Симулятор чайной в сказочном лесу

На конец 2024 года запланирован релиз игры Wanderstop. Это симулятор чайной, работающей в сказочном лесу. И чайная, соответственно, тоже сказочная. Играть нужно будет за хозяйку чайной. Хозяйка чайной, Альта, — бывшая воительница, которая или погибла (и тогда и сказочный лес, и сказочная чайная становятся загробными), или просто оказалась в другом мире. И вынуждена управлять чайной и решать комплекс нетипичных для нее задач. Выращивать разные чайные ингредиенты (сказочные или загробные), составлять купажи, заваривать и подавать чай, общаться с посетителями и поддерживать чайную в чистом, работоспособном и привлекательном состоянии. И при этом недоумевать и немного страдать — потому что ей бы в завоевательном походе первой с корабля спрыгивать на чужой берег, а не вот это все чайное, мирное и спокойное.

Интригующее описание, на самом деле. И готовая схема для мощных разговоров в реальной чайной. Ну прикиньте, вы приходите в чайную, там вам чай приносит милая девушка, слово за слово вы втягиваетесь в беседу и на очередной вопрос типа «чего грустим» получаете не занудные рассказы про гармонию с медитацией, а сначала бесцветную, а потом яростную историю про таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог. И в финале, после, после паузы: «Но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть…» — и далее по тексту.

И это все — под ГАБА Алишань, расслабляющую музыку и в мягких креслах. Плодотворная дебютная идея, как мне кажется. Чайную надо назвать «Мцыри», понятное дело.  

Чайно-дистиллятный блог-тур

Я некоторое время назад писал о бренде 国晶 (Guojing, «Гоцзин»), под которым в Китае, в Гуанси-Чжуанском автономном районе выпускается небольшая, буквально на две-три позиции, линейка крепкого и чайного алкоголя. Я еще сетовал тогда, что в описаниях этих чайных дистиллятов много пишут о сохранении и развитии чайного наследия, о новых рабочих местах и об относительной полезности чайного спиртного — но ничего не пишут о процессе его производства. 

При этом в общих-то чертах этот процесс понятен. Чай можно сбродить, а потом полученную бражку перегнать. Но если перегонка особых вопросов не вызывает, то о сбраживании чайного сырья хотелось бы узнать некоторые подробности. Не то чтобы пригодится — просто любопытно.

Ну и вот значит не так давно бренд «Гоцзин» устроил для небольшой группы китайских блогеров блог-тур на свое производство и его окрестности. И опубликовал небольшой ролик об этом визите. Там все очень красиво. И виды шикарные, и плантации зеленые, и сборщики чая нарядные, и аламбики блестящие, и готовый продукт в больших глиняных кувшинах в карстовых пещерах хранится, и блогерам постоянно наливают, для блеска в глазах и общей бодрости духа. Ну то есть их выгружают из автобуса — и сразу по чарочке, под народные песни.

Так вот. В этом ролике проскакивают некоторые технологические детали производства чайных дистиллятов. Чай для сбраживания измельчается, потом заваривается, а потом подвергается низкотемпературному брожение, с внесением культуры дрожжей, скорее всего, — ну и потом полученная чайная брага перегоняется. А само производство, соответственно, представляет из себя гибрид винодельни с винокурней. Сначала там бродильные танки из нержавейки, с терморегулированием и всякими датчиками. И с лазерной сваркой, наверняка. А потом — медные аламбики. А еще более потом — выдержка в упомянутых уже карстовых пещерах.

Но вопросы все равно остаются. Что за дрожжи? В каком виде чай поступает на начальную стадию производства? Как заваривается? Ну и так далее… Впрочем, было бы странно, если бы такие детали раскрывались.

Самое английское послеобеденное чаепитие

У меня все никак не доходят руки закончить цикл материалов по занимательной чайной англофилии. И подверстать к этим материалам рудиментарное стремление наших китайских коллег создавать сильные чайные бренды. Но, пока я филоню, мне на глаза попадаются новости, которые к этой самой чайной англофилии имеют самое непосредстенное отношение. Вот смотрите.

Высшим достижением британской чайной культуры я считаю британский чайный маркетинг. Это, вообще, совершенно нормально с учетом того, что британская чайная культура является, прежде всего, чайной культурой торговой. Лучше всего наши британские чайные коллеги умеют чай и все, что с чаем связано, продавать. Высокий уровень развития чайного маркетинга в Великобритании одним из своих интереснейших следствий имеет развитый рекламно-культурный бэкграунд жителей Соединенного Королевства. Который позволяет не просто делать многосерийную рекламу (которая много где бывает), а делать в новой рекламе отсылки к старой на уровне работы с общим культурным кодом… Впрочем, я сейчас не об этом.

Одним из самых заметных и успешных продуктов британского чайного маркетинга является английское послеобеденное чаепитие, ставшее, фактически, мировым стандартом парадного чаепития.

Мне в этом английском послеобеденном чаепитии больше всего нравится пластичность формата. Ну вот, например. Я знаю этот формат очень хорошо. И отношусь к нему с изрядной долей иронии и цинизма. Вполне обоснованных, как мне кажется. Во-первых, потому что чай на послеобеденных чаепитиях почти всегда фиговый. Во-вторых, потому что там довольно часто дурацкие закуски. В-третьих, потому что статус этого формата является в гораздо большей степени следствием имевшего одно время места быть Pax Brittanica, нежели следствием объективных чайных и гастрономических достоинств формата (смотри «во-первых» и «во-вторых»). И тем не менее, несмотря на все эти знания и понимания, я с завидной регулярностью натыкаюсь на английские послеобеденные чаепития, которые мне откровенно нравятся.

Вот, например. В лондонском отеле Marriott Hotel County Hall под послеобеденные чаепития отведен целый ресторан. Он называется The Library — и стилизован под старую библиотеку. Там есть столики у окон, по бокам от этих окон стоят книжные шкафы со старыми книгами, на столиках сервируется чай, а за окном там — совершенно открыточный вид на Биг Бен и все, что вокруг него обычно находится. А на подоконнике еще и подзорная труба стоит, чтобы все это дело рассматривать. Ну и чаепитие тоже не подкачало — там и пирожные в виде Биг Бена, и посуда красивая, и этажерка элегантная, и чайную коллекцию могут вынести посмотреть в маленьких баночках. Очень красиво.

The Library

По сочетанию сервировки, антуража и вида за окном это, наверное, самый английский послеобеденный чай из тех, что я видел на картинках.

Арт-пространство на старой чайной фабрике

Ну и раз уж у нас сегодня зашла речь о красивых и, отчасти, художественных решениях.

В Китае, в деревне Чанлин городского уезда Цзяньдэ, что в провинции Чжэцзян, старую чайную фабрику переоборудовали в многофункциональное арт-пространство. В котором можно и экспозицию какую-либо разместить, и лекцию прочитать на возвышенную тему, и ярмарку разных художественных штуковин провести, и даже что-то чайно-музейное учудить — потому что часть старого чайного оборудования там вписана в интерьер.

en.people.cn

Предполагается, что это пространство будет включено в инфраструктуру арт-образования и сельского туризма. Причем и арт-образование, и сельский туризм должны носить организованный характер — ну то есть туристов и желающих изучить разные народные промыслы туда надо будет возить автобусами. Ну потому что помимо такой инфраструктуры все это не имеет никакого смысла.

Син Ань Чжу Ча, вареный чай из Синъаня

В китайских новостях наткнулся на фильм о Син Ань Чжу Ча (兴安煮茶), «Вареном чае из Синъаня». Синъань — это уезд городского округа Гуйлинь Гуанси-Чжуанского автономного района Китая. Ну а вареный чай из Синъаня — это один из многочисленных китайских локальных рецептов приготовления блюда с использованием чая. В данном случае речь идет о супе — и на моей памяти это самый супный чайный суп. Хотя, конечно, применительно к китайским локальным потребительским чайным традициям я своей памяти не особо доверяю. Уж очень их много разных, этих локальны китайских чайных традиций.

В сильно упрощенном изложении вареный чая из Синъаня можно описать как результат соединения и совместного проваривания бульона и заправки. Бульон готовится из воды, чая, имбиря, грибов шиитаке и достаточно произвольного набора приправ. А заправка — из обжаренных круп и орехов. Например, из риса, арахиса, сои и пшена. Получается из всего этого дела густой такой супчик, горячий и сытный — так что нет ничего удивительного, что Син Ань Чжу Ча пользуется популярностью в тех местах, где жизнь бывает не особо уютной. В горах, например.

А еще вареный чай из Синъаня — это распространенное обрядовое блюдо. Его готовят и подают на свадьбах, поминках, на новогодних застольях и на новосельях. И, конечно, у этого блюда нет строгого рецепта — при более или менее фиксированной базе (чай, рис, имбирь, соя, арахис, шиитаке), набор пряностей и нюансы приготовления супа могу быть разными. Например, грибы шиитаке могут размачивать перед приготовлением бульона. А могут просто так сварить.

Такая пластичность рецепта отчасти является причиной того, что в настоящее время Син Ань Чжу Ча переживает, скажем так, период активной премиумизации. В него начинают добавлять разные дорогие компоненты, которые раньше просто не добавляли. Потому что изначально Син Ань Чжу Ча — это простое народное блюдо. А теперь из него делают локальный гастрономический специалитет. Так что, говорят, вареный чай из Синъаня становится все вкуснее и вкуснее. Не удивлюсь, кстати, если в него вскорости и мясо начнут добавлять.

Солнечные батареи на чайных плантациях

И еще одна китайская новость — только теперь актуальная и высокотехнологичная. На чайных плантациях в окрестностях Ханчжоу заработал комплекс солнечных батарей, установленных на склонах холмов прямо поверх чайных кустов.

Вообще эксперименты по установке на чайных плантациях солнечных панелей идут уже давно. Идея специфического «интеркопинга» чайных кустов и солнечных панелей лежит на поверхности. Чаю частичное затенение может пойти на пользу — тут все от местности зависит. Структура чайных плантаций удобна для размещения солнечных батарей и их обслуживания. Сами солнечные батареи не то чтобы совсем не мешают работать с чаем — мешают, конечно. Но терпимо.

Короче говоря, теоретически все сходится. Практически же массовое использование солнечных батарей на чайных плантациях сдерживается стандартными для солнечной энергетики факторами. В первую очередь — большими начальными вложениями и прерывистостью генерации. Но проблему с прерывистостью китайские коллеги решили включением плантационных панелей в общую сеть. А вопрос с начальными затратами решается через господдержку в рамках программ развития зеленой энергетики.

Так или иначе, но на склонах чайных холмов в окрестностях Ханчжоу теперь стоят 20000 солнечных панелей и генерят себе солнечное электричество. Такого масштабного чайно-солнечного проекта на моей памяти еще не было, тем более на склонах гор. Смотрятся эти панели, кстати, очень футуристично.

Концептуализация слонов

Чайно-слоновья тема, которой я уже несколько раз касался в новостях, меня, похоже, не отпускает. Ну потому что индийские ученые на днях опубликовали обзор тех элементов мировоззрения представителей ассамских чайных племен, которые связаны с их взаимодействием со слонами.

Чайными племенами Ассама, напомню, называют сообщества потомков людей, которых англичане переселили на разбитые в Ассаме чайные плантации в середине XIX века из других регионов Индии. Ассамские чайные плантации были разбиты практически в лесу. Нужной для закладки и обработки плантаций концентрации рабочей силы в тех местах не было — вот англичане ее и создали. Сейчас численность чайных племен Ассама оценивается в 7 миллионов человек. Почти все эти люди живут в непосредственной близости от чайных плантаций, большинство — занято в чайной индустрии. Вокруг чайных племен Ассама завязан плотный клубок социальных проблем, я об этому уже как-то рассказывал, сейчас повторяться не буду. Сейчас — про слонов.

Регион исследования. conbio.onlinelibrary.wiley.com

Слоны, как я уже тоже как-то рассказывал, часто заходят на чайные плантации в частности и в другие места жизни и работы людей вообще. Раньше слонов или гоняли, или пытались от них отгородиться — а теперь в Индии набирает популярность идея бесконфликтного сосуществования со слонами. Наши индийские чайные и слоновьи братья под это даже идеологическую базу подвели. Ну типа того что пугать слонов или не пущать их — это все тяжелое наследие колониального прошлого, это все придумал Черчиль в восемнадцатом году. А вот если привести индийскую жизнь в соответствии с традиционными индийскими ценностями, то совместная жизнь со слонами будет проходить в мире, гармонии и взаимном уважении с элементами культа Ганеши. Который, как известно, бог мудрости и благополучия. С головой слона. 

Ну вот собственно выработку основных принципов такой бесконфликтной жизни со слонами, в том числе и на чайных плантациях, и поставили своей суперцелью индийские ученые. И даже ввели в оборот шикарный термин — концептуализация слонов. То есть превращение набора эмпирических знаний о слонах в более или менее рабочую общую концепцию взаимодействия с ними. Часть эмпирических данных уже давно собрана — например, отлично понятно, что к людям слоны выходят из-за нарушения (в результате антропогенного воздействия на среду обитания) привычных путей миграции. Грубо говоря, слонам лес вырубили. Ну а часть эмпирических данных исследователи собрали в ходе проведения интервью с представителями чайных племен. Которых в лоб спрашивали о том, как оно вообще, жить рядом со слонами.

Выдержки из интервью читаются как отрывки из книжек Киплинга. 

«Слон-махараджа присматривает за нами, поэтому мы должны жить достойно. Слоны создают проблемы в моем доме и на моих полях — это правда. Но я также верю, что все, чего я достиг, я достиг благодаря их покровительству».

«Мне нравится, когда рядом слоны. Люди много работают на плантациях днем, и после того, как работа закончится, они идут наблюдать за слонами. Это ежедневное наслаждение… Слоны и люди играют вместе. Когда наступает ночь, люди возвращаются в свои дома. Если слоны не приходят, это скучно… Только когда приходят слоны, мы веселимся».

«Я всегда думаю о том, как они сохраняют спокойствие. Когда мы собираем чайные листья, они стоят неподалеку и спокойно смотрят, как мы работаем. Они никогда не причиняли нам вреда во время работы. Когда мы идем в лес собирать дрова, они тоже не причиняют нам вреда… Иногда они поднимают свои хоботы, чтобы поприветствовать нас. Они знают, кто совершил грехи. Если вы не совершили греха, они никогда не причинят вам вреда. Но если вы ругаете слонов, то они, безусловно, найдут способ навредить».

«Они такие большие! Если бы слоны захотели, они могли бы уничтожить деревню за одну ночь. Но они никогда этого не делали. Люди часто случайно подходят к слонам очень близко, но слоны их ни разу не убили».

«У слонов такие большие желудки! А у нас они маленькие. Я могу наесться небольшим количеством риса. А слонам нужно много еды. Я так много тружусь, чтобы не голодать; я работаю на чайных плантациях, выращиваю коров и коз, добываю камень у реки, нанимаюсь разнорабочим. Представляете, сколько нужно работать слонам, чтобы наесться!» 

«Думаю, все будет хорошо.И у нас, и у слонов хорошее будущее. Я усердно работаю, заботясь о своей семье, я пытаюсь улучшить свою жизнь. Мать-слониха также очень любит своих детей. И она также усердно работает для них».

Как же тут без Васи Ложкина!

Еще парочка таких новостей и я смогу смело называть себя специалистом по концептуализации слонов. Чайный клоун и концептуализатор индийских слонов… Звучит роскошно, согласитесь.

«Съедобное-несъедобное: к антропологии пищи и насыщения» 

«Вечерний Лошманов» проанонсировал мероприятие, которое, конечно, совсем не чайное, но отчасти пересекается с моим недавним сообщением на тему чая и философии. 6 и 7 декабря в Европейском университете в Санкт-Петербурге пройдет совместная конференция факультета антропологии и факультета социологии «Съедобное-несъедобное: к антропологии пищи и насыщения». Конференция состоится в двух форматах — онлайн и офлайн, участие в конференции в качестве слушателя бесплатное, но надо будет зарегистрироваться.

В программе конференции, увы, нет ничего отдельного про чай. Но тема чая наверняка появится в докладе «Советский агрономический гиперпроект развития субтропических регионов: между питанием, наукой и политикой». Кое-какие пересечения с чаем возможны в докладах секции «Барная карта: алкоголь как съедобное и несъедобное». Ну и доклад «Сытые предки и голодные демоны: гастро- экономический обмен с миром мертвых в современном Вьетнаме» из секции про каннибализм можно будет связать с ритуальными практиками, сопровождающими работу с чаем в Сноушани. Я сам их не наблюдал, но ритуальное подношение петуха перед сбором чайных листьев со старых деревьев как-то раз зафиксировала Ольга, во время короткого визита в те места несколько лет назад.

Жертвенный петух под старым чайным деревом. Север Вьетнама.
Жертвенный петух под старым чайным деревом. Сноушань, Вьетнам. © Ольга Никандрова

Что же касается питерской конференции, то это как раз тот случай, когда для расширения чайного кругозора прямые пересечения с чаем и не особо нужны. Понимание места еды в человеческой культуре пониманию места чая в этой же человеческой культуре очень сильно способствует. 

Конференция уже прошла, конечно. Старшая дочка сгоняля в Питер и посетила несколько секций. Говорит, было интересно.

Чайное обучение школьников и дошкольников

Агентство «Синьхуа» опубликовало короткий фоторепортаж из города Любао, что в уезде Цан У (Цанъу) округа Учжоу Гуанси-Чжуанского автономного района Китая. Героями этого репортажа являются дети, изучающие разное чайное. Округ Учжоу, напомню в нашей чайной теме известный тем, что там локализовано производство Лю Бао, достаточно известных темных чаев. Названных как раз по названию города Любао.

В этом городе (и, скорее всего, и во всем округе) вот уже несколько лет реализуется программа по изучению в школах и детских садах чайной культуры с акцентом на локальные чаи и традиции. Дошкольники играют в чайные фабрики и магазины, школьники учатся заваривать и подавать чай и посещают с иммерсивными визитами чайные плантации и производства — красота, короче говоря. И фотографии получаются славными…

Я впервые живьем столкнулся с системным едовым, скажем так, обучением школьников в Турине, в 2008 году. Мы с Ольгой тогда совершенно случайно оказались на уроке про тыкву, в котором участвовал наш знакомый итальянский гастроном. И сначала все это дело — и сам урок, и учебные стенды, на которых нужно было нюхать самые разные травки, меня привели в восторг. Но потом я присмотрелся к школьникам — и успокоился. Я к тому времени уже был, как это ни странно звучит, достаточно опытным преподавателем. И хорошо понимал, что крутые образовательные задумки при выходе на массовый уровень запросто херятся низким качеством исполнителей и пофигизмом учащихся. Который практически всегда возникает в случаях, когда что-то образовательное и достаточно специфическое становится обязательным. Ну вот и там, на занятии про тыкву, нескольким школьникам тыква была интересна, а остальным было пофиг.

Так что на программы чайной подготовки для детей (и не только в Китае, аналогичные проекты есть, например, в Турции) я смотрю с крайне сдержанным оптимизмом. Так-то это, вообще, хорошая тема — как и любая тематическая движуха для детей, связанная с предметной деятельностью. Но рассчитывать на то, что такие программы как-то заметно скажутся на развитии локальной чайной культуры, я бы не стал. К ним надо относиться как к программам общего разностороннего развития. По вторникам — зоопарк, по средам — бассейн, по четвергам — чайные плантации. Лишь бы дети заняты были.

Вейп-компания спасает чайный бренд

Новость из разряда «почему бы и не поговорить про крупный чайный бизнес, это солидно». Некоторое время назад я рассказывал о том, что один из самых известных британских массмаркетовских чайных брендов — Typhoo Tea — находится в крайне печальном положении. Расходы превышают доходы, долги превышают общую стоимость активов, рассматривается возможность перехода под внешнее управление и все такое огорчительное прочее.

Ну и вот буквально на днях пришла новость о том, что бренд выкупила британская же компания Supreme, которая поднялась на продаже вейпов и сейчас активно осваивает новые ниши и топит за ЗОЖ. Руководство Supreme объясняет покупку не только рациональными соображениями, но и желанием сохранить чайный бренд с более чем вековой историей.

Интересно, как сложится новая история Typhoo Tea. Не исключено, что новые владельцы переформатируют бренд под новые тренды и собственные представления о чае. И сделают Typhoo Tea травяным, функциональным и еще более этичным. Ну и курить его, наверняка, тоже можно будет.

Адвент-календарь с чайным бухлишком (извините)

Ну и раз уж у нас сегодня зашла речь о странных сближениях. Некоторое время назад я рассказывал о разных чайных адвент-календарях. Ну то есть о наборах чаев на каждый предрождественский день. Обычно разных чаев. Когда я делал тот обзор, то предполагал, что на этот год тему рождественских чайных наборов закрыл — но адвент-календарь со слабоалкогольным чаем заставил меня к ней вернуться.

Выпустил такую коробку с двадцатью пятью банками с чайным бухлишком бренд Twisted Tea — один из лидеров американского (и мирового, в данном случае) рынка в этом противоестественном сегменте.

Я, вообще, редко ругаюсь на разные чайные извращения. Но для Hard Tea — именно так, напомню, чаще всего называются слабоалкогольные чайные коктейли — сделаю исключение. Ну потому что это, на мой взгляд, совершенно паскудная вещь — особенно когда она исполнена в виде адвент-календаря, прямо намекающего на регулярное употребление этой шняги.

Знаете, когда некоторое время назад формировался тот же рынок бутилированного чая — который с точки зрения воинствующего чайного ортодокса является рафинированным чайным аццким сотонизмом — то этот рынок сразу выступил в широком диапазоне решений. Большая часть бутилированных чаев, конечно, были просто альтернативой сладким газировкам. Но сразу же на этом рынке появились и проекты, пытавшиеся работать с чистым чаем. 

И, несмотря на кажущийся аццкий сотонизм, RTD-чаи стали вполне естественной частью чайной культуры. И не только из-за широкого диапазона напитков. А еще и потому, что в самом бутилированном чае изначально присутствует поле для рациональных и интересных с чайной точки зрения решений. Ну или поле для мотивационного маневра, если угодно. Ты можешь заниматься бутилированным чаем чисто для того, чтобы бабла срубить. А можешь для того, чтобы получить RTD-чай, максимально близкий по своим потребительским характеристикам к классическому чаю. Ну и куча промежуточных вариантов, конечно. Все, как в традиционном чае.

Так что сейчас рынок бутилированного чая, несмотря на очевидное доминировние на нем дешевых и сладких напитков, предлагает нехилый такой пучок достаточно интересных решений. Которые, как двенадцать борхесовских праведников, отправдывают существование всего сегмента. Можно вспомнить хотя бы японский проект Royal Blue Tea их бутылками чая по 2000 долларов за штуку.

В сегменте Hard Tea таких борхесовских праведников нет. И поля для мотивационного маневра тоже нет. Слабоалкогольные чайные коктейли возникли как вариант дешевого сладкого бухлишка, одна стандартная банка которого, эквивалентная по содержанию алкоголя шоту водки, вызывает легкое опьянение. И продолжают существовать в этой же позорной роли.

Тьфу на них. Ну а адвент-календарь с банками Hard Tea, прямо стимулирующий регулярное употребление этой дряни, это, повторюсь, вообще зашквар. Тьфу на них еще раз. Зашкварнее этого только маркетинговые намеки на то, что слабоалкогольные коктейли с чаем полезнее обычных слабоалкогольных коктейлей. Тьфу на них в третий раз.

Космический недоделанный Дахунпао и развитые технологии

В 2011 году китайские ученые запустили в космос семена чайного куста культивара Дахунпао, продержали их в космосе 16 суток, затем вернули на землю и в 2012 году прорастили вместе с контрольными семенами из той же партии, которые в космос не летали. Ну и наблюдают с тех пор за чайными растениями, получившимися в результате космического мутагенеза. И сравнивают их с теми растениями, которые получились из контрольных земных семян. Я о таких исследованиях уже как-то рассказывал.

В ходе этих наблюдений выяснилось, в частности, что растения, полученные из космических семян, урожайнее земных. И немного отличаются от них внешне. Ну и чай из них получается немного другим — его тоже исследуют. Вот на отчет об очередном таком исследовании я и наткнулся намедни.

Ученые в этом исследовании изучали не классический Дахунпао из космических и земных листьев, а его, если можно так выразиться, полуфабрикат. Чайные листья завялили, повстряхивали, зафиксировали и высушили — и уже этот чай пробовали и засовывали в разные приборы.

Метаболические раскладки по космическому полуфабрикату Дахунпао можно подробно изучить по ссылке. А что касается сенсорных характеристик чая, то оказалось, что космический недоделанный Дахунпао получился более горьким, мягким, свежим и ярким, чем его земной аналог. Ученые, ссылаясь на сенсорную команду, говорят, что космический недоделанный Дахунпао вкуснее. 

Вообще, конечно, на первый взгляд это исследование производит странное впечатление — хоть оно и про космос. Ну потому что какой смысл исследовать чай-сырец, если можно изготовить и исследовать нормальный Дахунпао. Тем более, что его уже исследовали, есть на что опереться.

Собственно, этот первый взгляд и заставляет предположить, что на самом деле авторы работы изучили и полноценные чаи тоже. Обычно такого рода эксперименты строятся по очень простой схеме. Из достаточно большой партии свежих чайных листьев начинают производить чай, отбирая контрольные образцы на разных этапах производства и исследуя их. Описываемое исследование начиналось также. На первых этапах работы фигурировали две партии свежих чайных листьев — космическая и земная — по 50 килограмм каждая. По два килограмма сразу отобрали для анализа, чтобы начать искать разницу еще на этапе «свежесобранный лист». А остальное сырье запустили в производство. И я вполне допускаю, что до полноценного Дахунпао у них тоже дело дошло и он тоже был изучен. Только в отчет не попал.

Произойти это могло по двум причинам. Во-первых, ученые могут просто растягивать удовольствие. Зачем сваливать все результаты в одну работу, если можно написать несколько. И если дело обстоит именно таким образом, то нужно просто дождаться следующих публикаций. Во-вторых, запросто могло оказаться, что при серьезном технологическом воздействии на чайный лист разница между земным и космическим чаем стала незначащей. Ну то есть на уровне свежего листа и чая-сырца космический чай от земного отличается, а на уровне готового чая — нет. Ферментация и финальный прогрев ровняют и без того небольшую разницу между космическим и земным чаем как каток кротовины. 

Если это действительно так, то в публикацию такой результат могли и не включить, как несоответствующий изначальной задумке. Но сам этот результат был бы поучительным. Потому что отлично продемонстрировал бы суть любой развитой технологии, причем не только чайной.

Суть эта состоит в том, чтобы результат производства продукта с заданными потребительскими характеристиками как можно меньше зависел от колебаний качества сырья.

Дахунпао — это, безусловно, чай с развитой технологией производства. Потребительские характеристики Дахунпао задаются небольшим набором востребованных на рынке стилей. А часть технологических этапов доведения Дахунпао до рынка — прогрев и купажирование в первую очередь — задачу отрыва характеристик готового чая от качества сырья решают отлично. 

Все это, конечно, немного противоречит романтическим представлением об уникальности каждого чая и о том, как свойства терруара обязательно проявляются в чашке — но тут уж ничего не поделаешь. Рыночный чай — в том числе и Дахунпао, в том числе и продаваемый как элитный, уникальный и только для своих — в первую очередь решает задачу попадания в ограниченный набор потребительских шаблонов. И крайне редко решает задачу донесения до потребителя специфических характеристик сырья.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».