Наткнулся в американской прессе на публикацию, в которой описывается повседневное потребление Найджела Слейтера (Nigel Slater), автора разных кулинарных книг, часть из которых переведена и на русский язык.

Упомянутая публикация — это, своего рода, подборка дневниковых записей, касающихся повседневных гастрономических удовольствий. И начинается эта подборка чайной записью, которая в сокращенном переводе звучит примерно так.

«Я думаю, что моя кулинария довольно груба, но приготовлению чашки чая я уделяю детальное внимание. Я не могу пить чай традиционным британским способом, крепко заваренный, с молоком и сахаром; я предпочитаю легкие травяные сорта, такие как лимонная вербена, которую я покупаю в индивидуально сшитых хлопковых пакетах от парижской чайной компании Mariage Freres. Или зеленый чай, который я забираю в Postcard Teas.

Все мои зеленые чаи, корейские или японские, хранятся в оловянных чайницах, произведенных Kaikado, компанией в Киото, которая производит чайницы вручную с 1875 года. Мне также нравится выбирать правильную чашку для каждого чая. Сегодня настала очередь Shizuoka Secret, зеленого чая из Хёнямы на южном побережье Японии [я не знаю, что такое Хёнямы. И Гугль не знает — Д.Ш.] Предполагается, что этот чай будет заварен водой 70 градусов Цельсия, но сегодня я думаю, что температура была выше, так что мой чай немного горький. Я пью его с легким чувством стыда.

Чай идет с тортом или печеньем. Сегодня днем это овсяное печенье Einkorn из Quince, моей местной пекарни…» Ну и так далее.

Оставим без внимания необходимое популярному автору кокетство и выраженную брендовость чайного потребления. Для человека, который хочет вывести свое потребление на реально или вымышленно высокий уровень, но при этом не хочет углубляться в изучение продукта, подход «Я пью чай только — и дальше следует название бренда» является самым рациональным. Ненаказуемо, короче. И не интересно.

А вот что действительно интересно в этом тексте, так это подчеркнутая деликатесность потребления чая. Помните — я не пью чай традиционным английским способом… И дело тут не только в крепости, молоке и сахаре. Дело еще и в повседневности. Обычный английский чай пьют каждый день и много. Деликатесный чай пьют редко. Это, в принципе, нормально. Но прикол в том, что современное деликатесное чайное потребление почти всегда является не просто потреблением редким. Оно исключает потребление повседневное. Каждый день чай мы не пьем, потому что он нам не нравится. А вот раз в неделю выпить дорогого чая от известного поставщика, который хранится в специальной чайнице, заваривается особым и тщательно соблюдаемым способом, пьется из специальной чашки и заедается особенным печеньем ручной работы — это да, это можно, это престижное высокоуровневое потребление. Это часто и называется сейчас «ценить чай».

Я не знаю, как это прокомментировать. В голову лезет только «Тьфу, блин». Но я слишком хорошо воспитан. Почти как кролик.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».