В китайских научных новостях наткнулся на заметку, в которой описывается эксперимент по внесению в технологическую цепочку производства улунов пары этапов, более характерных для производства черного чая — скручивания и достаточно длительной ферментации. Опыт получился удачным — нашим китайским коллегам произведенный по гибридной технологии чай понравился. Он сохранил фирменные улунские фруктовые и цветочные ароматы, но стал менее терпким и более богатым на вкус.
Вообще, на первый и, если можно так выразиться, романтический взгляд, такой эксперимент выглядит немного странно. Оставим сейчас без внимания тот факт, что длительная ферментация улунов — давно уже не эксперимент, а вполне себе рабочий технологический этап. Используемый, например, при производстве Пэн Фэнов. Да и запихнуть чайные листья в роллер после или вместо барабанного встряхивания тоже ни капельки не сложно, так что улуны по технологии, включающей черночайные этапы, уже производятся. А мысль о том, что ученые экспериментировали с технологией производства чая ради любопытства и в свое удовольствие я тоже предлагаю отбросить как малорациональную.
Давайте вместо этого просто представим производителя хорошего улуна — Тегуаньини там какой, или Шуйсяна — к которому вдруг приходят ученые и говорят: «А давайте немного поправим вашу технологическую цепочку. Мы тут попробовали, реально круто получается». Что скажет таким ученым производитель хорошего улуна? Правильно. «Уходите, нехорошие злые ученые», — скажет им производитель. И будет совершенно прав. Хотя бы потому, что после таких радикальных корректировок технологической цепочки и Тегуаньинь будет уже не совсем Тегуаньинем, и Шуйсян — не Шуйсяном. Покупатели такого выхода за стилистические рамки не поймут — хоть уссылайся на высокую науку.
Я, конечно, сильно утрирую. В реальной жизни довольно просто подбить человека на любой блудняк через честолюбие там или жадность. У любого продавца и производителя есть затаенный страх упустить свой шанс стать миллионером. Мало того, если предложить производителю не невнятные эксперименты, а нормальную технологическую схему с экономическим обоснованием, то шансы внедрить что-то новое резко повышаются — этим, собственно, и занимаются разные чайные научные и исследовательские структуры. И упомянутое исследование может быть нормальной частью их работы по созданию и внедрению новых технологий обработки чайного листа.
Но если предположить ситуацию, когда ученые поставили опыт и побежали к производителям, то в случае с производителями дорогого и хорошего чая шансы на результативность такой пробежки у них минимальны.
Но все меняется, если речь идет не о хороших улунах, которые по четным числам приносит феникс с горы, а по нечетным — дракон на хвосте, а об улунах простых и дешевых. Которые продаются по четыре доллара за килограмм. И обычно контейнерами — ну то есть десятками тонн. Такие улуны обычно даже названия никакого специального не имеют и продаются, например, под мощной маркировкой Broken Oolong. Не, там конечно могут быть еще какие-либо дополнительные цифры к названию приписаны, обозначающие грейд чая — но информативность этих цифровых кодов за рамками конкретного акта коммерческой коммуникации обычно близка к нулю. А Broken Oolong — это четко и ясно.
Такого дешевого улуна, как несложно догадаться, продается и покупается гораздо больше, чем улунов под разными знаменитыми названиями, иногда даже защищенными на разных уровнях. И принципиальным отличием этих улунов от улунов именных является даже не цена. И не качество. А степень влияния покупателя на характеристики готового чая. Ну то есть этот самый покупатель пробует улун по четыре доллара за килограмм и говорит что-то типа «Хороший чай. Если бы у него еще был вкус понасыщеннее и цвет поярче, я бы сто тонн взял». И производитель чая не устраивает в ответ на такое предложение истерику и не рвет на себе чанпао с криком «я сорок лет чай делаю, а тут понаехали хмыри городские и хотят странного». И не включает сноба со словами: «Ну походи по рынку, может и найдешь чего». А говорит «сделаем» и идет ставить задачу своим производственникам. Ибо сто тонн. А не 18 килограмм.
Вот как раз в таких случаях и пригождаются разные хитрые приемчики типа описанных в упомянутом ранее исследовании. Включение в технологическую цепочку производства чая дополнительных этапов —- это повышение управляемости потребительскими характеристиками готового продукта. Пригодится это или нет — вопрос десятый. Главное — иметь такую возможность. Так что добавляя в производство улунов скручивание и долгую ферментацию, китайские ученые ставили скорее производственный, нежели научный эксперимент. Который нужен не столько для высокой науки, сколько для решения насущных производственных задач крупными производителями недорогого чая.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий