Управляемые чайные медитации
В научных новостях наткнулся на отчет о небольшом эксперименте, в рамках которого сравнивалась эффективность управляемой чайной медитации с использованием специального мобильного приложения и традиционной дыхательной медитации. По результатам эксперимента выяснилось, что больше половины участников, практиковавших управляемую чайную медитацию, испытали положительные изменения в счастливости, тайм-менеджменте, качестве жизни, отношениях, сне и производительности на работе. Из чего исследователи сделали вывод о том, что управляемая приложением чайная медитация ничуть не хуже дыхательной медитации. А иногда даже и лучше.
Исследование было профинансировано Otsuka Holdings Co Ltd в рамках продвижения проекта ekkomi center me. А счастливость и все такое прочее определяли опросом испытуемых, что, конечно, вызывает вопросы. Но все это не делает проведенное исследование менее подходящим поводом для того, чтобы поговорить о чайных медитациях.
Так-то медитации, в том числе и чайные — это совершенно не моя тема, я не разбираюсь в них и не представляю, существуют ли строгие определения чайно-медитативных явлений и процессов. Но предполагаю, что чайная медитация — это такое чаепитие, которое переводит практикующего ее человека в нетипичное психофизиологическое состояние. Мне лично для достижения такого эффекта не нужны какие-то особенные усилия, кроме непосредственно относящихся к техническому обеспечению чаепития. Но я допускаю, что есть люди, которым для того, чтобы с удовольствием выпить чаю, нужно на что-то настроиться, нужны концентрация и осознанность. Я даже слова «остановка внутреннего диалога» знаю. Были когда-то и мы путешественниками в Икстлан и выращивателями лофофор Вильямса…
Ну а управляемая чайная медитация — это, стало быть, чайная медитация под управлением специалиста. Который помогает правильно настроиться, осознаться и точно попасть сначала носом в чашку, а потом чашкой в рот. Сейчас, кстати, профильные специалисты охотно делегируют свои навыки по проведению управляемых чайных медитаций специальным видеороликам, которые легко нагуглить.
Ну и нет ничего удивительного в том, что некоторое время назад начали появляться специальные приложения для чайных медитаций. Типа Tea Ami, которое было анонсировано и выложено для тестирования около года назад. В нем в качестве партнеров по медитации выступали мультяшные зверушки, была небольшая база чайных знаний и предпринимались попытки привязать конкретные чаи к конкретным состояниям. Все, как мы любим, короче. Сейчас от этого приложения остались только анонсы и короткое обсуждение в Reddit, для установки оно не доступно.
Ну а в упомянутом ранее исследовании использовалось, понятное дело, приложение от проекта ekkomi, которое является частью концепции ekkomi center me. Суть этой концепции заключается в том, чтобы продавать людям не просто матчу и традиционные для нее аксессуары, но еще и снабжать их специальным приложением, которое будет персонализировать употребление этой матчи через те самые управляемые чайные медитации. Ну типа того, что ты сначала сообщаешь приложению, какое у тебя состояние, а оно в ответ рекомендует тебе, что с чаем делать и как себя при этом чувствовать. Ценная штука. Ты ему говоришь «хреново мне что-то», а оно тебе советует чаю выпить, мягко мигает экраном и шепчет «не бойся, я с тобой». Существует приложение только для айфонов — видимо, основная целевая аудитория управляемых чайных медитаций предпочитает именно эту платформу…
Чайные медитации — хоть управляемые, хоть нет — это, безусловно, один из вариантов игры в чай. И если относиться к ним именно как к игре — то есть прописать для каждой чайной медитации понятную игровую ситуацию и грамотно распределить игровые роли — то чайные медитации могут стать эффективным инструментом чайного маркетинга. Наши коллеги из ekkomi, собственно, это и пытаются сделать — геймифицировать свой чай через медитации. Но, как мне кажется, все очень сильно усложняют.
В мире, конечно, хватает заморачивающихся мазохистов. Но с маркетинговой точки зрения те варианты чайных медитаций, что описаны в Vogue или на сайте Twinings, мне представляются более эффективными. Потому что просты, как швабра и надежны, как автомат Калашникова. У Twinings, например, в описании техники чайной медитации есть пункт 4, который можно перевести примерно так: «Добавьте в чай молоко и сахар или мед по вкусу и медленно перемешайте напиток. Обратите внимание на изменение цвета в вашей чашке и наблюдайте, как все мягко смешивается». Если бы там в пятом пункте было про медленное и печальное поедание бутерброда, это был бы вообще шедевр.
Но там, увы, про глубокое дыхание влажным паром. Не дотянули, малохольные, чего уж там.
Пол, образование, доход, чай и когнитивное здоровье
Китайские ученые сопоставили потребление чая, причем разного чая, с когнитивным здоровьем пожилых людей. И, как и во многих аналогичных исследованиях, проведенных ранее, обнаружили положительную связь связь между потреблением чая — особенно длительным, регулярным и зеленого — и пребыванием стариков в здравом уме и твердой памяти.
А еще они обнаружили, что на три группы людей — на мужчин, на необразованных и на тех, у кого годовой доход превышает 10000 юаней — лучше, в плане сохранения когнитивного здоровья в старости, действует цветочный чай. Термином «цветочный чай» в Китае, напомню, обозначаются ароматизированные чаи (типа зеленого жасминового) и чаи с разными добавками: цветочными, травяными или фруктовыми.
Как-то прокомментировать особенную полезность цветочного чая для мужчин, необразованных граждан и людей с доходом более 10000 юаней я не могу. Но поле для возможных интерпретаций выявленные связи подобного рода открывают широчайшее.
Пять способов завяливания и качество черного чая
В научных новостях наткнулся на отчет об исследовании влияние способа завяливания на качество того черного чая, который в международной чайной терминологии называется Congou, а в китайской — 工夫紅茶, гунфу хунча. Если не вдаваться в подробности, то этот чай можно определить как черный чай, изготовленный из лучшего сырья и без намеренного разрушения чайных листьев и почек. Самыми известными чаями такого типа являются юньнаньские Дяньхуны и аньхойские Цихуны. Описываемое исследование проводилось в Юньнани, поэтому Дяньхуны.
Ход исследования был очевидным. Одинаковое сырье, разное завяливание, после чего одинаковые скручивание, ферментация и сушка. Все полученные образцы чая оценивались лабораторно и сенсорно.
Как мне кажется, для людей, далеких от производства чая, необходимости повышать управляемость этого производства и получать чаи с заданными потребительскими характеристиками, в таких исследованиях интереснее всего описание способов изготовления образцов чая. Потому что такое описание, как в данном случае, позволяет получить представление о том, насколько разными способами может проводиться такая простая, на первый взгляд, процедура, как завяливание свежесобранных чайных листьев.
Пять исследованных способов завяливания таковы. Естественное завяливание листьев, выложенных слоем высотой 3 сантиметра и при температуре воздуха 21-24°C, влажности примерно 65% в течение 12 часов. Завяливание теплым воздухом слоя листьев высотой 15 сантиметров при температуре нагнетаемого воздуха 24°C, влажности 59% и в течение 9 часов. Комбинированное завяливание в тени и на солнце при температуре от 21 до 30°C, влажности 45–65% и в течение 8 часов. Завяливание на солнце с высотой слоя листьев 2 сантимента, температурой 26–30°C, влажности 45–50% и в течение 2,5 часов. И, наконец, завяливание с четырехкратным встряхиванием с разной интенсивностью и продолжительностью, но при фиксированной температуре и влажности — 23–25°C и около 65%.
От пересказывая результатов лабораторной оценки я, с вашего позволения, воздержусь. Если что, там все есть по ссылкой. А вот по результатам сенсорного тестирования наилучшие оценки получил чай, листья для изготовления которого завяливались с заковыристым встряхиванием. Причем, что немного предсказуемо, наибольший отрыв от других образцов был в оценке аромата.
Если все очень сильно упрощать, то встряхивание еще свежих чайных листьев — это имитация легкой деформации, которые листья получают, например, при нападении вредителей. И на которые реагируют выбросом летучих веществ, аромат которых вредителей отпугивает, а ценителей чая — радует. До недавнего времени встряхивание было почти исключительно улунской технологией — но в последнее время его используют и при производстве других видов чая.
Особенности чаеводства на Аляске
О том, что компания Sipping Streams Tea, крупнейший продавец чая на Аляске, намерена выращивать на Аляске же чай, я узнал в 2021 году, когда в геотермальные теплицы проекта еще только прибыли первые чайные кусты из Северной Каролины. С тех пор информация о смелом эксперименте мне на глаза попадалась неоднократно, но особого внимания не привлекала — в мире много разной чайной экзотики, и аляскинский тепличный и геотермальный чай не особо выбивался из ряда других чайных фермерских перверсий.
Но тут на днях об аляскинском чайном проекте написали коллеги из World Tea News — и в их статье оказалось несколько любопытных деталей, одна из которых аляскинский тепличный чай заметно рационализируют. Хотя бы теоретически.
Для того, чтобы эту теоретическую рационализацию осознать в полной мере, надо понимать, что Sipping Streams Tea — это, в первую очередь, достаточно крупный торговый чайный проект. Со своей клиентской базой и развитой системой дополнительных сервисов, типа чайного обучения. Ну то есть у них не поставлено все на тепличный чай, они и так нормально работают. При этом основной фишкой проекта являются купажи. В том числе и с использованием локальных ингредиентов. Они, например, очень активно экспериментируют с иван-чаем. Который на Аляске, понятно дело, растет не хуже, чем в Вологодской области. И работают они там с ним в совершенно привычном нам стиле, только хохотуньи на фотографиях в зарослях цветущего иван-чая у них немного нехарактерной для Среднерусской возвышенности внешности. А так — один в один.
Так вот. Наши аляскинские коллеги сообщили нашим коллегам из World Tea News, что тепличный геотермальный чай для них теоретически экономически привлекателен. Ну потому что они не платят за землю и всю сопровождающую проект энергетическую инфраструктуру. По каким причинам это все у них беслатно, в статье не сообщается. Возможно, на Аляске есть какие-либо специфические субсидии на экстремальное фермерство. Или они просто удачно вписались в существующий геотермальный курорт. Не суть. Но благодаря этой бесплатности коллеги из Sipping Streams Tea полагают, что если они будут делать из собранных в теплицах листьев белый и зеленый чай, то работа с ним, как в чистом виде, так и в купажах, будет выгоднее, чем работа с привозным чаем. Первые образцы белого и зеленого чая они, кстати, уже изготовили. И остались довольны вкусом. Ну или говорят, что остались довольны…
Никак не могу все это дело прокомментировать, звучит все это крайне фантастично. Но севера — вообще удивительное место. Так что почему бы там и не возникнуть ситуации, при которой местный тепличный чай будет выгоднее привозного. Работают же тепличные хозяйства на Камчатке, например — и, вроде как, выращивать там помидоры выгоднее, чем их туда привозить. Чай, конечно, не совсем помидоры. Но тем не менее.
Ну и еще несколько нюансов из аляскинской чайной практики.
Как это почти всегда бывает в северных чайных фермерских проектах, коллеги из Sipping Streams Tea говорят об использовании сортов чайного куста из Краснодарского края. Было бы, на само деле, чрезвычайно интересно проследить, как сорта советской селекции распространились по чайному земному шару и насколько они уже далеко ушли от базовых сортовых образцов.
Так как первые кусты появились в аляскинских теплицах в 2021 году, то именно сейчас чайные растения находятся в критическом возрасте. В теплицах, конечно, всякое бывает, но, напомню, что обычно выращивание чайных кустов в закрытом грунте примерно до полутора лет вообще не представляет особых проблем. А до трех-пяти лет тепличные кусты доживают значительно реже. Поэтому самая пока рабочая тепличная чайная бизнес-схема — это торговля саженцами в расчете на то, что они после покупки быстро двинут кони и покупатели придут за новыми. Сбор чайного листа при таком подходе возможен, но носит скорее маркетинговый характер. А аляскинцы, вроде как, нацелены именно на сбор листьев. Что необычно, даже без учета Аляски.
А еще основной проблемой аляскинского чаеводства оказалось лето. Зимой и в холода там все просто и понятно. На улице — минус сорок. Ты следишь за микроклиматом в теплицах, надеешься, что никакая труба не лопнет и горя не знаешь. А летом на Аляске очень солнечно и теплицы перегреваются — их приходится постоянно проветривать и охлаждать туманными генераторами, чтобы чайные кусты не сопрели…
Вообще, конечно, независимо от того, что у них там с чаем в итоге получится, эксперимент с геотермальным чаем очень интересный. Хоть и чрезвычайно рискованный. Потому что достаточно одной серьезной аварии зимой для того, чтобы труд нескольких лет просто обнулился.
У нас, кстати, недалеко от Аляски тоже есть геотермальные источники. И разные привязанные к ним интересные объекты — курорты, теплицы и электростанции — тоже есть. На Камчатке. На Сахалине. И на Курилах. Так что если в тех краях разбить чайные тепличные хозяйства, то может получиться шикарный чайный регион: Камчатка — Сахалин — Курилы — Аляска. Туда можно будет чайных туристов возить. Пусть уши отморозят. Для разнообразия.
Массовый китайский чайный конкурс
7 сентября 2024 года на семнадцатой Пекинской международной выставке чая и чайных церемоний состоялся финал первого в Китае массового конкурса по тестированию чая.
Задумка конкурса проста и подкупающе масштабна. Сначала нужно было связаться с организаторами, зарегистрироваться на конкурсе и получить образцы чая. Эти образцы нужно было самостоятельно продегустировать и оценить по установленному формату, а результаты оценки отправить организаторам. Которые сравнивали полученные от участников оценки чая с теми, что заранее выдали эксперты, и отбирали лучших дегустаторов. Которых потом собрали в Пекине для очного соревнования.
В первый конкурс — название которого, кстати, переводится примерно как «Чайный конкурс десяти тысяч человек» — вписалось что-то около 12000 участников. Примерно 7500 из них прошли предварительный отбор и приняли участие в заочной дегустации. 100 лучших заочных дегустаторов были приглашены в Пекин для очной зарубы — но приехало только 78, что все равно круто.
В финале участникам нужно было оценить четыре чая по стандартной схеме — внешний вид в сухом виде, внешний вид, вкус и аромат настоя и характеристики спитого чая. Ну и потом по совокупным результатам определялись победители числом десять человек. Интересная система, на самом деле.
Я все это рассказываю к тому, что в декабре 2024 года стартовал второй такой конкурс. Финал его состоится в сентябре 2025 года на очередной пекинской выставке. Говорят, что для участия в конкурсе нужно сначала зарегистрироваться на сайте выставке, я, правда, не нашел, где. Но если вдруг кому интересно, то связаться с организаторами выставки и конкурса и все узнать особого труда не составит. Боюсь только, что пока такое предложение актуально лишь для тех, кто знает китайский (все конкурсные материалы на нем) и территориально находится в Китае — но тем не менее.
Еще немного чайной англофилии
Когда я некоторое время назад только начинал рассказывать о таком явлении, как чайная англофилия, то отмечал, что одним из самых ярких ее проявлений является активное использование английскости при продвижении чая. На российском рынке и на рынках, близких к России, самым ярким образцом такого подхода стал, конечно, Ahmad Tea. Успех которого породил целую волну эпигонства, интересно наложившегося на достаточно массовую моду на регистрацию типа иностранных брендов.
Сам Ahmad Tea, напомню, бренд хоть и относительно молодой и с иранскими корнями, но совершенно английский. Потому что принадлежит зарегистрированной в Великобритании компании, начавшей торговать чаем именно в Соединенном Королевстве, хоть и не в том формате, который привычен нам. А вот другие бренды, решившие поиграться по следам Ahmad Tea в России в английскость, были уже английскими только формально. И ныне здравствующий Greenfield, и Curtis & Partridge, быстро трасформировавшийся в просто Curtis, и многие другие бренды, названия которых написаны латинскими буквами и английскими словами, принадлежат или принадлежали российским компаниям или компаниям из близких к России стран. Хотя иногда под такие псевдоанглийские бренды регистрировались компании и в Великобритании.
Среди таких типа английских брендов, работающих на постсоветском пространстве, есть настоящие шедевры. Моим любимцем является Tudor Tea — названный, понятное дело, в честь английского королевского двора. На логотипе этого дивного чая красуется геральдическая лилия. Которую, конечно, никто не запрещает лепить куда попало, но которая, напомню, все-таки обычно связывается с французскими Бурбонами, а не с английскими Тюдорами. Но самое прекрасное в этом логотипе — это лукавая надпись ESTD. 1485. Формально это отсылка к году основания двора Тюдоров. Но неформально надпись считывается как год основания компании. Что вызывает у любого хоть сколько-либо сведущего в чайной истории человека небольшой разрывчик шаблончика, особенно с учетом того, что специализируется Tudor Tea на цейлонском чае…
Я, собственно, к чему все эти курьезы вспоминаю. Наткнулся на днях на сайт проекта TET — True English Tea, который является еще одной попыткой заработать на британской чайной репутации на небританских рынках. Отличительной чертой этого проекта является, скажем так, мультиэпигонство. Ну потому что они одновременно косят и под российский Richard, и под Ahmad, и под Twinings — и это только то, что я заметил при поверхностном изучении ассортимента.
Первые записи в блоге проекта относятся к январю 2022 года, последние — к апрелю 2023 года. Видимо, закос не сработал. Что, конечно, совсем не удивительно. Маркетинговая английскость может быть эффективной в исполнении крупных чайных проектов с развитой системой распространения чая. И то не всегда. А для проектов мелких, которые рассчитывают на то, что такая английскость станет их маркетинговым паровозом, игра в английский стиль — полная и совершенно беспомощная глупость.
В чем сила, бренд?
Ну что, пришло время закончить небольшой цикл рассказов о таком занимательном феномене, каким является чайная англофилия. И, заодно, завершить опубликованный намедни материал о сложностях китайского чайного экспорта. Я напомню, что сами наши китайские товарищи одной из проблем китайского чая на международном рынке видят отсутствие у китайского чая сильного бренда. И в качетсве уже архетипического, можно сказать, примера такого сильного бренда используют хорошо нам всем известный Lipton.
Как-то совсем игнорируя при этом причины популярности и истоки силы этого чайного бренда. А причины и истоки эти общие для всей чайной англофилии, в чем бы эта англофилия не выражалась — в статусе специалистов, репутации брендов или в том, что английское послеобеденное чаепитие когда-то стало и до сих пор является фактическим мировым стандартом чаепитий высокого уровня.
Эти причины являются, кстати, такими же, как и причины, по которым сильными брендом являются Coca-Cola и McDonald’s. Только с поправкой на другой Pax. Сила и привлекательность брендов Lipton и Afternoon Tea — это следствие Pax Britannica. А сила и привлекательность брендов Coca-Cola и McDonald’s — это следствие Pax Americana.
Pax Britannica — то есть период доминирования Великобритании на международной арене — обычно ограничивают столетием между Ватерлоо и Первой мировой войной. Но это, конечно, сильное преуменьшение. Я не знаю, что там было до Ватерлоо, но после Первой мировой геополитическая влияние Великобритании хоть и стало уменьшаться, но сильно постепенно. Да и сейчас влияние Великобритании — особенно культурное и идеологическое — никуда не делось. На житейском и потребительском уровне это влияние может быть сведено к максиме «Английское — значит хорошее» и к настойчивому желанию хоть как-то к этому английскому присоседиться.
И совершенно не важно, насколько оно реально хорошее. До сих пор существуют целые сферы, в которых потребитель практически на автомате будет отдавать предпочтение товарам и услугам британским. К таким сферам относится и чай.
Сила ведущих британских чайных брендов — в том числе и «Липтона», несмотря на его спорную британскость в настоящее время, — является следствием высокой культуры продвижения брендов, реального качества продуктов, объемов рынка и геополитических преимуществ Великобритании. Ну и потом к этой связке присоединилась еще и наработанная репутация, которая тоже является вполне рабочим инструментом продвижения бренда.
Все перечисленные категории — качество, продвижение, объем, репутация и геополитические преимущества — работают одновременно и взаимосвязано. Я вполне допускаю, что все начинается с геополитических преимуществ, выраженных, чаще всего, в довольно грубой силе — но одной только грубой силы недостаточно для появления массовой убежденности в том, что все английское — хорошее. Важны все компоненты.
Нельзя сказать, например, что репутация британских чайных брендов дутая и основана только на мастерском маркетинге и броненосцах. Совсем нет. Простите за банальность, но тот, кто покупает тысячу тонн чая (и с броненосцами), имеет гораздо больше возможностей для торгового маневра, чем тот, кто покупает сто килограмм чая. Грубо говоря, за одну цену столь разные по масштабу (и количеству броненосцев) покупатели приобретут разный чай. А масштаб не может возникнуть на пустом месте, обычно он возникает в результате хороших продаж в метрополии. Которые и приводят к тому, что у крупного покупателя (с броненосцами) чай может быть лучше.
Ключевое слово тут «может». Потому что преимущества масштаба крупный покупатель может использовать разными способами. Например, оптимизировать свои закупки не по качеству, а по цене — а сэкономленные деньги вложить в продвижение чая. Или в подкуп местных чиновников. Или в броненосцы. Все это тоже рационально. Но чисто технически получать за свои деньги наилучший чай у крупняка возможностей больше, чем у мелких покупателей.
Я, конечно, все очень сильно упрощаю. Но, надеюсь, смог объяснить, что связка броненосцев, качества, объема рынка, культуры продвижения и репутации давала британским чайным брендам огромное преимущество перед любыми другими чайными брендами. И с английским послеобеденным чаепитием все ровно также. Его привлекательность — это не столько чисто чайная привлекательность формата или гастрономическая привлекательность его конкретных реализаций. Это все тоже случается, конечно. Но главная привлекательность Afternoon Tea — это привлекательность игры в английскость как в символ потребления наивысшего уровня. В массовом потребительском сознании престижно учиться в Англии, ездить на Роллс-Ройсе и пить послеобеденный чай в английском стиле. А если денег на все на это не хватает, то хотя бы дома пить чай британского бренда.
Но, повторюсь, надо понимать, что истоки этой престижности — не столько в особом качестве английского чая или чаепитий. И не столько в исключительных талантах английских специалистов, которые смогли, а вы нет. Все это — и качество, и таланты — действительно было. Но были еще и броненосцы, и огромный внутренний рынок.
Так что когда наши китайские товарищи начинают говорить о том, что китайскому чаю нужен свой Lipton, а для этого нужно сильно развивать маркетинг, я это воспринимаю как довольно наивную болтовню. Особенно когда речь идет о специальном экспортном бренде. Потому что рецепт сильного китайского чайного бренда очень прост. Для того, чтобы сделать свой Lipton, Китаю надо сначала запустить несколько чайных брендов, которые подомнут под себя весь внутренний рынок. Затем расставить какие-либо боевые треножники с лучами смерти рядом со всеми мировыми мегаполисами. И только потом стильно и аристократично продавать в этих мегаполисах чай упомянутых китайских брендов.
Я уверен, что он будет отлично продаваться. Ну потому что такие китайские бренды будут действительно сильными.
«Чай и король», картинки с выставки
Выставка, название которой автоматические переводчики переводят как «Чай и король», открылась в тайваньском музее Пинлинь уже достаточно давно. И я все порывался о ней рассказать — но меня сдерживало отсутствие хороших иллюстраций. Я, в принципе, понимаю музей, который не публикует картинок с выставки — ему нужно людей живьем заманивать. Но сам без картинок рассказывать о выставке не хотел.
Ну и вот, наконец, до нее добрались хорошие люди с фотоаппаратами — и опубликовали небольшой отчет с иллюстрациями. Так что теперь о выставке можно и рассказать.
Суперидея выставки состоит в том, чтобы продемонстрировать развитие чайной культуры через чаепития и чайные традиции разных высокопоставленных лиц. Так что, наверное, называние выставки — 茶與王, Ча Юй Ван — лучше перевести как «Чай с правителями». И там, конечно, доминируют чайные пересечения с правителями восточными. Но и с западными тоже присутствуют. Моего любимого августейшего ценителя чая — Насер ад-Дин Шаха — я там, правда, не заметил. Ну или он на фотографии не попал.
Чисто технически, выставка — это портреты, тематическое оформление залов, стенды с описанием чайных традиций, старинная чайная посуда и аксессуары, реконструкция чайных закусок с их описанием, интерактивные костюмированные чаепития в разных стилях и эффектные околочайные инсталляции.
Всем очень нравятся, например, композиции с коровами. В центре каждой из которых находится гайвань с фигуркой конкретного высокопоставленного лица. Помните, может, одно время в интернете часто мелькали фотографии чайных пакетиков с портретами политиков, которые можно было цеплять за край чашки так, чтобы условная Меркель в чашке как в ванной сидела? Так вот, в музее такая же тема. Там выставлены гайвани с разными персонами, вокруг которых расставлены фигурки коров на подставке, имитирующей море молока. Ну или лужу. Причем количество этих фигурок совпадает с документально зафиксированным количеством настоящих коров, молоко которых шло на ежедневное содержание семьи и наложниц конкретного высокопоставленного лица. К чаю все это, как вы понимаете, никакого отношения не имеет (кроме формальной гайвани), но выглядит эффектно и немного пикантно.
Любопытная выставка. Надеюсь, что по ее завершении музей опубликует ее подробное описание.
Скорлупа макадамии как топливо для кенийского чая
Занятная новость из разряда «Ничего себе, чем еще занимается чайная наука». Кенийские ученые изучили перспективы использования скорлупы макадамии в качестве топлива, используемого при производстве чая. Предпосылки для такой работы очень просты. Большая часть нагревательных, скажем так, процедур при производстве чая в Кении осуществляется с использованием банальных дров. А дрова — топливо немного коварное. С одной стороны и при идеальном раскладе — это дешево и удобно, особенно когда лес рядом и туда можно пацанов послать. С другой стороны, это не очень стабильно — дрова климатозависимы и могут закончиться в ближайших к плантациям окрестностях. Ну вот наши кенийские чайные братья и ищут дровам альтернативу.
В ходе исследования скорлупа макадамии сравнивалась с эвкалиптовыми дровами. И скорлупу, и эвкалиптовые дрова всячески сжигали — при разной влажности, например — и смотрели, что горит лучше и тепла дает больше. Оказалось, что, в общем и целом, скорлупа макадамии лучше эвкалипта. Но в два с половиной раза дороже. Поэтому в качестве альтернативы обычным дровам скорлупу макадамии рассматривать вполне себе можно — но принимать окончательное решение нужно исходя из каждых конкретных условий.
Я, кстати, никогда не жег эвкалиптовых дров. Веником парился эвалиптовым, а печку эвкалиптом не топил. Насколько сильно эвкалиптовые дрова пахнут при сжигании, интересно?
Исэча (Исэтя), чай из Исэ
В традиционном ежемесячном обзоре японских чайных новостей от Global Japanese Tea Association наткнулся на упоминание программы продвижения Исэча (Исэтя, 伊勢茶, «Чай из Исэ»), регионального японского чайного бренда. О котором я, кажется, ничего не слышал — поэтому полез разбираться.
Вообще Исэ — это историческая область в Японии, сейчас расположенная, большей частью, на территории префектуры Миэ. А префектура Миэ — это одна из ведущих чайных префектур в Японии, по количеству производимого чая она занимает третье место в стране. Ну а Исэтя (или Исэча) — это, стало быть, зонтичный бренд, под которым продвигаются чаи из тех мест.
Большей частью это сенча, фукамуши сенча и кабусеча. Фукамуши сенча и кабусеча, напомню, — это, напомню, вариации на тему классической сенчи. Фукамуши при паровой фиксации пропаривается в два-три раза дольше традиционной сенчи, а кабусе(ча)тя производится из затененного сырья. Кабусеча — это как гекуро или тенча, только кабусеча.
У зонтичного чайного бренда Исэча есть свой сайт — нормальный такой сайт регионального гастрономического специалитета. С описанием продуктов, рекомендациями по завариванию, блогом, видеороликами, рецептами разных вкусняшек, списком магазинов и всем таким прочим. Сайт на японском, но автоматические переводчики справляются.
На этом сайте, среди прочего, есть разделы, посвященные выращиванию, производству и распространению чая. Я снова напомню, что система японской чайной торговли во много выстроена вокруг оптовой торговли арача. Это своего рода чайный полуфабрикат, который конечные продавцы (например, конкретные чайные магазины или сети супермаркетов) доводят купажированием, сортировкой, фасовкой и прочей чаеразвеской до нужных потребительских кондиций самостоятельно. Тут возможна занятная аналогия. Вот где-либо под Санкт-Петербургом работает чаеразвесочная компания, которая оптом покупает чай в Индии, на Шри-Ланке, в Кении и так далее. Из этого оптового чая на фабрике делают купажи и ароматику под местный рынок, фасуют все это дело и продают. Ну вот и в Японии все устроено примерно также, только в рамках одной страны.
Так вот. Мне очень понравился на упомянутом сайте раздел про производство чая. Потому что этот раздел описывает 14 технологических этапов и содержит перечень из 13 чайных агрегатов, которые задействованы в процессе производства японского зеленого чая из Исэ. Естественно, с описанием задач, которые с помощью каждого из агрегатов решаются. И это отличная иллюстрация разницы между принципиальной схемой производства чая и реальной технологией его производства. Очень познавательно, полюбопытствуйте.
И да, я теперь знаю, что буду спрашивать у разных пижонов, которые рассказывают про транспарентность чая и прослеживаемость его пути от листа до чашки. Про список всех машин, их модели и фотографии. «Какой-какой роллер? Ах точно не знаете… Ну все, бизнес-этика нарушена, я не могу работать в таких условиях».
Время квадратных бутылок
Ну и раз уж сегодня у нас зашла речь о Японии и о разных технологических новостях — вот еще одна странная новость из разряда «как все причудливо устроено и прикольно взаимосвязано в крупном чайном бизнесе».
В Японии не так давно запретили сверхурочную работу водителей грузовиков, в том числе и осуществляющих доставку разных товаров по магазинам. И перед крупными продавцами и производителями резко встал вопрос оптимизации логистики. В случае с бутилированным чаем, которого в Японии пьется — а значит и развозится — очень много, одним из способов такой оптимизации является переход от круглых бутылок к квадратным. Ну в смысле от цилиндрических к параллелепипедным. Потому что квадратные бутылки логистически более рациональны — грубо говоря, двадцать квадратных поллитровок занимают меньше места, чем двадцать круглых поллитровок. Ну и в следующем году некоторые производители бутилированного чая массово перейдут на квадратные бутылки. А некоторые — не перейдут. Потому что не знают, как на смену формы бутылок отреагируют покупатели — и боятся.
Надо сказать, что квадратные пластиковые бутылки с чаем — совсем не новость, На том же японском рынке они постоянно присутствовали. И не только пластиковые и не только с чаем — достаточно вспомнить японский виски. Но теперь квадратных бутылок станет больше.
Ну и замечу также, что для любого чайного проекта, работающего с массовым рынком, вопрос логистики является одним из ключевых. Так что и с этой стороны ничего удивительного в квадратных бутылках нет. Просто пришло их время. А с учетом покатой земли это даже удобно.
Наши времена потом историки так и назовут. Эпохой квадратных бутылок.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий