«Коммерсантъ» опубликовал материал об изменениях в продажах чая в России за последний год. Чай немного предсказуемо оказался единственным из горячих напитков, спрос на который стабильно и заметно падает. Продажи кофе, как зернового, так и растворимого, и какао растут разными темпами, а чая — падают. И за последний год упали на 3%. Причем сильнее всего — на 6% — упали продажи зеленого чая.
Я напомню, что падение это продолжается уже давно. И на сегодняшний день доля чая в общих продажах горячих напитков в России составляет всего 31%. Доля кофе — 66%, причем большей частью это растворимый кофе. Ну и какао занимает еще 2-3%. И еще напомню, что применительно к чаю и кофе не нужно путать понятия «продажи», «потребление» и «выпивание». Я полагаю, что несмотря на такие расклады по продажам, чай продолжает оставаться самым популярным напитком в России.

Что же касается именно продаж чая и кофе, то с точки зрения массового потребителя картинка более чем понятная и хорошо знакомая по практически всем развитым рынкам. Растворимый кофе, который и в России стал главным горячим напитком, удобен, штырит, по-простому вкусен, достаточно демонстративен, существует в приемлемо широком диапазоне качественных и ценовых решений и является базовой ступенькой двухчастной потребительской системы. Ну это типа когда есть повседневный стиль потребления (растворимый) и высокий стиль потребления (зерновой кофе) — но оба этих стиля не выходят за рамки продукта с названием «кофе» и тянут вперед оба сегмента рынка.
Чай, как массовый продукт, может противопоставить всему этому только невнятное блеяние про пользу для здоровья. Этот аргумент, кстати, работает — хоть и немного странно. Единственной категорией продуктов из чайного сегмента, спрос на которую вырос, являются нечайные чаи. Которые оказываются в потребительской тележке в том числе и благодаря своему оздоровительному имиджу.

Так-то, конечно, такому раскладу можно радоваться. Кофе на массовом рынке — более дорогой напиток. И рост его потребления можно считать одним из признаков роста благосостояния. Опять же, в деньгах, несмотря на падение натуральных продаж, продажи чая даже немного подросли. Кроме того, значительную долю массового кофейного рынка занимают бренды компаний, которые занимаются и чаем, и кофе — типа «ОРИМИ». И в их случае успех кофе косвенно влияет и на чайные проекты. Ну и сегмент дорогого и хорошего чая в такой статистике обычно не отображается никак, и что там на нем происходит, совершенно не понятно. Кроме того, общий объем чайного рынка России как бы намекает на то, что падать он может еще очень долго. Короче говоря, все как бы и в порядке и на наш век хватит.
Но повод для огорчения все рано есть. Чайный рынок по сравнению с тем же рынком кофейным даже в деньгах можно смело называть стагнирующим. А в натуральном выражении и вовсе падающим. Наибольшее влияние эти стагнация и падение оказывают на маркетинг. Ну потому что маркетинг на растущем рынке и маркетинг на рынке стагнирующем-падающем — это два сильно разных маркетинга. Если все очень сильно упрощать, маркетинг растущего рынка более склонен к красивым и ярким имиджевым решениям. А маркетинг стагнирующего и падающего — к тому, чтобы топить конкурентов.
Короче говоря, в ближайшее время разных красивых чайных решений типа спонсируемых чайными компаниями джазовых фестивалей ожидать не стоит.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий