В китайской прессе наткнулся на заметку с названием «Почему молодые люди пьют чай». Которая начинается с очевидного, но не очень осознаваемого за пределами Китая заявления о том, что, вообще-то, китайская молодежь классический чай почти не пьет. Предпочитая ему кофе и актуальные чайно-молочные напитки. Однако в последнее время все больше и больше молодых китайцев обращают внимание на традиционный чай — ну и автор заметки пытается разобраться, с чего бы это вдруг.
Вообще, конечно, было бы наивно рассчитывать, что по предметной содержательности чайная статья из непрофильной китайской прессы будет отличаться от чайной статьи из непрофильной российской или британской прессы. Однако здесь речь идет не столько о чае, сколько о потребительской мотивации — в которой, применительно к более или менее массовому китайскому рынку, даже самый далекий от чая китайский журналист сечет явно лучше российского чайного специалиста.
Итак. Китайская молодежь начинает потихоньку пить традиционный чай потому что…
Во-первых, потому что это становится модным и все так делают. Такая потребительская лемминговость, кстати, в азиатской культуре выражена достаточно сильно. Мне как-то раз довелось присутствовать на винной дегустации в Тайбэе, очень высокого уровня. И большая часть ее тайваньских участников присутствовала на этой дегустации не потому, что любит вино. А потому что на их социальном уровне принято интересоваться вином — и они эту заинтересованность отрабатывали. Вот и с чаем у китайской молодежи похожий расклад.
Во-вторых, молодые китайцы пьют чай потому, что чай вкуснее обычной воды. Рациональная причина, не придерешься. В-третьих, за чаем часто решаются деловые вопросы — традиция такая, деваться некуда. Это, кстати, довольно забавная тема. Какая, казалась бы, разница, за каким напитком обсуждать цены на кокаин и автоматы Калашникова. Однако представить себе такой разговор за прозрачными стаканами с бабл-ти не получается совсем. За чашечкой кофе — уже более или менее, но тоже не очень, как-то манерно получается. А вот за чаем — вполне себе.
В-четвертых, китайские молодые люди пьют чай вместо кофе. Ну то есть пересаживаются с кофе на чай. Потому что чай тоже бодрит, но не такой настырный. И сахар с молоком в него добавлять не нужно. Да, да, я знаю, что истинные кофейные эстеты и в кофе тоже ничего не добавляют — но таковых эсетов ничтожно мало по сравнению с любителями сделать кофе действительно вкусненьким.
В-пятых, китайские молодые люди ведутся на оздоровительный чайный маркетинг. Трудно их в этом упрекать, особенно с учетом китайских оздоровительных традиций и концепций. В-шестых, чайные локации постепенно становятся популярными и престижными «третьими местами» — люди тянутся туда за ненапряжными коммуникациями. В-седьмых, китайская молодежь постепенно просекает главную чайную фишку. Которая, как известно, состоит в том, что чай бодрит, а чаепития — расслабляют. Вот и использует чаепития для отдыха. И, наконец, в-восьмых, многих молодых людей привлекает эстетика чайных церемоний.
Ну, в общем, нормальные причины. Не хуже прочих. Мне, правда, как человеку, просто привыкшему пить чай, все они все равно кажутся немного странными. Но это все потому, что я не китаец и не молодой.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий