В культуре внутреннего туризма Индии существует такое понятие, как Chai Destination — «Чайное направление». Это очень занятный феномен. Формально это чайный туризм. Потому что люди приезжают в чайный регион, останавливаются в отеле или в бунгало, расположенном, фактически, на чайных плантациях, неизбежно на эти плантации смотрят, скорее всего, по ним гуляют и, конечно, пьют чай. Но делают они все это совершенно не ради чая. Как такое может быть? Да очень просто.

Созданная в XIX веке англичанами чайная индустрия Индии в основе своей имела систему поместий. Самостоятельных и самодостаточных чайных хозяйств, способных реализовывать полный цикл выращивания и производства чая. Такое поместью включало в себя собственно чайные плантации, чайную фабрику, рабочих и начальство. А также инфраструктуру, необходимую для такой жизни рабочих, чтобы они могли эффективно работать и такой жизни начальства, чтобы оно могло комфортно руководить. 

Короче говоря, центром чайного индийского поместья был хозяйский дом. Хороший, красивый и расположенный в живописном месте таким образом, чтобы на чумазых рабочих смотреть только издали, издали они комфортно-колоритны. Не то что вблизи.

В колониальной Индии такая схема организации чайного хозяйства была достаточной эффективной, В постколониальной Индии эта схема, большей частью, утратила свою эффективность. Одной из причин этой неэффективности стали большие и красивые хозяйские дома, которые для большинства чайных поместий превратились в штуку крайне обременительную. Содержать их дорого, а толчины от них никакой. Вот их и начали переоборудовать в отельные комплексы.

Так в Индии появились чайные отели. Ну то есть отели, оборудованные в старых чайных поместьях на базе хозяйских домов. При этом само чайное хозяйство вокруг бывшего хозяйского дома и нынешнего отеля может продолжать полноценно работать именно как чайное хозяйство. Одно другому не мешает. Такие чайные отели, кстати, встречаются и в других постколониальных чайных странах, на Шри-Ланке и в Индонезии, например. Но в Индии их больше всего.

И люди охотно едут в эти чайные отели. Но едут совсем не за чаем. А потому, что в них можно красиво остановиться и использовать их как базу для путешествий по окрестным достопримечательностям и для всякого активного отдыха.

До недавнего времени самыми популярными направлениями внутреннего индийского чайного туризма были Дарджилинг на севере Индии и Муннар на юге Индии. Но в последнее время к списку популярных чайных направлений добавились Утакаманд, Палампур и Чикмагалур. Погуглите, если интересно. Ничем чайным эти места не знамениты. Но чай там растет и производится, отели на базе чайных поместий там есть, места красивые и разных достопримечательностей кругом много. Вот люди туда и едут.

Такой вот в Индии есть туризм. Вроде и чайный, но вроде и нечайный.