Некоторое время назад я был убежден в том, что в России большая часть любителей чая любит его носом. Ну то есть ценит аромат напитка намного больше, чем его вкус. Я даже придумал объяснение этому вымышленному феномену, решив что его основной причиной является  слабый естественный ароматический бэкграунд, характерный для значительной части России с ее практически восьмимесячной осенью-зимой. Ну типа того, что естественных природных ароматов нам, чахлым северянам, сильно не хватает — и мы мечемся по жизни в поисках ярких запахов.

Как и любое предположение, сформулированное на основе наблюдения за одним единственным человеком, гипотеза «русские любят носом» не выдержала расширения кругозора, поездок за пределы Псковской области и знакомства со специалистами, работающими с массовым чайным рынком. В результате которых в очередной раз выяснилось, что Россия — очень большая, вкусы у жителей разных ее регионов разные и никакой особой связи между климатом и акцентом на вкусе или аромате чая пока никому выявить не удалось.

Но мой собственный крен на нос при этом никуда не делся — и при работе с чаем я постоянно обращаю внимание на не очень стандартные способы взаимодействия с чайным ароматом.

Вот буквально сейчас в наших краях наступает идеальное время для употребления легких улунов на свежем воздухе. Потому что в конце сентября — начале октября в наших краях (особенно в Пушкинских Горах) часто встречается такое соотношение температуры и влажности, которое позволяет аромату чая создавать над чайным столом достаточно устойчивую ароматическую завесу. Она может получиться естественным способом, при разливании чая по чашкам — просто чашек для этого должно быть много, штук десять-двадцать. Но ее можно создать и специально, просто вылив часть чая на широкое блюдо или обильно полив чаем чабань. В получившееся таким образом облако аромата можно будет буквально заходить — в сочетании с традиционной осенней эстетикой и особенно в солнечный день такое переживание стоит очень многого. Облако аромата можно делать из любого чая — но легкие улуны лишаньского стиля мне в качестве источника осеннего аромата нравятся больше всего.

Работу с чаем и с ароматами  можно построить и по другой схеме — более компактной и реализуемой без выхода на улицу и поездки в Пушкинские Горы. Для этого отлично подходит сифон, верхнюю колбу которого после сифонизации чая удобно не только нюхать самому, но и предлагать оценить гостям. Описанное уже облако аромата тоже можно устраивать дома — всякому, кто работал с чабанью, эффект ароматической завесы хорошо знаком, просто на свежем воздухе и осенью такая завеса получается более контрастной.

Вершиной же своей ароматической деятельности я считаю серию композиций из чая и крепких спиртных напитков, построенных на том, чтобы на протяжении некоторого времени эти напитки нужно только нюхать. А чай пить — ну то есть собственно чайный аромат в этих композициях участвует опосредовано, но общего удовольствия и степени пижонства это никак не снижает.

Естественно, никакого особенного ноу-хау в таком варианте дегустации, при котором чай пьется, а алкоголь только нюхается, нет. Любое нормальное употребление виски, коньяка или чего-либо аналогично крепкого неизбежно сопровождается оценкой аромата напитка. Просто в чайном случае эту оценку аромата есть смысл растянуть на все время пития чая. Вот прямо так и сидеть все чаепитие — с бокалом в одной руке и чашкой чая в другой. Когда чай заканчивается, алкоголь можно и выпить — но по собственному и удивляющему меня самого опыту могу сказать, что не очень-то и хочется.

Естественно, пить чай и нюхать крепкое спиртное нужно не просто так — основная фишка всего этого пижонства состоит в правильном подборе напитков. Вот проверенные варианты, которыми я время от времени пользуюсь.

Первые два банальны. Любой айловый виски (популярный десятилетний Ardbeg подойдет отлично) и какой-либо не очень копченый черный чай. Любой виски с финишной выдержкой в хересных бочках (например, не менее популярный Balvenie Doublewood) и легенький молочный улун. В этих композициях все просто, в дело идет лобовая ароматическая рифма.

Она же используется и в двух других композициях, но их уже чуть сложнее приготовить. Впрочем, оно того стоит. Сифонизированный со свежим яблоком (я люблю Мантет) легкий тайваньский улун (Сы Цзы Чунь подойдет) с кальвадосом. И мой любимый вариант — сифонизированный со стручком свежей ванили Рубиновый тайваньский чай и хересный бренди, в идеале — выдержанный в бочках из-под Педро Хименеса (но и более распространенный с олоросовой выдержкой тоже подойдет).

Естественно, сифонизацию можно заменить завариванием в чайнике, но в случае с живой ароматизацией это будет, как говорил один свободный художник и холодный философ, «низкий сорт, нечистая работа». Естественно, каждая из перечисленных композиций в одной и той же аудитории сработает только один раз, как это почти всегда бывает с чайными сочетаниями. Естественно, в рамках одной дегустации лучше выставлять только одну «тольконюхательную» композицию — и делать ее последней, в качестве запредельного выпендрежа для уже пресыщенных гостей…

И вот когда все эти условия получается соблюсти и у тебя в бокале оказывается хересный бренди, заряженный ванилью и изюмом старой хересной бочки, а в пиале — Рубиновый тайванец, естественная ванильность которого усугублена аккуратной ароматизацией, то переход в режим «только нюхать» произойдет автоматически. Просто потому, что сработает столь распространенный среди опытных чайников инстинкт неразрушения тонкого удовольствия.

Много не нюхайте!