Кеджек и ньянеут
Business Insider опубликовал ролик, в котором рассказывается о том, какие тяжелые времена переживает чайная индустрия Индонезии. Площадь чайных плантаций сокращается, чайные фермы закрываются, кусты стареют, новые сельскохозяйственные технологии не внедряются, чай постепенно заменяется на картошку и масличные пальмы, а правительство чайным фермерами и чайной индустрии нифига не помогает. Но лучшие из них бодрости духа не теряют и будут производить кеджек чай и продвигать ньянеут-чаепития, пока есть силы… Вот об этом-то чае и этом чаепитии и хочется сказать несколько отдельных слов.
Заметив предварительно, что чайная Индонезия — это место совершенно замечательное. Несмотря на тот кризис, о котором рассказывает Business Insider, чайная индустрия Индонезии обычно входит в десятку крупнейших чайных индустрий мира. А если не входит в десятку, то входит в двадцатку. На тамошних островах производится примерно 120-140 тысяч тонн чая в год. Индонезийский чай обладает определенным терруарным потенциалом, просто потому, что чайные плантации Индонезии расположены на нескольких островах. И этот потенциал иногда используется — хоть и очень слабо.
В Индонезии яркие и разнообразные потребительские чайные традиции, да и просто так индонезийцы пьют довольно много чая, примерно 500 грамм на душу населения в год (хотя тут, конечно, есть очень разные данные). Ну и, конечно, не нужно забывать, что Индонезия может совершенно спокойно претендовать на статус первой территории, где начали в коммерческих целях и объемах выращивать и производить чай европейцы — это были голландцы в начале XIX века.
Что же касается кеджек-чая и ньянеут-чаепитий, то это два немного связанных между собой феномена, один производственный, другой — потребительский.
Чай кеджек (Kejek tea, Teh Kejek) — это чайный специалитет, локализованный в деревне Сигедуг (Cigedug), что в округе Гарут (Garu), в провинции Западная Ява. Это зеленый чай, который производится следующим хитрым способом.
После сбора чайные листья фиксируются — сейчас в обжарочном барабане, раньше в специальных глиняных, судя по всему, печах. А после фиксации чайные листья сминают ногами. Ну то есть прогретые чайные листья сваливают на наклонный дощатый помост, специально подготовленный человек забирается на этот помост, надевает специальные ботинки на резиновой подошве с шипами и, держась руками за перекладину, формирует ногами ком чайных листьев размером примерно с футбольный мяч. Некоторое время он его мнет-катает ногами, а потом выверенным пинком отправляет смятые чайные листья а общую кучу. Этот мастерский пинок, конечно, является самой эффективной процедурой в технологической цепочке производства кеджек-чая. После деформации будущий чай отправляется на сушку, потом обычно немного сортируется — и все готово.
Вообще, хождение по чаю ногами не является чем-то совершенно уникальным яванским — ноги, в том числе и босые, используются при производстве некоторых чаев, причем с разными целями. Иногда ногами скручивают чай. Иногда — трамбуют. Просто в случае с кеджек-чаем ножные процедуры являются очень яркой частью не очень длинной технологической цепочки, для ножной деформации используется специальная обувь (едва ли ее изготавливают вот именно для хождения по чаю, скорее всего что-то подходящие просто выбирается из готовой обуви) и процедура ножного скручивания дала название чаю. Говорят, что Kejek на местном — это «наступать». Гуглевский словарь, правда, утверждает, что Kejek — это «нелепый». Но это не важно, оба вариант хороши.
Кеджек-чай, как уже было сказано ранее, часто используется для ньянеут-чаепитий. Ньянеут (Nyaneut) — это трациционное чаепитие сунданцев, народа, живущего в западной гористой части острова Ява и на южном побережье острова. Не путать с суданцами. Ньянеут устраивают на исламский Новый Год, но это не обязательно. Фишка этого чаепитие в том, что фокус его внимания полностью перенесен с приготовления чая на действия человека, пьющего чай. Ну то есть чай может быть любым и приготовить его можно как хочешь — лишь бы горячим был. И посуда может быть любой — даже эмалированная кружка подойдет. На торжественных ньянеут чаепитиях в качестве имповизированных сосудов часто используются обрезки бамбуковых стволов, которые можно считать одним из атрибутов традиции. Но можно и не считать, потому что их использование не обязательно.
А вот пить чай во время ньянеут-чаепития нужно особым образом. Кружку (пусть будет кружку) ставят на ладонь, поворачивают на ладони два раза по часовой стрелке на 360 градусов, потом тремя вдохами нюхают чай, после чего делают глоток. И повторяют. Считается, что такое употребление чая полезно для здоровья — и я не сомневаюсь, что, например, при насморке такая процедура может заметно облегчить состояние.
Ньянеут-чаепитие изначально не привязано к кеджек-чаю. Но сейчас обе традиции переживают упадок — поэтому их стараются сохранять и продвигать вместе. Что, конечно, вполне рационально.
Презентационная чайная гастрономия
Как-то почти одновременно мне на глаза попались две заметки о двух чайных мастерах, работающих, в том числе, и с гастрономизацией чая.
Один из них, Лань Дачэн, работает на Тайване. Его чаи не так давно наполучали призов на чайных конкурсах в Великобритании и во Франции, при работе с чаем он немного ориентируется на опыт кофейных и винных коллег, оперирует таким понятием, как терруарные стили, поставляет чай в дорогие рестораны и всячески продвигает идеи чайного пэйринга — ну то есть сочетания чая с разными вкусняшками по винному принципу. Получается красиво — хотя, конечно, идеи об использовании винных и кофейных подходов применительно к чаю у меня лично вызывают изрядный скепсис. Но пережить озарение в стиле «с чаем нужно работать также, как с вином или с кофе» должен, наверное, каждый чайный специалист, так что это… как там говорил губернатор из «Того самого Мюнхгаузена»? Ненаказуемо, во!
Второго специалиста зовут Эндрю У, он работает в Макао и строит мощные гастрономически композиции на основе чая и с учетом принятой в китайской традиционной медицине концепции холодных и горячих продуктов. Он предлагает гостям жареную утку с Да Хун Пао, пресноводных креветок с лисичками, обжаренных с Лунцзином в сочетании с Шуй Сяном, заваренном с разными грибами, зизифусом, кордицепсом и ягодами годжи. Короче тоже молодец и отрывается по полной программе.
Я почитал все это дело, погонял в голове типичную для каждого старого пердуна мысль о том, что я делал что-то в этом роде — и решил, что тоже нужно замутить что-то такое чайно-гастрономическое, что будет интересно и эффектно выглядеть в словесном описании. И вот что из этого получилось.
Вьетнамские улуны, Амонтильядо, соленые ядра абрикосов и все такое прочее
У нас была бутылка Амонтильядо, ящик разного вьетнамского чая (спасибо, Хонг), пресные печеньки с семечками, свежий синий инжир, соленые ядра абрикосов, горький шоколад с соленым же кешью и тыквенными семечками и холодная запеченная говядина с небольшим количеством естественно образовавшегося мясного желе. Было и много еще чего разного вкусного, но мы решили ограничиться этими закусками, выстроив их вокруг Амонтильядо, и только потом подключив к композиции чай. Ну потому что чая у нас много разного, выбирать легче. А еще потому, что Амонтильядо — это самый сложный с точки зрения чайного пэйринга херес.
За все время наших экспериментов мы смогли подобрать только две беспроигрышных чайно-амонтильядных композиции. Первая — это Амонтильядо, шу-пуэр, подсушенный черный хлеб и сушеные грибы-шиитаке, она построена вокруг грибных тонов. Вторая — Амонтильядо, миндаль, изюм и цейлонский черный чай, приличный, конечно — построена вокруг тонов ореховых. Ну а в этот раз мы решили сыграть от йодистости и фруктовых нот в хересе.
Отсюда, собственно, в новой композиции появились инжир и соленые ядра абрикосов. Инжир — фруктовый и йодистый, особенно если раскусывать его семечки. Соленые абрикосовые ядра выдают классную морскую и минеральную тему, которая гармонично вписывается в йодистость. Холодная говядина в желе работала в поле умами — этот вкус тоже есть в Амонтильядо, такой сенсорный мостик тоже был интересен. Важно только, чтобы мясо было именно с желе — это не очень фотогенично, но очень вкусно. Горький шоколад с соленым кешью и тыквенным сечемками был включен в композицию уже после первых дегустаций, как яркий балансирующий компонент, чтобы херес не очень сильно тянул все внимание не себя. Ну и, помимо яркости, в этом шоколаде были ореховые, фруктовые и минеральные тона, что тоже было в рифму. Ну а печенька попала в этот свальный грех чисто так, для фактуры.
В качестве чаев были выбраны два улуна из Мок Чау (Mộc Châu), что в провинции Сон Ла во вьетнамском чайном Сноу Шане. Один из них, с названием Red Oolong, исполнен в гуандунском стиле. Второй, с названием Single Note — в уишаньском. В первом есть йодистые и фруктовые ноты, во втором — характерная, но деликатная жареха и яркие ноты цветочные. Первый мы включили в композицию на рифме, второй — на контрасте.
Получилось отлично. Рифмованный вьетнамский гуандунец, правда, почти полностью растворялся в более ярких гастрономических соседях — но успевал порадовать легкими и приятными вкусовыми и ароматическими аспектами, которые в хересе или в инжире проявлялись гораздо настырнее. Контрастный вьетнамский уишанец создавал дополнительный фокус сенсорного внимания и как бы вырывал на несколько секунд из круга «йод — фрукты — орехи — умами», чтобы в этот круг было снова интересно возвращаться…
По результатам такой немного беспорядочной дегустации наметилась перспективная, как мне кажется, чайно-гастрономическая тройка «Амонтильядо — улун в гуандунском стиле — свежий инжир», которую надо будет погонять в поисках удачного баланса. Займемся на досуге.
Свадебный молочный чай
Наткнулся в китайских новостях на небольшую заметку о том, что актуальне молочные чаи набирают популярность на свадьбах. Я не исключаю, это не столько новость, сколько заказной материал, как бы намекающий, что молочный чай настолько хорош и популярен, что его даже на свадебный стол выставить можно. Да и в самом факте появления на свадебном столе стканчиков с бабл-ти или другим молочным чаем нет ничего такого особенного. Культура свадебных застолий пластична — и, после отыгрыша обязательной в каждом регионе свадебной едовой программы, легко идет в веселый и актуальный разнос. В моей молодости, например, на свадебный стол вполне могли выставить в череду салатов миску со Снкерсами с Твиксами, присыпанными Эмэндмэмсами.
Но при этом в молочном чае (который, замечу, уже смело можно называть «найча» — термин устаканивается потихоньку) на свадебном столе есть свое собственное, безусловное и архитипически-символическое очарование. Напомню, что происхождение одного из названий одного из базовых вариантов молочного чая — боба — часто связывают со сленговым названием женской груди. Или соска. Конкретных версий происхождения этого названия я встречал несколько, все — одинаковой спенени правдоподобности и фантазийности одновременно. Существует даже версия, связывающая слово «боба» не просто с грудью, а с конкретной грудью, принадлежащей конкретному человеку. Ну а мне больше всего нравится вариант, в котором один торговец сделал свои тапиоковые шарики в своем бабл-ти побольше и назвал их «боба», ибо получилось похоже.
Впрочем, все это уже мелочи и детали, на базовый символизм никак не влияющие. Напиток, который можно соотнести с женской грудью, автоматически становится символом щедрости и плодородия. А это очень кстати на свадьбе. Это вам любая палеолитическая Венера скажет. И добавит, конечно, глядя скептически на тапиоковые шарики, что символы плодородия и щедрости с ее палеолитических времен как-то измельчали. Но при этом удачно компенсируют размер количеством…
Обидно только, что понятие «молочный чай» уже давно вышло за рамки бабл-ти. И в современном молочном чае совсем не обязательно будут тапиоковые шарики. Так что рассчитывать на возникновение на китайских свадьбах ритуального коммуникативного акта, начинающегося фразой: «А тапиоковые шарики-то у вас круглые», — и продолжающегося воодушевленными криками гостей: «Кругло! Кругло!», — увы, не приходится.
60 рецептов с чаем
Специалисты британской компании Bird & Blend Tea Co написали, а не менее британское издательство Penguin Books Limited издало книжку Bird & Blend’s Brew, Bake, Sip & Savour. Книжка продается на Амазоне, в бумажном виде стоит 14 фунтов, в ней 160 страниц и 60 рецептов разных блюд, которые можно приготовить с использованием чая. Например, там есть рецепты йогурта с Эрл Греем или супа-мисо с зеленым чаем.
Мы как-то переживали период увлечения чайной кулинарией — и я должен сказать, что не все чайные блюда производят бессмысленное впечатление на уровне «а давайте добавим в картошку немного матчи». Очень вкусен, например, традиционный английский, валлийский и ирландский чайный хлеб. Сало с матчей — отличная штука. Попкорн со смолотыми в порошок чаями — причем не только с матчей — забавен. Так что может и наши британские коллеги что-то интересное накулинарили.
Хотя, конечно, есть некоторые сомнения. Покупать книжку не буду, но, если представится оказия, с интересом изучу.
Телеграмная «Чайная ферма»
Я уже неоднократно — и последний раз буквально пару месяцев назад — рассказывал об игре-симуляторе чайного сада. Которая называется Tea Garden Simulator и которая мне нравится, хоть я в нее и не играюсь. Перенос чайной темы в игровую эстетику в Tea Garden Simulator выполнен достаточно бережно. Там, конечно, легко можно найти, к чему пристебаться. Но это все равно что пристебываться к «Принцу Персии» с точки зрения гимнаста, фехтовальщика или специалиста по персидской истории и культуре.
Замечу, также, что Tea Garden Simulator совсем не первая и не единственная игра «про чай» — это просто первый довольно серьезный симулятор чайного хозяйства. А так-то чайных игр вагон. Я специально чайные компьютерные игры не отслеживаю, но все равно успел поиграться и в какую-то торговую игруху, где надо было возить на парусниках опиум в Китай, а чай — из Китая. И разные китайские виртуальные сунские чаепития с мультипликационными красавицами мне тоже на глаза попадались. А еще симуляторы чаепитий, смешивания актуальных чайных напитков, модной чайной и всего такого прочего. Есть даже приложение, которое имитирует на телефоне стакан с чаем — ну то есть показывает, как вел бы себя стакан с жидкостью, если бы им вертели, как телефоном. Так то чай в играх вниманием не обойден — ни прямо, ни косвенно.
Ну и вот буквально вчера со мной и с некоторыми другими ведущими телеграм-каналов о чае связался Владислав Ржевцев, разработчик игры «Чайная Ферма» (@TeaFarmTownBot). Сейчас в эту игру можно играться только на мобильных устройствах и только через Телеграм — она реализована как телеграм-бот. Но такие ограничения, похоже, любителей поиграться в выращивание и производство чая не останавливают — счетчик бота перевалил за 250000.
Сама по себе игрушка простенькая — это что-то среднее между инкременталкой, игрой про раздачу булочек и «Веселой фермой». И там есть рейтинг — то есть можно меряться, у кого Тегуаньинь длинее. С чайной точкой зрения «Чайная Ферма» и вовсе примитивна — но не более примитивна чем, например, чайный ассортимент супермаркета. А с развлекательной точки зрения такая упрощенность — это только хорошо. 250000 на счетчике как-бы намекают.
Уровень игры в сочетании с ее популярностью, кстати, — это отличный ответ на вопрос о том, почему подавляющее большинство потребителей чая предпочитают потреблять его в самых простых вариантах. Причем простых со всех точек зрения — с точки зрения приобретения, приготовления и сенсорики. Люди выбирают самый простой чай именно потому что он самый простой. Люди играются в простые игры, именно потому что они простые. Ну и так далее. Простите за банальность.
Усложнение потребления, которым, безусловно, является и повышенное внимание к потребляемому чаю, штука крайне неоднозначная. Ресурсов — финансовых, временных, эмоциональных — такое усложнение совершенно точно потребует. А бонусы от него неочевидны. Развитие хорошего вкуса не гарантировано. Превратить разборчивость в работу тоже далеко не у всех получается. Чтобы очаровывать девушек своим выдающимся чайным развитием, нужно иметь доступ к местам с высокой концентрацией предрасположенных к такому очаровательству особ. Высокое самомнение в стиле «я этого достоин» интересует далеко не всех. Все крайне туманно, короче. А если бонусы не очевидны, зачем запариваться? Тем более, если всегда к твоим услугам пакетик, кружка и кипяток. И еще с учетом того, что современному человеку всегда есть куда пойти и чем заняться.
Извините, отвлекся. В скором времени «Чайная Ферма» будет выпущена для Apple Store и для андроидных устройств. Но пока, если хочется поиграться в выращивание и производство чая, но с Tea Garden Simulator разбираться влом, милости прошу в Телеграм, на «Чайную Ферму».
Дарджилинг и силикатное выветривание
Forbes, время от времени публикующий небольшие заметки о чайных проектах, которые кажутся сотрудникам издания знаковыми, выпустил материал об индийском проекте Alt Carbon. Проект этот, несмотря на локацию — от работает в Дарджилинге — не является чайным в строгом смысле этого слова. Потому что не производит, не продает и не подает чай. Но при этом он завязан на локальную чайную индустрию и является хорошим объектом для понимания хотя бы части той инфраструктуры, которая обеспечивают работу современной чайной индустрии. Ну и экологический кейс из этого проекта тоже прекрасный.
Если все очень-очень сильно упрощать, то Alt Carbon — это проект по производству и распространению удобрений, эффективно — вплоть до масштабных сторонних инвестиций — вписанный в актуальную экологическую повестку. И нет, проект не продает элитный слоновий навоз органическим чайным хозяйствам. Все еще круче. Alt Carbon производит и распространяет базальтовую крошку.
Презентационная логика проекта соединяет в себе кризис чайной индустрии в Дарджилинге и силикатное выветривание. О кризисе в Дарджилинге я рассказывал неоднократно, сейчас напомню только, что одной из его причин является снижение урожайности чайных плантаций. Старые они там уже. Полностью на удобрения их не пересадишь — и чай получается так себе, и актуальная бизнес-этика мешает. Радикальное обновление плантаций при той организации чайного хозяйства, которая имеет место быть в Дарджилинге, тоже затруднительно. Вот они и страдают.
А силикатное выветривание — это геологический процесс, в ходе которого медленное и устойчивое выветривание силикатных пород сопровождается химическими реакциями, которые в конечном счёте выводят углекислый газ из атмосферы в океанические отложения. Сейчас считается, что силикатное выветривание является важным механизмом глобального регулирования содержания углекислоты в атмосфере нашей планеты. Это выветривание завязано на температуру. Чем выше температура, тем интенсивнее идет силикатное выветривание. Ну то есть, грубо говоря, повышение содержание углекислоты в атмосфере приводит к повышению температуры, повышение температуры стимулирует силикатное выветривание, а силикатное выветривание приводит к снижению углекислоты в атмосфере. Все красиво, спокойно, медленно, аккуратно и глобально.
Силикатное выветривание — очень модная тема в современной инвестиционной экологии. Потому что слова умные, про углекислый газ и драматургия красивая. Поэтому, например, фонд Frontier, инвестирующий в разные полезные для климата проекты, финансирует несколько работающих в этом направлении компаний, в том числе и проект Alt Carbon. Который предложил следующий вариант работы с силикатным выветриванием.
В Дарджилинге тепло и сыро — это хорошо для силикатного выветривания. Чтобы оно шло интенсивнее, хорошо бы увеличить площадь контакта атмосферы с ее воздухом и осадками с силикатными породами. А для этого нужно просто посыпать весь Дарджилинг мелкой базальтовой крошкой, которую можно тут же и изготавливать из вулканических пород. Чтобы у местных жителей был стимул посыпать все пылью, нужно убедить их в том, что базальтовая крошка регулирует кислотность почв, что, в свою очередь, на 30-50% повышает урожаи чая, риса и бананов. Ну и все. Регион выходит из кризиса, а углекислый газ — из атмосферы. Все счастливы, никто не виноват.
Я никак не могу прокомментировать этот проект по существу, потому что ничего толком не знаю ни о силикатном выветривании, ни об эффективности использования базальтовой крошки в сельском хозяйстве. Но логика у проекта очень эффектная, это безусловно.
Вот только визуалка подкачала. Завод по производству базальтовой крошки, выдающий мощный столб пыли, равно как и женщины, вручную раскидывающие базальтовую пыль по чайным плантациям, выглядят, скажем так, не очень экологично. Если на эти кадры песню «Крематория» про мусорный ветер наложить, то все очень органично будет смотреться. Ну и рассказы про поддержку женщин на фоне упомянутой уже пыльной работы тоже выглядят немного цинично. «Женщины, вы основа чайной индустрии региона! Сходите, посыпьте его пылью! А ежели кто заболеет чем-либо респираторным, то это не беда, это для климата полезно».
Впрочем, думаю, что видео они поправят. Это не сложно.
Чайное пиво и чайные цапли
Парочка Тайваньских, осенних и туристических новостей. Короткой строкой, так сказать.
В уезде Цзяи, что на юго-западе острова, почтеннейшую публику зазывают на короткие комплексные туры, которые включают в себя прогулку по разным живописным местам, наблюдение за миграцией цапель и чаепитие в одной из местных чайных. Чайные там, правда, это скорее формат общепита, нежели чайные пространства, рассчитывать на хороший чай в любой из них будет несколько опрометчиво. И, насколько я понял, территориально и по времени наблюдение за птицами и употребление чая разделены. Но для опытного человека соединить два этих достойных благородного мужа занятия не составляет никакой проблемы.
А наблюдать за птицами с чашкой чая очень прикольно. Я одно время на стрижей любил смотреть с балкона с кружкой или пиалкой в руке. По результатам наблюдения понял, что орут они потому, что им сами страшно так летать.
Ну а на другом конце острова, в Маокуне, что в Вэньшане, на днях анонсировали лимитированную серию пива, сваренного с использованием местного Тегуаньиня. Довольно любопытный и не очень частый прецедент. Обычно чайное пиво варят поближе к выпендрежным потребителям. Большая часть чайного пива производится не в чайных регионах, а Америке где-нибудь или там в Сингапуре. Исключением, пожалуй, является Япония — но там просто выпендрежные потребители оказались рядом с чайными плантациями.
При этом, конечно, чай добавляется в пиво, скажем так, без нюансов. Значительная часть чайно-пивных пересечений и вовсе построена на ароматизированных чаях. На Эрл Грее например, или на зеленом жасминовом чае. На пуэрах еще часто пиво делают. Короче говоря, в пиво идет чай, скажем так, укрупненного стиля. Что, в общем, разумно — пиво и чай довольно сложно сопоставить по интенсивности вкуса и аромата, тонкая нюансировка чая в пиве просто растворится. Поэтому чайно-пивные энтузиасты делают пиво, например, с Дарджилингом. Но едва ли будут делать пиво с Дарджилингом первого сбора из сада Путтабонг. Терруарность и миллезимность такого уровня в чайном пиве просто избыточны.
А в Маокуне, даже если по сенсорике там с чайной точки зрения все просто, как швабра, автоматически получается терруарное чайное пиво. Это прикольно.
Должен отметить при этом, что несмотря на то, что я пробовал вполне неплохое чайное пиво, лучшим вариантом соединения двух этих напитков я считаю их соседство на одном столе. В рамках нажористого английского джентльменского чаепития — с салатом, картошкой и жареной колбасой. Кружка чая с молоком и бокал пива в эту тему впишутся не то чтобы совсем отлично, но неплохо.
Красиво рядом станцевал
Известный британский бренд Typhoo Tea поместил на пачки своего чая сообщение о том, что бренд выступает категорически против сексуального насилия над женщинами на кенийских чайных плантациях. Напомню, что некоторое время назад в прессе был небольшой шум, связанный с расследованием, в ходе которого выяснилось, что менеджеры кенийских чайных плантаций часто организуют свою работу по гаремному типу. Продвигая женщин по службе или часто просто облегчая условия их труда через постель.
Ну и вот, стало быть, Typhoo Tea написал на пачках чая, что его потребители могут не переживать. И что их чай был собран и изготовлен на тех плантациях, где не практикуется сексуальная эксплуатация работниц. И что Typhoo Tea будет ежегодно финансировать деятельность по искоренению этой порочной практики.
Я, конечно, старый циник — но я сразу вижу за всеми этими благими намерениями создание дополнительного инструмента выкручивания рук производителям чая. Сексуальное насилие является зоной с высокой управляемостью доказательствами. А значит теперь, торгуясь при закупке чая, можно будет выбивать у производителя скидку, аккуратно спрашивая у него, не пристают ли чайные менеджеры к сборщицам чайного листа?
Ну а надписи на пачках с чаем про то, что можно не бояться, хочешь не хочешь, а заставляют вспомнить стишок-пирошок про Илью. Который всегда старается скорее уравновесить зло добром. Увидел, парни бьют мальчишку — красиво рядом станцевал.
ГАБА-чай и терруарный стиль
Неделю назад я немного, но с удовольствием походил ногами по ГАБА-эффектам. А сегодня хочу качнуть ГАБА-качели в другую сторону. Нет, я не буду рассказывать о том, что эффекты бывают, что все индивидуально и не все такие кони толстокожие, как я — бывают на свете и нежные девы, очаровательно сомлевающие от чашки ГАБА-чая. Это и так понятно. Речь пойдет о другом.
Все то время, что я с ГАБА-чаем так или иначе взаимодействую, я пытаюсь найти позитивные варианты работы с ним, выходящие за рамки осточертевшего рассказа о дивных свойствах гамма-аминомасляной кислоты.
Мне удалось найти две темы, которые позволяют работать с ГАБА-чаем именно как с чаем, а не как с шарлатанским чудодейственным эликсиром. Первая тема — это создание на основе ГАБА-чая терруарного чайного стиля. Вторая тема — это гастрономизация ГАБА-чая. ГАБА-гастрономизация — это тема большая и обширная, о ней я как-нибудь расскажу отдельно. А сегодня я хочу рассказать о том, что такое терруарный чайный стиль и как к нему можно пришить или пристегнуть ГАБА-чай.
Начну издалека. Иногда, когда на меня нападает меланхолия, я начинаю думать о том, а зачем вообще заниматься чаем. Да, да, я слышал о том, что у самурая нет цели, только путь. И о том, что можно получать удовольствие от процесса, не запариваясь на результат, тоже знаю. Но все эти умные запилы совершенно не исключают чайного целеполагания. Одно другому не мешает.
Ну и вот однажды я решил сформулировать супрецели для трех условных персон, взаимодействующих с чаем как с сельскохозяйственным продуктом, как с товаром и как с напитком. Ну или если использовать более солидные термины, то суперцели субъектов производственной, торговой и потребительской чайных культур. Вот что у меня получилось.
Суперцель потребителя чая — ценителя, любителя и все остальные слова — состоит, на мой взгляд, в том, чтобы выйти за рамки потребления и начать создавать с использованием чая что-либо нужное и/или интересное людям. И я сейчас не о превращении хобби в профессию. А о том, чтобы знающий и любящий чай человек не сидел на своей любви и знаниях, как собака на сене, упиваясь собственной чайной исключительностью, а тем или иным способом передавал увлеченность и знания другим людям. Семье, собравшейся за чайным столом. Друзьям. Коллегам. Случайным попутчикам. Интернет-аудитории. Ну и так далее. Это очень просто, на самом деле, у нормального ценителя чая такая экстравертность присутствует на уровне инстинкта — но лишний раз сформулировать такую потребительскую суперцель не помешает.
Суперцель чайного торговца состоит в том, чтобы обрести свободу от рынка. Ну то есть наработать такие статус, репутацию или изначально использовать такой подход к работе, которые позволят торговать тем чаем, который нравится самому торговцу, а не тем чаем, который хорошо продается. Да, я знаю, что на интернет-морде каждого второго чайного проекта написано что-то типа «мы продаем тот чай, который нравится нам самим» — но я ни капельки не сомневаюсь, что чаще всего это заявление является милым маркетинговым кокетством. Но и более или менее свободные от рынка чайные проекты существуют. Ну или я чего-то о них не знаю.
Ну а суперцель производителя чая, на мой взгляд, состоит в том, чтобы создать терруарный стиль. Грубо говоря, если производитель чая в Краснодарском крае работает для того, чтобы сделать чай не хуже индийского или чай в китайском стиле, то его работа, на мой взгляд, лишена стратегического смысла. Да и порядка, пожалуй, тоже. А вот если производитель чая в Краснодарском крае работает для того, чтобы создать уникальный стиль краснодарского чая — то это да, это красиво.
Потребитель чая и чайный торговец своих суперцелей могут достичь самостоятельно. Создать терруарный стиль самостоятельно производитель чая может только в том случае, если он управляет всем терруаром. Что бывает, конечно — но не очень часто. Обычно создание терруарного стиля требует консолидированной работы всех производителей чайного региона. Что усложняет и без того непростую задачу. Но консолидация — это тема для отдельного разговора.
Для создания терруарного чайного стиля нужно решить множество чисто технических задач. Одной из которых является разработка технологии или набора технологий производства чая, которые позволят получать продукты с выраженными потребительскими признаками. По которым люди смогут терруарный чай опознавать. И вот тут-то как раз у ГАБА-чая, как у чая с уже более или менее сформировавшимися сенсорными маркерами, есть определенные перспективы.
Просто потому, что производя чай по традиционным технологиям, довольно сложно будет проявить терруарность готового продукта на фоне ошеломляющего разнообразия черных, зеленых, белых и всех остальных классических чаев. А ГАБА-чая на рынке пока относительно немного, шансы выделиться выше.
Ну то есть когда производители чая в упомянутом уже Краснодарском крае экспериментируют с ГАБА-чаем, я вижу в этом, в первую очередь, попытку создать продукт со специфическими сенсорными характеристиками, привязанными к конкретному региону. Я сильно сомневаюсь, правда, что об это думают сами производители ГАБА-чая в Краснодарском крае.
Но, может быть, теперь подумают.
Фидбэк и поддержка рублем
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными.
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий