В городе Серампор, что в Западной Бенгалии, в Индии, работает замечательная чайная, для обозначение формата которой наверняка существует какой-либо термин из городской социологии. Но я его не знаю, поэтому опишу все своими словами.
Когда-то давно — 250 лет назад по информации от местных — на тамошнем рынке работала небольшая лавка, которая торговала посудой. Потом владельцы лавки забросили ее и некоторое время она стояла закрытой. Пока примерно сто лет назад некто Нарерш Сом просто не открыл ее и не превратил в забегаловку, в которой изначально продавал локальный стритфуд, в названии которого присутствовало слово «карри», и чай. Потом Нарерш Сом умер — но сама затея показалась местным прикольной — и за прилавок встали другие старики.
Постепенно упростился формат забегаловки — от еды там отказались и стали подавать только чай с печеньками. Потом и собственно подача чая стала опциональной. Несмотря на наличие в чайной человека за прилавком — в тех краях такой человек называется, напомню, чайвалла — там доминирует самообслуживание. Кроме того, за прошедшее время изменилась окружающая заведение инфраструктура — и сейчас чайная работает, фактически, при местном крематории.
Короче говоря, в настоящее время в Серампоре есть чайная, которую постоянно и на добровольных началах обслуживают 10-12 самоорганизующихся пенсионеров, которым часто помогают нерегулярные добровольцы. Основная задача всех этих людей состоит в том, чтобы содержать чайную в состоянии, пригодном к самообслуживанию. Ну то есть они поддерживают там, насколько это возможно, чистоту и порядок, засыпают в банки печенье, следят, чтобы у клиентов всегда была чистая посуда и чайник с горячим чаем. И занимаются закупками. А клиенты подходят, сами наливают себе чай, берут печеньки, кладут денежку — пять рупий — в специальный ящик и пьют чай. Из этих пяти рупий в итоге и складывается бюджет проекта, который идет на поддержание его работы. Пять рупий, кстати, — это сейчас примерно шесть рублей. И да, это очень дешево по сравнению с обычными индийскими ценами. В разы дешевле, а иногда и на порядок.

Основными клиентами чайной являются посетители крематория — что, конечно, придает проекту сторителлингового колорита и сразу заставляет вспомнить «— Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, — ответил швейцар, радостно улыбаясь, — в наш советский колумбарий». Но самой чайной такое соседство только добавляет человечности…
Знаете, есть такая старая история про индейца, который поехал в город, на все свои сбережения купил там всякие нужные его племени товары, вернулся и продал все по закупочной цене. И не мог понять, почему бледнолицые люди предлагают ему продавать городские товары дороже. Я однажды слышал почти аналогичную историю из уст участника одного американского проекта, цель которого состояла в развитии предпринимательского мышления в сельских регионах Центральной Азии — только там фигурировали не городские товары, а овцы, кажется. Но фишка была такой же. Человек отказывался зарабатывать — даже не наживаться, а именно зарабатывать — на своих.
Серампорскую чайную при крематории я внесу в свою личную копилку таких историй. Это очень классная чайная, может быть лучшая из тех, о которых я знаю. Старики из чайной продлевают свою стариковскую жизнь порядком, смыслом и общением. А живые люди, оказавшиеся в крематории — явно не очень по своей воле — получают помощь, поддержку и снова общение.
Собственно, чай он в том числе для этого и нужен.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий