Японское правительство решило оседлать тренд на матчу и намерено, через Министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства Страны восходящего солнца, в 2025 году субсидировать производство тенчи. Затененного зеленого чая, который потом перемалывается в матчу.

Я напомню, что не так давно — в марте 2023, кажется, года — Япония официально объявила об экспортной ориентации своей чайной индустрии. Предпосылки к такому решению у японского правительства были очень убедительными. И остались очень убедительными. За последние 15 лет производство чая в Японии сократилось примерно на 20%. Я за эту цифру зуба не дам, разные источники приводят разные данные. Но в значительном сокращении производства японского чая за последние годы можно не сомневаться.

Причины такого сокращения банальны. В первую очередь, в Японии падает спрос на традиционный чай. За уже упомянутые последние 15 лет ежегодные расходы японских домохозяйств на зеленый чай (ну то есть, фактически, на чай вообще) снизились где-то на 40%. Одновременно с этим стремительно стареет японское чайное фермерство. На фоне падения спроса на чай молодежь к земле не тянется совсем — это не престижно и не прибыльно. Исключения, конечно, бывают — но, как правило, уход стариков означает закрытие чайных проектов даже при наличии наследников. В лучшем случае их продают. В худшем — забрасывают.

Одновременно с этим и за те же последние 15 лет экспорт зеленого чая из Японии вырос примерно в девять раз и в 2023 году достиг примерно 185 миллионов долларов США. Драйвером этого, безусловно, бурного роста является матча — которую, как известно, можно ловко добавлять хоть в тесто, хоть в крем, хоть в миндальное молоко.

Ну вот японское правительство и хочет подстегнуть производство тенчи, пока спрос на матчу только растет. Все логично. Особенно с учетом того, как быстро и нахраписто развивается производство порошкового зеленого чая в Китае…

Вот буквально пока я писал новость про японские субсидии на тенчу, пришла новость из китайского Исина. Того самого, около которого глина и который в Цзянсу. Там в одной деревушке один предприниматель в 2020 году выкупил старую и бедную чайную фабрику, реконструировал ее под производство матчи, три года экспериментировал и все время получал какую-то фигню. Ну то есть порошковый чай нестабильного качества. В 2023 году ему это надоело, он выписал спецов из местной сельхозакадемии — и сообща они там все наладили. И теперь он там мелет матчу на пятидесяти шаровых мельницах… В 2024 году кооператив произвел и продал 180 тонн матчи, причем пятая часть всего порошкового чая ушла на экспорт.

И таких проектов по всему Китаю не перечесть. И таких, и гораздо более масштабных. В настоящее время Китай уже производит порошкового чая больше, чем Япония. И потребляет его в огромных количествах. И активно тянет на себя одеяло матчевого первородства. Немного занудно, но достаточно последовательно объясняя всем, что порошковый чай и его приготовление взбиванием придумали в Китае. А Япония со своей чайной церемонией — это все унылое и вторичное эпигонство. На международном рынке позиции китайского зеленого порошка, конечно, не так сильны, как позиции японского зеленого порошка — но и над этим наши китайские коллеги тоже работают.

Так что для наших японских коллег увеличение производства и экспорта матчи — это не только реакция на тренд. Это еще и попытка застолбить за собой долю рынка. Потому что если не завалить международной рынок относительно доступной японской матчей, он неизбежно будет завален доступной матчей китайской. А японская матча уйдет в дорогие нишевые продукты…

english.kyodonews.net

Кстати. В той японской новости, которую я сейчас пересказывал, есть интересная фотография с аукциона тенчи. На которой запечатлены оценивающие чай покупатели. С учетом того, что матча часто купажируется из нескольких образцов тенчи, специалисты на аукционе должны адекватно оценивать чай, который не просто будет перемолот в порошок, но еще и скупажирован перед этим. В принципе, это стандартная работа для титестеров (с поправкой на японскую специфику, конечно). Но все равно вызывает уважение.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».