономического свального греха. На этом завтраке в явном виде представлены все базовые виды закусок: сытные, сладкие, соленые, свежие и сухие. С созданием составных закусок там тоже никаких проблем нет. Выбор чая для турецкого завтрака хоть и очевидный — это турецкий же черный чай — но является осознанным и совершенно оправданным с гастрономической точки зрения. Основным модификатором этого чая является сахар. Но можно использовать мед и пряности. Ну и подача чая, и так-то в бардаках симпатичная, может быть произведена с использованием пирамиды из двух чайников или самовара — что только усугубит нарядность чаепития.

Что вы говорите? Это уже будет не чаепитие, а обжираловка какая-то? Будет, конечно — но сути дела это не меняет. Чай на столе есть? Есть! Будет вкусно? Можно не сомневаться! Если это не чайная гастрономия, то я тогда вообще на знаю, что такое чайная гастрономия. Ну а если кто вдруг при таком чайно-гастрономическом сеансе обожрется слишком сильно, то тут уж ничего не поделаешь. Не мы такие, жизнь такая.

Чайно-гастрономический свальный грех. Английский послеобеденный чай

Теперь давайте отвлечемся от залихватской Турции и посмотрим на типа чопорную Англию. Которая в данном и чайном случае может быть отождествлена со всей Британией и даже с Ирландией. Да простят меня валлийцы, шотландцы и ирландцы. Там, в Англии, конечно, нужно гуглить English Afternoon Tea. Или даже не гуглить, а сразу пойти смотреть картинки на сайт Afternoon Tea Week.

На первый взгляд, у наших английской коллег все строго и сдержанно. И даже разложено по полочкам. На одной или двух полочках — сэндвичи и сконы, еще на одной — кондитерка. Ну и бокал игристого рядышком, опционально. Но если присмотреться ко всему этому делу повнимательнее, то окажется, что у них в Англии такой же оголтелый свальный грех, как и везде. Только власть захватили составные закуски, которые приготовлены заранее и через которые реализована вся концепция.

Сэндвичи, которые могут быть с рыбой, мясом, творогом, огурцом и т.п., отрабатывают функции закусок сытных, соленых и свежих. Сконы — суховатые, но могут стать сладкими за счет джема и сытными благодаря густым сливкам. С кондитеркой все ясно — она сладкая. А игристое может запросто сыграть роль свежей закуски, чтобы сэндвичу с огурцом и творожным сыром было в этом амплуа не так одиноко. В рамках своего послеобеденного чаепития наши английские браться обычно предлагают чай на выбор, с модификаторами чая и эффектной подачей у них тоже все хорошо — молоко, сахар, этажерка.

Чайно-гастрономический свальный грех. Русское чаепитие

Идем дальше. Ну то есть ближе. Россия. Тут даже гуглить не обязательно — достаточно вспомнить, что в нашей гастрономической культуре есть такая удивительная штука, как тонкие блины. Которые можно подать с набором потенциальных начинок и легко закрыть все возможные закусочные темы.

Блины, говяжий фарш, кабачковая икра, красная икра, варенье из желтой малины, черный чай, Медиум и Москатель. © Ольга Никандрова
Блины, говяжий фарш, кабачковая икра, красная икра, варенье из желтой малины, черный чай, Медиум и Москатель. © Ольга Никандрова

И это только блины — про сдобу, сухари, сушки, пироги и пирожки, расстегаи, бутерброды, кондитерку можно даже и не говорить. Если описанное выше турецкое парадное чаепитие — это завтрак, а описанное выше английское парадное чаепитие — это перекус между ланчем и ужином, то парадное русское чаепитие способно заменить вообще любой прием пищи. А некоторые картинки, которые вылезают по запросу «русское чаепитие», вообще вызывают ощущение, что термин «свальный грех» совершенно недостаточен для описания богатого русского чайного стола. Тут нужно что-то более забористое.

podacha-blud.com

С модификаторами чая и парадной подачей в русском чаепитии тоже все отлично. Сахар, лимон, крепкое спиртное, самовар, стаканы с подстаканниками, «Кобальтовая сетка» и другой нарядный фарфор, разные традиционные техники типа Палеха или Гжели… А еще у русского чаепития чумовой интеграционный потенциал. Если на русский чайный стол выставить самсу, чурчхелу и бургер, они сразу там станут родными — что, конечно, только добавляет свальности русскому чайно-гастрономическому греху.

Чайно-гастрономический свальный грех. Казахское чаепитие

Кстати, о самсе. Не так давно я делал материал о традиционном и тоже парадном казахском чайном столе. На который выставляются баурсаки, лепешки и самса, которые сразу закрывают темы сытных и сухих закусок. К ним подаются разные намазки, которые заметно расширяют вкусовой диапазон как минимум баурсаков и лепешек. И сыры со сладостями, окончательно закрывающие тему сладких и соленых закусок. За свежесть на казахском чайном столе отвечает холодный жантаковый настой — ну и мороженое к чаю в Казахстане тоже иногда подают. Основные модификаторы чая в Казахстане — это сахар и молоко. Иногда — травы. С эффектной подачей тоже все хорошо — дастархан, пиалы, большие блюда с кучей закусок — красота. И тоже полный свальный грех…

Хлебная (большая) и сладкая (на ножке) тарелки в составе парадного казахского чайного стола. Ресторан «Сандык». Фото: Ахмад Ти Казахстан

Что вы говорите? Все перечисленные потребительские чайные культуры относительно молоды по сравнению с чайными культурами Дальнего Востока. И в Японии с Китаем все чаепития такие чистые-чистые, церемониальные-церемониальные и без этой вот варварской обжираловки? Ага, конечно. В это уже даже вечно юные третьекурсницы не верят. 

Представители тысячелетних чайных культур тоже не дураки покушать. Но об этом — в следующий раз.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!