Неделю назад я немного, но с удовольствием походил ногами по ГАБА-эффектам. А сегодня хочу качнуть ГАБА-качели в другую сторону. Нет, я не буду рассказывать о том, что эффекты бывают, что все индивидуально и не все такие кони толстокожие, как я — бывают на свете и нежные девы, очаровательно сомлевающие от чашки ГАБА-чая. Это и так понятно. Речь пойдет о другом.

Все то время, что я с ГАБА-чаем так или иначе взаимодействую, я пытаюсь найти позитивные варианты работы с ним, выходящие за рамки осточертевшего рассказа о дивных свойствах гамма-аминомасляной кислоты.

Мне удалось найти две темы, которые позволяют работать с ГАБА-чаем именно как с чаем, а не как с шарлатанским чудодейственным эликсиром. Первая тема — это создание на основе ГАБА-чая терруарного чайного стиля. Вторая тема — это гастрономизация ГАБА-чая. ГАБА-гастрономизация — это тема большая и обширная, о ней я как-нибудь расскажу отдельно. А сегодня я хочу рассказать о том, что такое терруарный чайный стиль и как к нему можно пришить или пристегнуть ГАБА-чай.

Начну издалека. Иногда, когда на меня нападает меланхолия, я начинаю думать о том, а зачем вообще заниматься чаем. Да, да, я слышал о том, что у самурая нет цели, только путь. И о том, что можно получать удовольствие от процесса, не запариваясь на результат, тоже знаю. Но все эти умные запилы совершенно не исключают чайного целеполагания. Одно другому не мешает.

Ну и вот однажды я решил сформулировать супрецели для трех условных персон, взаимодействующих с чаем как с сельскохозяйственным продуктом, как с товаром и как с напитком. Ну или если использовать более солидные термины, то суперцели субъектов производственной, торговой и потребительской чайных культур. Вот что у меня получилось.

Суперцель потребителя чая — ценителя, любителя и все остальные слова — состоит, на мой взгляд, в том, чтобы выйти за рамки потребления и начать создавать с использованием чая что-либо нужное и/или интересное людям. И я сейчас не о превращении хобби в профессию. А о том, чтобы знающий и любящий чай человек не сидел на своей любви и знаниях, как собака на сене, упиваясь собственной чайной исключительностью, а тем или иным способом передавал увлеченность и знания другим людям. Семье, собравшейся за чайным столом. Друзьям. Коллегам. Случайным попутчикам. Интернет-аудитории. Ну и так далее. Это очень просто, на самом деле, у нормального ценителя чая такая экстравертность присутствует на уровне инстинкта — но лишний раз сформулировать такую потребительскую суперцель не помешает.

Суперцель чайного торговца состоит в том, чтобы обрести свободу от рынка. Ну то есть наработать такие статус, репутацию или изначально использовать такой подход к работе, которые позволят торговать тем чаем, который нравится самому торговцу, а не тем чаем, который хорошо продается. Да, я знаю, что на интернет-морде каждого второго чайного проекта написано что-то типа «мы продаем тот чай, который нравится нам самим» — но я ни капельки не сомневаюсь, что чаще всего это заявление является милым маркетинговым кокетством. Но и более или менее свободные от рынка чайные проекты существуют. Ну или я чего-то о них не знаю.

Ну а суперцель производителя чая, на мой взгляд, состоит в том, чтобы создать терруарный стиль. Грубо говоря, если производитель чая в Краснодарском крае работает для того, чтобы сделать чай не хуже индийского или чай в китайском стиле, то его работа, на мой взгляд, лишена стратегического смысла. Да и порядка, пожалуй, тоже. А вот если производитель чая в Краснодарском крае работает для того, чтобы создать уникальный стиль краснодарского чая — то это да, это красиво.

Потребитель чая и чайный торговец своих суперцелей могут достичь самостоятельно. Создать терруарный стиль самостоятельно производитель чая может только в том случае, если он управляет всем терруаром. Что бывает, конечно — но не очень часто. Обычно создание терруарного стиля требует консолидированной работы всех производителей чайного региона. Что усложняет и без того непростую задачу. Но консолидация — это тема для отдельного разговора.

Для создания терруарного чайного стиля нужно решить множество чисто технических задач. Одной из которых является разработка технологии или набора технологий производства чая, которые позволят получать продукты с выраженными потребительскими признаками. По которым люди смогут терруарный чай опознавать. И вот тут-то как раз у ГАБА-чая, как у чая с уже более или менее сформировавшимися сенсорными маркерами, есть определенные перспективы.

Просто потому, что производя чай по традиционным технологиям, довольно сложно будет проявить терруарность готового продукта на фоне ошеломляющего разнообразия черных, зеленых, белых и всех остальных классических чаев. А ГАБА-чая на рынке пока относительно немного, шансы выделиться выше.

Ну то есть когда производители чая в упомянутом уже Краснодарском крае экспериментируют с ГАБА-чаем, я вижу в этом, в первую очередь, попытку создать продукт со специфическими сенсорными характеристиками, привязанными к конкретному региону. Я сильно сомневаюсь, правда, что об это думают сами производители ГАБА-чая в Краснодарском крае.

Но, может быть, теперь подумают.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».