Выращивание и производство чая сопровождается появлением большого количества разных побочных чайных продуктов. Которые, в зависимости от обстоятельств, могут быть как отходами, так и ценным сырьем. Таким неопределенным статусом обладают, например, обрезки побегов чайных кустов, остающиеся после обрезки этих кустов. Обрезки от обрезки, так сказать — с чаем вообще просто каламбурить.
Когда таких обрезков мало, с их утилизацией можно фантазировать. Можно из них, например, архаичный чай сделать, как иногда в Японии поступают. Можно в мульчу смолоть. Можно в печке сжечь. Много чего можно, короче. А вот когда таких обрезков много, перерабатывать их нужно максимально рационально. Чтобы, с одной стороны, добро не пропадало. Но чтобы с другой стороны перерабатывать его было намного рациональнее, чем просто сжигать или выбрасывать.
Самым привлекательным вариантом использования разной чайной побочки является изготовление из нее продуктов глубокой переработки. Например, каких-либо экстрактов или разных катехиновых препаратов — такие вещи часто делаются из чайных листьев, не особенно подходящих для производства чая по сезонным или еще каким-либо причинам. У продуктов глубокой переработки есть два неоспоримых достоинства. Во-первых, в отличие от традиционного чая, они гораздо менее требовательны к качеству исходного сырья. А это сразу минус триста к технологическому геморрою — делать экстракты и выделять катехины можно из любых чайных листьев. Во-вторых, продукты глубокой переработки обычно дороги — что тоже ценно.
Я не слежу специально за тем, что еще, кроме чая, изготавливают из чайных кустов. Но все равно знаю о разных, иногда достаточно неожиданных вариантах использования разных чайных побочных продуктов. И масло, отжатое из чайных семян — это далеко не самый причудливый пример использования чайной побочки. Из жмыха, остающегося после отжима масла из чайных семян, можно получить крахмал с низким гликемическим индексом. Из одревесневших побегов чая получается хороший активированный уголь. Чайные катехины хорошо проявляют себя при хранении мяса и рыбы, а также при заморозке спермы. Экстракт зеленого чая улучшает антибактериальные свойства наносеребра. Наши пивные коллеги с интересом посматривают на стабилизирующие свойств разных чайных препаратов. Отходы чайного производства можно использовать в очистных сооружениях. И это только то, что я вспомнил навскидку.
Так что я совершенно не удивился, когда наткнулся в научных новостях на анонс статьи о том, что жидкий дым, изготовленный из обрезков чайных кустов, оказался лучше, чем некоторые другие коптильные жидкости. Причем лучше с консервирующей точки зрения, они там этим чайным жидким дымом свинину обрабатывали. Про вкусовые характеристики чайного жидкого дыма в статье я не нашел ни слова — но я теперь хочу такой свинины.
Жидкий дым (или коптильная жидкость), конечно, выглядит совершенно противоестественно — однако изготавливается из вполне себе обычного дерева. Теперь вот и из чайного. Я про такую штуку никогда раньше не слышал, так что в моей личной копилке неожиданного использования чайной пробочки случилось пополнение.
Ну и интересно, конечно, что получится, если попробовать ароматизировать чайным жидким дымом чай. Вернее тут даже шире можно вопрос поставить: что получится, если те чаи, в технологической цепочке производства которых присутствует, фактически, дымовая ароматизация, подвергать этой самой ароматизации не на сосновых или там бамбуковых дровишках, а на дровишках чайных.
Вообще никакого особого аромата от горящего чайного хвороста я не заметил. Пару лет назад мне довелось подкинуть чайных дров в костерок во Вьетнаме. Я тлеющие чайные веточки обнюхивал со всем тщанием, разве что не облизывал. Дым и дым, ничего особенного. Но, возможно, в руках настоящего производственного мастера чайные дрова будут дымить как-то особенно.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий