Любое стилизованное чаепитие основано на использовании маркеров, которые хорошо запоминаются и распознаются гостями как однозначно определяющие какую-либо чайную традицию. Эти маркеры могут быть относительно общеизвестными (как самовар для русского чаепития) или вводиться непосредственно на чаепитии — это не важно. Важно, чтобы гости их запомнили и четко связали с определенной потребительской чайной культурой.

Как уже неоднократно отмечалось, безупречная аутентичность и полнота таких маркеров для стилизованного чаепития не нужны. Нет никакого смысла в том, чтобы разбиваться в лепешку и специально искать для чаепития в русском стиле настоящие кузнецовские заварочные чайники. Но если такие чайники у вас уже есть, их, конечно, есть смысл использовать.

Вот набор маркеров, которые можно использовать для современной подачи чая в русском стиле.

  • Черный чай.
  • Стаканы в подстаканниках.
  • Глубокие блюдца, в которые можно наливать чай.
  • Лимон.
  • Сахар.
  • Самовар.
  • Посуда ИФЗ-ЛФЗ.
  • Использование заварочных чайников и разбавление заварки отдельно поданным кипятком.
  • Крепкий алкоголь для добавления в чай.
  • Закуски к чаю (блины, сырники, сушки, баранки и т.п.), которые в рамках чаепития могут быть убедительно позиционированы как русские.

Среди всех этих маркеров есть такие, которые воспроизвести легче всего — это черный чай, лимон и сахар. Баранки или сушки из списка самых доступных маркеров лучше исключить, далеко не везде они продаются на каждом шагу. Таким образом, простейшее русское чаепитие — это черный чай с лимоном и сахаром в любой удобной посуде (про ложечку для русской стилизации нет смысла говорить отдельно, она маркером не является, но включать в сервировку ее, конечно, необходимо). Звучит невероятно банально и скучно. И выглядеть, особенно в простейшем исполнении, будет очень печально — но именно работа с простейшими чаепитием лежит в основе любых чайных стилизаций. Потому что у простейших чаепитий (их, кстати, можно называть базовыми, для солидности) огромный потенциал усложнения.

Вот смотрите. У нас есть черный чай с лимоном и сахаром. Его можно подать в одноразовом стаканчике, заварив обычный чайный пакетик, бросив в стаканчик лимонную дольку-«половинку», высыпав туда пару стиков сахара и усугубив подачу пластиковой ложечкой. Зрелище получится еще более душераздирающим, чем ослик Иа без хвоста. Но унывать не нужно. Нужно воспринимать каждый из компонентов этой базовой подачи как направление развития — и все резко изменится.

В качестве посуды можно использовать:

  • Классические современные фарфоровые чайные пары.
  • Прозрачные чайные пары или другую прозрачную посуду.
  • Авторскую глиняную посуду.
  • Посуду ИФЗ — в первую очередь, кобальтовую сетку, конечно.
  • Антикварную посуду.
  • Посуду Дулевского фарфорового завода (как современный вариант кузнецовского фарфора).
  • Стаканы с подстаканниками.
  • Относительно большие кружки.
  • Чайные пары с глубокими блюдцами, в которые можно наливать чай.

Лимон можно заменить на:

  • Другие свежие цитрусовые.
  • Цветки или листья любых цитрусов.
  • Любые сушеные цитрусы (юдзу, бергамот, свити, цитрон, апельсин) — их лучше добавлять в чай перед завариванием.
  • Любые цитрусовые ликеры.
  • Свежие яблоки (особенно хороши мантет и антоновка).
  • Сушеные яблоки (лучше добавлять на этапе заваривания).
  • Травы с цитрусовыми ароматами (мелисса, лемонграсс и т.п.)
  • Цитрусовые джемы (не добавлять в чай, подавать для отдельного употребления).

Банальный белый сахар можно заменить на:

  • Тростниковый сахар россыпью или кусочками.
  • Кристаллический белый или коричневый сахар.
  • Леденцовый сахар «на палочке», в том числе и с добавками (например, с шафраном).
  • Разный цветной и фигурный сахар.
  • Куски сахара, отломанные от сахарной головы.
  • Мед (во всем его разнообразии, конечно).
  • Варенье, джемы, сиропы (тоже во всем их разнообразии).

Ну и, наконец, усредненный черный чай запросто меняется на:

  • Любой черный чай «с историей», о котором будет интересно рассказывать.
  • Чай с традиционными локальными добавками.
  • Травяной чай (тот же иван-чай, например).
  • Чай, рассчитанный на гастрономическое взаимодействие с другими элементами чаепития.

Короче говоря, в рамках одной простой концепции базового чаепития в русском стиле конкретные решения с учетом всех перечисленных (и не перечисленных) вариантов находятся в диапазоне от описанной выше сиротской подачи в одноразовом стаканчике до роскошной подачи тайваньского Рубинового чая в «Кобальтовой сетке» с ширазским лаймом или узбекским лимоном на выбор и тростниковым сахаром ручной работы. С огромным количеством промежуточных вариантов.

Вот и получается, что простое, даже примитивное базовое чаепитие легко раскрывается в кучу вариантов разной стоимости и сложности исполнения. Которые могут быть легко вписаны не только в любой формат подачи (в любое заведение общепита, например). И все это — только на основе трех маркеров. А ведь к чаепитию часто бывает довольно просто добавить крепкий алкоголь («чай с позолотой», в качестве которой может выступать ложечка рома, коньяка, «Рижского бальзама», да чего угодно, на самом деле) и самовар. Не говоря уже о традиционных русских чайных закусках, которые, с учетом гастрономического разнообразия России, делают количество возможных вариантов подачи чая в русском стиле просто бесконечным.

Мало того, на основе даже базового варианта подачи чая в русском стиле можно строить не только отдельные чаепития, но и полноценные шоу-дегустации. От стильных и лаконичных, построенных, например, на переборе разных сочетаний нескольких чаев, нескольких цитрусов и нескольких видов сахара. До полноценных шоу-программ с тремя-четырьмя полноценными подачами чая, реконструирующих разные варианты русского чаепития. Варианты таких реконструкций и примерные схемы чайной шоу-дегустации в русском стиле будут подробнее рассмотрены в одном из будущих постов, а сегодняшний рассказ о конструировании чаепития в русском стиле хотелось бы завершить очевидной ремаркой.

Самой важной частью подачи стилизованного чаепития, в том числе и чаепития в русском стиле, является коммуникация с гостями. Иногда непосредственная, как на дегустациях. Иногда опосредованная, как при подаче чая «в стиле» в кафе или в ресторане. Так вот. Основной темой такой коммуникации являются именно маркеры чаепития. Которые обязательно указывать в явном виде, ни капельки не стесняясь того, что «все это и так знают». О того, что вы лишний раз напишете или скажете что-то типа «черный чай с сахаром и лимоном — эта наша классика, во всем мире называемая именно русским чаем» с вас не убудет, а нужные маркеры вы лишний раз в потребительском сознании закрепите. Естественно, все выходы за рамки базового чаепития также должны поясняться ремарками типа «цветки помернаца в этой подаче чая — наша авторская интерпретация традиционного русского чая с лимоном».

Ну и так далее.