В научных новостях наткнулся на работу португальских ученых, в которой они изучили возможность использования азорского черного чая для лечения дерматофитозов. Ну то есть заболеваний, вызываемых дерматофитами, микроскопическими грибами, которым для питания нужен каротин и которые поэтому живут на коже, волосах или ногтях. Самым известным заболеванием такого типа является стригущий лишай. Ну и вот, собственно, португальские ученые заваривали черный азорский чай и смотрели, как он воздействует на разные вредные грибы. Оказалось, что хорошо воздействует. Ну то есть для грибов плохо, а для людей — хорошо. И, стало быть, черный азорский чай можно использовать для повышения эффективности местного лечения дерматофитозов. И не только азорский. Как я понимаю, обнаруженным эффектом обладают все черные чаи. Полезная информация, надо запомнить — но не хотелось бы, конечно, чтобы такое знание пригодилось.
Так вот. В этой научной работе, кроме всего прочего, отмечается, что ученые для своих опытов использовали не просто черный азорский чай, а черный азорский чай, произведенный проектом Chá Porto Formoso. Это немного необычно, потому что чаще всего за весь азорский чай отвечает Gorreana — самый крупный азорский чайный проект. Он на виду, на слуху — и если возникает какая-либо социальная, культурная или научная движуха, то Gorreana тут как тут. А Chá Porto Formoso, тоже работающий на азорском острове Сан-Мигел, в медийном пространстве светится редко — я, например, об этом проекте раньше только слышал, но внимательно его никогда не изучал. Ну а тут вот появился повод посмотреть на проект повнимательнее.
С чайной точки зрения Chá Porto Formoso — совершенно стандартный азорский проект. Я понимаю, что «стандартный азорский проект» звучит странновато — но я наблюдаю за азорскими чаями уже достаточно давно — и на моей памяти основой азорского чайного ассортимента всегда были черные чаи трех грейдов: Pekoe, Orange Pekoe и Broken. Как азорян полтора века назад научили, так они до сих пор и работают. И, подозреваю, что на том же самом оборудовании, на котором азорская чайная индустрия и запускалась в XIX веке.
Временами к упомянутым трем черным позициям добавляются зеленые и ароматизированные чаи или какие-либо специалитеты типа купажей или тех же самых трех грейдов, но привязанных к конкретному терруару. Но все это эпизоды — основой азорского чайного ассортименте, повторюсь, являются три черных чая. И самое занятное во всей этой истории — это даже не постоянство ассортимента из трех позиций, а то, что у этого постоянного ассортимента есть постоянный рынок сбыта — продают же они ведь где-то три этих своих черных грейда…
Которые, стало быть, есть и у Chá Porto Formoso. И это не удивительно. А вот что у Chá Porto Formoso необычно, так это то, что с 2001 года они на своей базе ежегодно и в мае проводят праздник урожая. В мае как раз начинается сбор чая — и по этому поводу на Chá Porto Formoso устраивается гулянка в азорском стиле. С традиционными костюмами, парадным сбором и изготовлением чая, торжественным шествием с пением под гитару, угощениями и разной чудесной движухой. Дети там стреляют из рогаток, подростки прыгают через скакалку, парни запускают волчки такие специальные, мужики метают железо на меткость, малыши катают деревянное колесо на палке, женщины что-то вяжут и выпивают немного чего-то из глиняных кувшинов прямо на плантациях — ну и все такое прочее. Чудесное мероприятие.
Я так понимаю, что фестиваль этот — в значительной степени новодел. Наши азорские коллеги просто взяли усредненный португальский праздник и привязали его к сбору и изготовлению чая. Но получилось отлично. И необычно. Все-таки пиренейская праздничная эстетика — это не совсем то, что ожидаешь увидеть, когда речь заходит о праздничным меропритиях, приуроченных к началу чайного сезона.
Посмотрите ролики, рекомендую.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий