В 2011 году китайские ученые запустили в космос семена чайного куста культивара Дахунпао, продержали их в космосе 16 суток, затем вернули на землю и в 2012 году прорастили вместе с контрольными семенами из той же партии, которые в космос не летали. Ну и наблюдают с тех пор за чайными растениями, получившимися в результате космического мутагенеза. И сравнивают их с теми растениями, которые получились из контрольных земных семян. Я о таких исследованиях уже как-то рассказывал.

В ходе этих наблюдений выяснилось, в частности, что растения, полученные из космических семян, урожайнее земных. И немного отличаются от них внешне. Ну и чай из них получается немного другим — его тоже исследуют. Вот на отчет об очередном таком исследовании я и наткнулся намедни.

Ученые в этом исследовании изучали не классический Дахунпао из космических и земных листьев, а его, если можно так выразиться, полуфабрикат. Чайные листья завялили, повстряхивали, зафиксировали и высушили — и уже этот чай пробовали и засовывали в разные приборы.

Метаболические раскладки по космическому полуфабрикату Дахунпао можно подробно изучить по ссылке. А что касается сенсорных характеристик чая, то оказалось, что космический недоделанный Дахунпао получился более горьким, мягким, свежим и ярким, чем его земной аналог. Ученые, ссылаясь на сенсорную команду, говорят, что космический недоделанный Дахунпао вкуснее. 

Вообще, конечно, на первый взгляд это исследование производит странное впечатление — хоть оно и про космос. Ну потому что какой смысл исследовать чай-сырец, если можно изготовить и исследовать нормальный Дахунпао. Тем более, что его уже исследовали, есть на что опереться.

Собственно, этот первый взгляд и заставляет предположить, что на самом деле авторы работы изучили и полноценные чаи тоже. Обычно такого рода эксперименты строятся по очень простой схеме. Из достаточно большой партии свежих чайных листьев начинают производить чай, отбирая контрольные образцы на разных этапах производства и исследуя их. Описываемое исследование начиналось также. На первых этапах работы фигурировали две партии свежих чайных листьев — космическая и земная — по 50 килограмм каждая. По два килограмма сразу отобрали для анализа, чтобы начать искать разницу еще на этапе «свежесобранный лист». А остальное сырье запустили в производство. И я вполне допускаю, что до полноценного Дахунпао у них тоже дело дошло и он тоже был изучен. Только в отчет не попал.

Произойти это могло по двум причинам. Во-первых, ученые могут просто растягивать удовольствие. Зачем сваливать все результаты в одну работу, если можно написать несколько. И если дело обстоит именно таким образом, то нужно просто дождаться следующих публикаций. Во-вторых, запросто могло оказаться, что при серьезном технологическом воздействии на чайный лист разница между земным и космическим чаем стала незначащей. Ну то есть на уровне свежего листа и чая-сырца космический чай от земного отличается, а на уровне готового чая — нет. Ферментация и финальный прогрев ровняют и без того небольшую разницу между космическим и земным чаем как каток кротовины. 

Если это действительно так, то в публикацию такой результат могли и не включить, как несоответствующий изначальной задумке. Но сам этот результат был бы поучительным. Потому что отлично продемонстрировал бы суть любой развитой технологии, причем не только чайной.

Суть эта состоит в том, чтобы результат производства продукта с заданными потребительскими характеристиками как можно меньше зависел от колебаний качества сырья.

Дахунпао — это, безусловно, чай с развитой технологией производства. Потребительские характеристики Дахунпао задаются небольшим набором востребованных на рынке стилей. А часть технологических этапов доведения Дахунпао до рынка — прогрев и купажирование в первую очередь — задачу отрыва характеристик готового чая от качества сырья решают отлично. 

Все это, конечно, немного противоречит романтическим представлением об уникальности каждого чая и о том, как свойства терруара обязательно проявляются в чашке — но тут уж ничего не поделаешь. Рыночный чай — в том числе и Дахунпао, в том числе и продаваемый как элитный, уникальный и только для своих — в первую очередь решает задачу попадания в ограниченный набор потребительских шаблонов. И крайне редко решает задачу донесения до потребителя специфических характеристик сырья.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».