В 2021 году на экраны вышел фильм «После Янга» — ненапряжная фантастическая мелодрама о том, что робот — тоже человек. Один из героев этого фильма (в исполнении Колина Фаррелла) занимается чаем — так что чай в фильме присутствует. И один раз сильно присутствует. Там есть большой чайный эпизод, в котором герой Колина Фаррелла заваривает чай, пьет чай, угощает чаем андроида и беседует с андроидом о чае. На отметке 45:40.

Эпизод интереснейший, на самом деле.

Сразу бросается в глаза, что для эстетского заваривания выбрана чайная смесь с большим количеством какой-то растительной трухи. И это при том, что на чайном столе и в кадре присутствуют еще два чая, с чайной точки зрения гораздо лучше подходящих для эстетского заваривания. А еще участники чаепития сандалят чай из маленьких чашек залпом, так, как будто водку опрокидывают. Чай, конечно, всяким бывает — я тут сам намедни писал про большие глотки и маленькие глотки — но с общим стилем чаепития такое опрокидывание не очень сочетается. 

Обратить внимание на эти детали нужно конечно, совсем не для того, чтобы рассказывать всем о том, какие киношники безграмотные дураки. А для того, чтобы оценить, что «красиво» с точки зрения чайника (я сейчас о человеке, а не о заварнике или кипятильнике) и «красиво» с точки зрения невинного в чайном плане человека — это два разных «красиво». Объяснить опрокидывание чая залпом я, правда, не могу ни с одной из точек зрения. А вот выбор для акцентированного заваривания в прозрачной посуде смеси с растительной трухой могу попробовать. 

Есть такой распространенный киношный и фотографический визуальный шаблон — пылинки в лучах света. Это технически просто и всем нравится. Ну вот киношники и решили спроецировать этот шаблон на чай. Подошел бы для этого улун какой-либо с его лопухами? Скорее нет, чем да. Подошел бы зеленый или белый чай из почек и с ворсом, ворс вообще очень похож на пылинки — но такое решение было технически более сложным. Вот киношники и сыпанули в воду то, что было под рукой и помельче. Чаинки плавают, на свету играют — все, в голове у привыкшего к визуальным шаблонам человека зажигается лампочка «это красиво». Значит, киношники свою задачу решили.

Особенно с учетом того, что в случае с чаепитием это решение находится в рамках другого шаблона. Чаепитие в системе современных эстетических концепций является неотъемлемой частью азиатской эстетики. И если у художника стоит задача создать позитивный азиатский образ, то чай и чаепитие в этом образе будут использованы почти наверняка. И в фильме зрителю сначала показывают чаепитие с участием китайского андроида — и включают шаблон первого уровня, «чай — это азиатская эстетика». А для более придирчивых зрителей, готовых задать неприличный вопрос «а чего же в ней такого эстетичного, в этой чайной эстетике», готов второй шаблон: «смотрите, как медленно, печально и со смыслом плавают чаинки в горячей воде — прямо как люди в стакане жизни». И все, эстетические задачи решены — критики будут радостно писать о том, что в фильме все эстетично-эстетично. Они, собственно, и пишут.

Все это вместе — очень неплохой пример толковой работы с визуальными образами, его можно брать на вооружение при проведении дегустаций.

Ну и совершенно шикарно выстроена коммуникация героев в описываемой чайной сцене. Там, значится, робот спрашивает Колина Фаррелла, за что тот любит чай — и тот начинает ему рассказывать о всяком. Причем делает это в намного надтресуной манере, типа исповедуется. Такой стиль изложения очень хорошо действует на деликатную публику — а робот там отыгрывает именно такую деликатную роль и этим практически идентичен посетителям среднестатистической чайной церемонии. Ответом на эмоциональный, на грани истерики, рассказ почти всегда является сопереживание рассказчику, происходит эмоциональное присоединение — а оно даже мощнее культурного и круче, чем «мы с тобой одной крови».

Ну и после этого рассказчик грустно признается в своей неудаче — вот, типа, ищу в чае запах леса после дождя, а найти не могу. Этих ходом рассказчик уступает гостю эмоциональную и ассоциативную инициативу и защищает себя от неудачи, если гость тоже не нашел запаха леса. А если гость запах леса нашел, что у него возникает сочувствие к рассказчику, густо замешанное на легком самолюбовании («я-то ощутил!») Все, после этого гость оказывается на эмоциональном крючке, ему можно начинать что-либо продавать.

Это, конечно, не гарантированный рецепт грамотной работы с гостями — нормальный чайный клоун должен быть гибким и разнообразным. Но манипуляция «Надрыв — вовлечение — признание в неудаче и передача инициативы гостю» вполне рабочая. И, кстати, часто используется разными ведущими чайных действ, но в модифицированном варианте, без признания в неудаче, а, наоборот, с уходом в сенсорное и эмоциональное доминирование.

Это тоже вариант, конечно — но он годится для того, чтобы создавать чайную секту. А после нормального чайного развлечение гостей нужно отпускать с легким чувством сочувствия к чайному мастеру…

Не могу оценить кино в целом, не компетентен. Но чайный эпизод — хороший. Наталья, спасибо за наводку.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».