Свод чайных исследований
Американские и таиландские ученые собрали в одну кучу некоторое количество научных работ, связанных с изучением шести основных видов чая. И попытались обобщить данные о химическом составе чая, его сенсорных характеристиках и влиянии на этот состав и эти характеристики различных технологических нюансов. Такие обобщающие работы, на самом деле, пишутся достаточно часто и достаточно просто — научные базы данных фильтруются по набору ключевых слов, а потом весь собранный массив данных систематизируется в меру разумения тех, кто его систематизирует. Обычно такие работы поручаются студентам или молодым ученым и служат, так сказать, субстратом и справочниками для более серьезных исследований. Ну и дают общее представление о том, какие исследования в конкретной теме (в данном случае — в чайной) уже проводились за последнее время (в данном случае — за последние четыре года).
Для праздного любопытствующего в данной конкретной работе наибольший интерес представляют сводные таблицы. В одной собраны связи между технологическими нюансами производства разных чаев и изменениями в их химическом составе. Во второй — методы аналитического и сенсорного изучения чая, применяемые при оценке его качества.
Первая таблица интересна, скажем так, с точки зрения удовлетворения лобового любопытства. Ну каждому же интересно узнать, например, что наличие стеблей в сырье для производства желтого чая влияет на интенсивность печеного аромата, что завяливание белого чая под светом зеленых светодиодных ламп увеличивает содержание полифенолов в готовом продукте и чем химически различаются черные чаи из Шри-Ланки, Индии и Китая. Все это очень интересно, но нужно понимать, что и перечисленные, и все остальные выводы, собранные в исследовании в кучу — это скорее частности, нежели тенденции. Проецировать их на чай в целом нужно с большой осторожностью.
Вторая таблица — в которой, повторюсь, перечисленны основные методики исследования чая с указанием их достоинств и недостатков — это просто находка для юного чайного лаборанта, выбирающего свой первый хроматограф. Там можно посмотреть, для каких исследований используется газовая хроматография, для каких — высокоэффективная жидкостная хроматография, а для каких — атомная спектрометрия. Конечно, для специалистов, знакомых с разными исследовательскими методиками, все это совершенно очевидные вещи. Но среди чайников таких людей немного — так что первичное ориентирование в назначении лабораторных методов очень полезно.
Ну и интересно было посмотреть, конечно, на описание сенсорной человеческой оценки чая и оценки чая с использованием электронного носа и языка. Ничего нового, конечно, в этом описании тоже нет — но повторение, как известно, мать учения.
Достоинствами оценки чая живыми людьми является возможность прямой оценки любых сенсорных атрибутов. Сказано оценивать печеные ноты — и люди будут оценивать печеные ноты. Недостатки сенсорной человеческой оценки состоят в том, что такая оценка субъективна, требует специальной подготовки участников, дает непоследовательные результаты, на которые влияет еще и сенсорная усталость экспертов. Субъективность оценки в данном случае заключается не только в том, что у людей разный вкусо-ароматический бэкграунд и все такое прочее. Все может быть гораздо банальнее. При оценке по заданным параметрам одинаковых образцов чая один человек может давать этим образцам разные оценки. Запросто.
Достоинствами электронного языка и носа являются объективность результатов и быстрота оценки, поэтому методика подходит для анализа больших выборок чая. Недостатками мудреных электронных девайсов являются ограниченная чувствительность к незначительным вариациям формирующих вкус и аромат соединений, зависимость результатов оценки от внешних условий и невозможность подробной идентификации тех же вкусов. Грубо говоря, сладкое от горького электронный язык отличит, а вот нюансы горького между собой — уже не очень.
Вывод из всего этого я, с вашего позволения, сделаю несколько неожиданный. Технологизация работы с чаем требует радикального упрощения его сенсорики. Которая уж вовсю происходит в значительной части научных работ, где все богатство — причем очень часто динамичное богатство — вкусов и ароматов чая сводится к пяти-семи дескрипторам. Которые потом оцениваются по десятибалльной шкале — и все, сенсорный профиль чая готов.
Я с большим интересом отношусь ко всяким таким «дескрипторным» работам и регулярно рассказываю о них в новостях. И дескрипторный подход в целом понимаю — с ним проще. Но лично мне такой подход чужд. Я на каждой дегустации слушаю, что говорят люди о чае, который я для них завариваю. Чай у них один. И чашки одинаковые. А впечатления — и одинаковые, и разные, и разнообразные.
Больше всего на своих дегустациях я тащусь именно от этого. И всякий раз думаю, что за попытку свести к пяти или семи дескрипторам все это живое и радостное чайное разнообразие инициатора такого сведения надо бить табуреткой. Ну или чайником — мы тут все, вроде как, чайные люди.
Баблтишные в России
«Коммерсантъ» опубликовал небольшой материал, посвященный развитию рынка баблтишных в России. Там есть немного актуальных данных по специфике этого рынка. Например, из статьи можно узнать, что инвестиции в открытие новой баблтишной начинаются с 2 миллионов рублей — речь, я так понимаю, идет о крупных российских городах. И о том, что в этих самых крупных российских городах работает около двух тысяч заведений, подающих молочные чайные напитки. Или узнать о том, что на тапиоковые шарики в России есть небольшой дефицит из-за нестабильных поставок. Ну и о том, конечно, что спрос в баблтишных, несмотря на их гибкий ассортимент, все равно подвержен сезонным колебаниям.
Но самое интересное во всем этом материале, конечно, то, что баблтишные стали лидерами по запуску новых точек. За последний год число таких заведений увеличилось на 14%. Последние времена настают, истинно вам говорю.
Влияние сырья на качество CTC-чая
Индийские ученые изучили влияние качества сырья на качество гранулированного чая. Оказалось, что гранулированный чай из почки и двух листьев получается вкуснее, богаче разными традиционными чайными ништяками и даже на цвет симпатичнее, чем чай из почки и трех листьев и, тем более, чем чай из почки и четырех листьев.
Довольно странное исследование, честно говоря. Связь качества сырья с качеством готового продукта в гранулированном чае, на мой взгляд, должна проявляться даже сильнее, чем в листовом. Просто потому, что технология, по которой производится гранулированный чай, подразумевает полную гомогенизацию свежесобранных чайных листьев — они, напомню, изначально измельчаются в кашу. Ну то есть места для технологической нюансировки, которая при производстве листового чая может вытащить достоинства сырья и скрыть его недостатки, в CTC-технологии просто нет. Хорошее сырье — хороший чай. Плохое сырье — плохой чай. Все просто, как швабра. Здесь входит, там выходит.
Ну а теперь эта простая связь еще и научно подтверждена.
Белый чай и расход энергии в состоянии покоя
Совершенно замечательное и идеальное с точки зрения культурной идентичности исследование провели турецкие ученые. Они изучили, как употребление белого чая влияет на расход энергии в состоянии покоя у женщин. Если все немного упрощать, то сначала женщин, как минимум 15 минут не получавших никаких нагрузок и находящихся в максимально нераздражающих условиях, обследовали с помощью метаболографа. Потом поили белым чаем, причем дозировку подбирали с учетом массы тела. И через 30, 120 и 180 минут покоя и расслабухи снова пускали в дело метаболограф. Ну и всякое прочее тоже измеряли — температуру, артериальное давление и пульс.
Все полученные результаты были выражены в привычных для таких измерений величинах, в килокалориях в день. Так вот, базовый расход энергии женщин составлял 1367,25 ккал/д, через полчаса после употребления белого чая он стал 1409,43 ккал/д, через 120 минут — 1462,28 ккал/д, а через 180 минут — 1486,18 ккал/д. Ну то есть расход энергии в состоянии покоя заметно вырос. При этом никакие другие жизненные показатели, типа артериального давления или пульса, не менялись.
Маркетинговый потенциал этого исследования совершенно замечателен. Это же теперь можно на серьезных щах и со ссылкой на турецких ученых рассказывать женщинам, что можно лежать себе спокойно на диванчике, слушать расслабляющую музыку и пить белый чай — и калории при этом будут сжигаться примерно на 5-7% интенсивнее. Можно даже линейку белого чая так назвать: «7%». Маркетинговая легенда для нее уже готова.
Лишние сто тысяч тонн
Tebiz Group подготовила двухсотстраничный обзор российского рынка чая, продает его за сто тыщ и, как водится, опубликовала статью-замануху с коротким рассказом о том, что и как с российским рынком чая происходит.
Статья эта обескураживает сразу же, потому что в первом же ее абзаце сообщается, что «рынок чая в России активно развивается, и к 2024 году его объем превысил 230 тыс. тонн, увеличившись на 13% по сравнению с предыдущим годом». Если вы хоть сколько-либо следите за российским чайным рынком, то, наверняка, знаете, что в последние годы он если не падал, то стагнировал. И что чая Россия в год выпивает где-то 120-140 тысяч тонн. А тут сразу хлобысь — и рост на добротные 13%, и тонн сразу на сто тысяч больше ожидаемого.
Этот скачок, конечно, является чисто интерпретационным. Ну то есть объясняется расширенной интерпретацией понятия «чай». Там, если чуть дальше почитать, то сразу натыкаешься на информацию о том, что 59% — то есть примерно 136 тысяч тонн — российского чайного рынка занимает импортный чай. И это почти исключительно «чайный чай» — ну то есть чай, произведенный из листьев чайных камелий. А остальная часть российского чайного рынка, как несложно догадаться — это чай нечайный. Ну потому что чайного чая в России выращивается и производится совсем немного, никакой погоды в национальной статистике российский традиционный чай не делает.
Короче говоря, рынок классического чая в России находится в относительно ровном состоянии и продолжает свою тихую стагнацию. В том числе и под давлением травяных чаев. Мне, кстати, объем рынка нечайных чаев в сто тысяч тонн примерно — а именно такой объем следует из приведенных в отчете данных — кажется немного завышенным. И тот факт, что производство чая в России упало на 15% со значительным общим ростом рынка у меня не очень сходится. Потому что рынок растет за счет травяных чаев. Которые, большей частью, производятся в России. Ну то есть падение производства чая и рост рынка мне кажутся противоречивыми посылами.
Но тут я настаивать не буду, я за травяным рынком совсем не слежу и почти ничего о нем не знаю. А вот в том, что этот травяной рынок растет, сомневаться не приходится. Причем, если верить отчету, растет настолько хорошо, что тянет за собой и весь рынок напитков чайного типа.
Видимо на основании этого сегментарного роста и общий прогноз на 2025 чайно-рыночный год составители отчета делают оптимистический. Обещают, что рынок вырастет и в деньгах, и в тоннах.
Проблемы Typhoo Tea
Одна из крупных и старых британских чайных компаний — Typhoo Tea, работающая с одноименным и хорошо известным чайным брендом — подала уведомление о намерении назначить внешних администраторов. Возможно, это правильно называется «переход под внешнее управление» — но в таких нюансах я не силен. Короче говоря, компания подумывает о признании своей неплатежеспособности и приглашении внешних управляющих, которые за установленный законом срок попытаются предотвратить закрытие компании. Например, предложив комплекс мер по ее оптимизации. Так или иначе, но для компании переход в такую стадию означает тотальный рыночный неуспех. Который, среди прочего, выражется в следующих цифрах.
Продажи Typhoo Tea за последний года упали на 9 миллионов фунтов стерлингов, с 34 миллионов до 25 миллионов. Расходы же компании за этот же период выросли на 28 миллионов фунтов. А в этом году компания еще резко решила поиграться в этичный бизнес, объявив, что будет работать только с теми поставщиками чая, на плантациях которых подтверждено отсутствие сексуального насилия. Не спрашивайте меня, как это проверяют, я не знаю. Но на своих чайных пачках компания начала писать, что покупая их чай, потребители могут не переживать о том, что пока они этот чай пьют, в Африке кого-то сексуально эксплуатируют. Результатом такого подхода стало резкое сокращение пула поставщиков и сужение пространства для ценового маневра при закупке чая. Ну а потребители затею, похоже, не оценили — о том, чтобы все ломанулись покупать пачки, сообщающие о том, что при их производстве никто не пострадал, я не слышал.
Ну и объективные рыночные причины — британская пресса считает таковыми рост популярности кофе и падение уровня жизни потребителей, вынужденных переходить на дешевый чай супермаркетовских приватных марок — тоже бодрости духа Typhoo Tea не добавляют. Хотя, конечно, если влияние этих факторов было бы действительно большим, то приходили бы сообщения и о проблемах других британских чайных компаний. А те пока молчат. Так что, возможно, все проблемы Typhoo Tea — это чистые косяки самой Typhoo Tea.
Ну и тут, конечно, крайне сложно удержаться от мрочной и циничной логики. Если британская чайная компания, которая объявила о том, что на чайных плантациях ее поставщиков никого не насилуют и не получают должности через постель, терпит рыночный крах, то можно предположить, что на плантациях тех британских чайных компаний, которые успешны, царит полный сексуальный беспредел.
Чайник для душевных разговоров
Американские студенты с фамилиями Танг и Фанг разработали gpTea — автоматизированный комплект из чайника и чашки, который заваривает чай, наливает его в чашку, ведет задушевные беседы, построенные все больше на воспоминаниях, и показывает на дне чашки всякие ностальгические картинки. Все это работает, конечно, на генеративном искусственном интеллекте — и само устройство является учебным проектом.
Отдавая должное задумке студентов и той словесной мишуре, что они навертели вокруг разговорчивого чайника, я не могу не отметить, что задушевные беседы за чаем — это очень удобная и достаточная простая тема для ии-разработок. Потому что такие беседы состоят из последовательных длительных монологов, каждый последующий из которых может быть связан с предыдущим совершенно формально. Например, динамикой повествования или набором транслируемых эмоций, которые, кстати, довольно просто формализовать. Потому что для такой формализации особая точность не нужна.
По большому счету, чайному роботу для нормальных душевных разговоров достаточно иметь доступ к большой базе данных занимательных историй и простенький анализатор, который будет вытаскивать из этой базы байку, которая хоть как-то, хотя бы на уровне простейших совпадений, будет связана с историей, которую рассказал живой собеседник. Или с его запросом.
Ну и каждую новую историю электронного нефритового чайника нужно, конечно, еще предварять согласительной фразой, как будто он реально понимает собеседника. Что-то типа, «Да, это так, жизнь действительно удивительна. Я слышал что-то в этом роде…» — и дальше грузить что-то душещипательное из базы данных. А если еще и обеспечить постоянное включение в базу историй, рассказанных пользователями, то вообще красота будет. И постоянное обновление.
Не очень сложная задача, на самом деле. Но красивая.
Чайный павильон в искусственных облаках
На сайте designboom, где я вычитал про общительный чайник с искусственным интеллектом, есть раздел, посвященный архитектуре и дизайну чайных домиков. Следует отметить, что в дизайнерской и архитектурной среде чайные домики — вообще довольно популярная тема. Причем давно. Я однажды, лет двадцать пять назад, познакомился с пожилым уже тогда архитектором, мы как-то зацепились языками за чай — и он рассказал мне, что писал дипломную работу по архитектуре чайных домиков. Интерес дизайнеров и архитекторов к чайным пространством я для себя лично объясняю тем, что эти пространства задают довольно четкие рамки для творчества — что очень помогает этому самом творчеству.
Ну и добавлю также, что с нашей чайной стороны архитектуру и дизайн современных чайных пространств внимательно мониторит «Сова и Панда». На их странице достаточно отфильтровать публикации по запросу «Современные чайные интерьеры и архитектурные решения» — и наслаждаться.
Ну а среди публикаций на designboom я зацепился глазом за материал о PLAT ASIA’s Cloud Tea Room. Это такой чайный павильон, обустроенный на холмистых чайных плантациях в Хучжоу, в китайской провинции Чжэцзян. В тех краях производят Гучжу Цзы Сунь — не очень широко, но известный зеленый чай.
Что же касается PLAT ASIA’s Cloud Tea Room, то, в общем и целом, это обычный и частично открытый чайный павильон — но вокруг него в плантацию воткнуты 170 высоких металлических столбов с туманными установками. Ну такими, знаете, которыми часто открытые кафе в жарких странах снабжают, чтобы они водичкой время от времени мелко прыскали. Ну на на этих 170 столбах туманные установки помощнее, чем в кафешках — и они могут обеспечить чайному павильону постоянное нахождения в облаке или в тумане.
Я не могу представить, насколько уютно пить чай в таком искусственном облаке. Но на склоне холма выглядит все это дело очень эффектно, тут не поспоришь.
Прозрачный роллер
Александр Жиряков и Антон Бехтер анонсировали на днях завершение работ по конструированию роллера с прозрачным баком. И опубликовали фотографии и видео первого образца этого дивного устройства.
Александр Жиряков знаком чайным старожилам по красивому проекту LaosTea, который познакомил российскую (и не только) чайную тусовку с лаосским чаем. А Антон Бехтер знаком чайным старожилам (и не только старожилам) по своим экспериментам с сочинским чаем и по проекту «Чай Колхида», благодаря которому с результатами этих экспериментов можно встретиться лично и за чайным столом. При этом и Александр, и Антон означенными проектами свою чайную деятельность не ограничивают. И занимаются, в том числе, разработкой чайного оборудования.
Впервые о разработке модернового роллера я услышал от Александра в 2021 году — в полушуточном разговоре о том, что хочется сделать роллер, который будет скручивать чай красиво не только с точки зрения чайного результата, но и с точки зрения визуальной составляющей технологического процесса. Я к тому времени уже имел небольшой опыт взаимодействия с современным чайным оборудованием, которое, среди прочего, иногда мигает светодиодами почище иной новогодней елки. Поэтому и новый роллер себе сразу представил с развеселыми огоньками и, возможно, со звуковым оформлением. Ну было бы классно, если бы роллер при скручивании чая мигал разноцветными лампочками и издавал звуки, хорошо знакомые чайным старожилам по классической немецкой порнографии.
Александр, однако, на корню зарубил мои чайные фантазии и сказал, что речь идет для начала о роллере с прозрачным баком для чайных листьев. Я немного погрустнел, но идея мне все равно понравилась — так что о процессе разработки роллера я время от времени у коллег справлялся.
Ну и вот теперь этот роллер уже есть и работает. У него прозрачный бак из кварцевого стекла (то есть прозрачность свою он сохранит надолго), контроль скорости скручивания, съемные столы для скручивания с разным рисунком и программное управление работой. Это значит, что роллер можно программировать на сложные режимы работы, с изменяющейся скоростью например. Коллеги говорят, что это новое слово в скручивании чая — я никак этого прокомментировать не могу, так как за рынком такого оборудования не слежу. Но, надеюсь, что это действительно самый крутой и современный роллер в мире.
Он называется ALEANT DA-30. Если вдруг кому нужен такой роллер, который и чай хорошо скручивет, и на почтеннейшую публику неизгладимое впечатление производит, пишите прямо Александру Жирякову на alex@tea4b.com.
Александр, Антон, мои поздравления. Ну и я надеюсь, конечно, что модель с огоньками и стонами у вас тоже когда-либо появится.
Маленький дарджилинговый нюанс
В совершенно проходной статье о том, что правительство Западной Бенгалии примет всяческие эффективные меры для того, чтобы защитить доброе имя Дарджилинга от, скажем так, размывания бренда, наткнулся на любопытную деталь. Индийский чиновник, комментируя предстоящую защиту Дарджилинга, отметил, что чая этого сейчас производится примерно 6000 тонн в год, в продается — примерно 10000 тонн в год.
Когда-то давно, когда я только-только начал интересоваться Дарджилингом, мне попадалась на глаза информация, что ежегодно этого чая производится примерно 10000 тонн, а продается чая с названием «Дарджилинг» — примерно 40000 тонн. Я сейчас за эти цифры не отвечу, это лет двадцать назад было — но я хорошо помню, что поддельного Дарджилинга на рынке было в разы больше, чем настоящего.
На мой взгляд именно вот это кратное падение объема продаж закосов под Дарджилинг говорит о кризисе классического индийского чая гораздо убедительнее, чем падение производства настоящего Дарджилинга. Людям на мировом чайном рынке Дарджилинг перестал быть интересен. Во-первых, потому что он потерял свой стиль. Во-вторых, потому что количество другого интересного и доступного чая за последние пару десятков лет очень резко выросло.
Борьба за защиту Дарджилинга (обычно его защищают, напомню, от непальских аналогов) на этом фоне выглядит занятием совершенно бестолковым.
Национальный живописный район Три Горы
В тайваньских новостях прочел о том, что туристический центр Сунбайлин (松柏嶺), который называют единственным тайваньским туристическим центром, специализирующимся на чае, наполучал самых разных призов и наград. Я об этом чайно-туристическом центре никогда и ничего не слышал, поэтому сразу полез смотреть и разбираться, что это за место такое.
Оказалось, что туристический центр Сунбайлин входит в инфраструктуру локации с немного причудливым названием «Национальный живописный район Три Горы». Им нужно с Тригорским из Пушкинских Гор установить партнерские отношения. Красота будет… Насколько я понял, «Три Горы» — это не единая территория типа большого парка, а набор отдельных локаций, продвигаемых под единым брендом. Этакий туристический кластер.
Три горы — это Багуашань, Шитоушань и Лишань. Лишань в чайном мире место известное. С чаем, хотя бы на словах связанным с Багуашань, я сталкивался, а вот про чай из региона Шитоушань ничего не слышал. Ну а в рамках национального живописного района с чаем в этих трех локациях дело обстоит почти противоположным образом. Ни один чайный объект из Лишаня в кластер не включен, Шитоушань представлен живописным чайным домиком, с разноцветными шишками. А Багуашань — упомянутым уже туристическим центром Сунбайлин, тропой для пеших прогулок, проложенной через чайные сады, и специальной локацией для чаепитий на свежем воздухе.
Немного странный расклад, конечно, с чайной точки зрения — но выглядят все перечисленные локации интересно и для неспециализированного туризма явно подходят отлично. Буду на Тайване — загляну непременно.
Опера про Ли Чуньшэна
В этом году исполняется — вернее даже исполнилось уже — 100 лет со дня смерти Ли Чуньшэна (李春生), тайваньского исторического деятеля, которого в разных источниках характеризуют как бизнесмена, мыслителя, общественного и религиозного деятеля и отца тайваньского чая. Тут все зависит от акцентов, конечно. Чайная часть жизненного пути Ли Чуньшэна связана с началом активного экспорта тайваньского чая на мировой рынок. Одно время Ли Чуньшэн работал в команде Джона Додда — фигуры для тайваньского чая, безусловно, знаковой. И в некоторых источниках именно предприимчивость Ли Чуньшэна, его опыт и знания указываются в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивших международный успех тайваньского чая во второй половине XIX века.
Ну и вот, стало быть, 14 ноября в Тайбэе состоится премьера театральной постановки «Ли Чуньшэн — отец тайваньского чая» (茗王—臺灣茶業之父李春生). Я затрудняюсь с жанровым определением традиционных китайских представлений, но, судя по всему, это будет опера.
Для меня самой любопытной деталью этой оперы являются ее постер, выполненный в стилистике старинной чайной рекламы и упаковки. Там, на этом постере, два мужика стоят в китайском прикиде и с европейскими чайными чашками. Один просто с чашкой, а другой — с чашкой и блюдцем. Причем держат эти мужики чашки изящно, непринужденно и явно привычно. Полагая (вместе с автором постера) именно европейские чашки посудой, которая наилучшим образом соответствует золотому веку тайваньского чая и приличествует человеку, которого называют отцом тайваньского чая.
Ничего удивительного в этом, конечно, нет. Потребительская чайная культура на протяжении достаточно долгого времени была в значительно большей степени западной, чем восточной. Да и сейчас я бы не сказал, что паритет достигнут.
Ну и любопытно, конечно, что лично мне непринужденно стоять удобнее с чашкой чая, а непринужденно сидеть — с пиалой.
Чайный сервиз от Pet Shop Boys
Старым пердунам вроде меня почти наверняка известна британская группа Pet Shop Boys. В 1984 году эти ребята из зоомагазина выпустили свой первый сингл — «West End Girls» — который стал визитной карточкой группы и которому в этом году исполняется сорок лет.
Ну и вот, стало быть и для ради праздничка, Pet Shop Boys в коллаборации с британской же компанией Duchess China выпустили юбилейный чайный сервиз. Для настоящих ценителей, безусловно. Потому что в полном своем комплекте, который включает заварник, пару чашек с блюдцами, молочник и сахарницу, сервиз стоит 600 фунтов.
При этом сервиз получился симпатичным, конечно. С позолотой и синим тематическим орнаментом на белоснежном фарфоре. Since 1984 Tea Set называется. Да и вообще. Юбилейный чайный сервиз — это красиво и правильно. Раньше такие сервизы вообще по любому поводу выпускались. Достаточно вспомнить, сколько разного чайного и фарфорового в честь Олимпиады-80 было сделано. А сейчас эта полезная традиция как-то подрассосалась. И дети без тематических чайных сервизов дураками растут.
Чаепития для одиноких хакка
Некоторое время назад я рассказывал в новостях о «Кафе смерти» — социальной активности, суть которой состоит в разговорах о смерти, чаще всего за чашкой чая. Цель таких разговоров состоит в том, чтобы примирить со смертью современных людей, часто от смерти сильно дистанцированных. Чай там, понятное дело, служит только коммуникационным фоном — но фоном стабильным, так что его можно считать частью формата. Ну а сами «Кафе смерти» — одним из проявлений текучести чая и, конечно, интересным феноменом потребительской чайной культуры.
Ну и вот как бы в противовес «Кафе смерти» на Тайване, в Гаосюне, начали проводить чаепития для одиноких и относительно молодых людей. Одним из организаторов таких чаепитий стал муниципальный комитет народности хакка — и основными гостями чаепитий тоже являются хакка. Которые в последнее время перестали размножаться. Ну и вот чтобы хоть как-то такому размножению поспособствовать, одиноких мужчин и женщин хакка собирают вместе, устраивают им чаепития и подвижные игры и смотрят, что получится.
Жизнь, как известно, прекрасна, удивительна и разнообразна.
Кофе по утрам и риск смерти диабетиков
Грешно, конечно, смеяться над такими вещами — но уж очень забавную штуку обнаружили китайские ученые, изучая довольно большую выборку людей, больных диабетом. Они пытались выяснить, влияет ли время употребления чая и кофе на вероятность смерти таких людей от сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов и собственно диабета. И если влияет, то как.
Оказалось что таки да, влияет. Ученым удалось установить, что регулярное употребление кофе ранним утром связано с более высоким риском смерти диабетиков от всех причин. Тогда как регулярное употребление кофе и чая днем связано с более низким риском смертности от всех причин. Речь, повторюсь еще раз, идет о людях с диабетом. Но если вам нравятся зловещие истории, то можете всем рассказывать, как страшен кофе по утрам. А чай совсем не страшен в любое время дня и ночи.
Не очень понятно, кстати, почему ученые не исследовали вечер и поздний вечер. На такие расклады тоже было бы интересно посмотреть.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий