В американской прессе время от времени проскакивают материалы о ёпоне — локальном напитке, выступающем примерно в той же нише, в которой в России выступает иван-чай. Видимо, там наметился ёпонский тренд… Пару лет назад мы публиковали достаточно большой материал об этом напитке с чудесным названием — но это было давно, так что не грех и повторить.

Ёпон (yaupon, /ˈjɔːpɒn/) в переводе с катавбанского языка означает «листья с дерева» — но с таким прекрасным звучанием это, как вы понимаете, совершенно не важно. Ёпон — это напиток чайного типа, который приготавливался племенами индейцев, проживавшими на юго-востоке современных США, из листьев падуба чайного (Ilex vomitoria), единственного американского эндемика, содержащего кофеин. Вообще-то падуб чайный растет по всей Америке, но сейчас используется в основном как декоративное растение.

Падуб чайный (Ilex vomitoria), Mary Vaux Walcott

Считается, что ёпон был очень популярен среди индейцев. Он бодрил, использовался в том числе и в ритуальных целях и являлся частью индейской культурной идентичности. Его распробовали и с удовольствием пили испанцы и, говорят, он даже поставлялся в Европу, но потом англичане увидели в ёпоне конкурента своей чайной торговле и начали гадить. В этом месте, конечно, сразу вспоминаются многочисленные сказки о том, как англичане разрушили культуру потребления иван-чая. И достоверность английской версии утраты традиции употребления ёпона внутрь сразу становится сомнительной. На англичан, конечно, удобно валить все проблемы — но сдается мне, что традиция приготовления и употребления напитка из падуба чайного была утрачена по естественным в ходе колонизации причинам — носители традиции почти закончились. 

Зеленый ёпон и черный (обжаренный) ёпон от Harney & Sons

Ну а недавно, стало быть, нашлись сначала энтузиасты, а потом и бизнесмены, которые решили возродить ёпон и подзаработать на нем. В 2015 году во Флориде была основана компания Yaupon Brothers, в 2018 была создана American Yaupon Association — американская ассоциация ёпона. Ёпон, как в традиционном и пригодном для заваривания виде, так и в бутылочках присутствует в ассортименте многих американских чайных проектов. Не так давно на американском рынке появились энергетики на его основе. Некоторые проекты продают порошок ёпона и предлагают использовать его как матчу — для приготовления актуальных напитков и смузи. Ёпон появился в коктейльных меню американских баров — его смешивают, например, с джином. Короче говоря, процесс пошел.

По данным Американской ассоциации ёпона, в настоящее время ежегодно протребляется что-то около 5000 килограмм ёпона в год — это, на самом деле, очень немного по сравнению с традиционными напитками, но совсем неплохо для напитка нового. По прогнозам, к 2026 году рынок ёпона станет глобальным, его объем достигнет 82 миллиардов долларов — это как-то дофига, на мой взгляд, но если основным рынком потребления напитка останутся США, то почему бы и нет. 

Сам я ёпона пока не пробовал — но удовольствия от заочного наблюдения за ним получил уже вагон и маленькую тележку. И не только из-за лингвистического шока. Самое кайфовое в ёпоне то, что его стартовые маркетинговые позиции практически полностью совпадают с иван-чайными. Различия, конечно, есть. Во-первых, в ёпоне есть кофеин. Во-вторых, его маркетинговая легенда привязана к индейцам — поэтому сочинять маркетинговые мифы про ёпон в разы проще, чем про иван-чай. Там все умерли и документов почти не оставили.

Но все это мелочи и детали, в общем и целом иван-чай и ёпон можно считать совершенно идентичными с маркетинговой точки зрения напитками. Локальными, подходящими для домашнего изготовления, утраченными и обретенными и все такое прочее. А это значит, что российским иван-чайникам нужно очень внимательно наблюдать за американскими ёпонщиками. Американцы умеют в маркетинг намного лучше нас, да и рынок там заметно живее — так что такое наблюдение крайне интересно в первую очередь с профессиональной точки зрения.

Ну а мне теперь, конечно, будет крайне интересно устроить одновременную дегустацию трех падубных напитков. Мате, кудин и ёпон — это даже звучит прекрасно. Добуду ёпон, непременно устрою.

Ну и для американских ёпонщиков у меня есть, конечно, плодотворная дебютная идея. Все просто — вам нужен ёпонский лоббист, коллеги. Прикармливаете перспективного политика и пусть он идет на обострение с Индией, Китаем, Аргентиной и Бразилией. По серьезке, чтобы торговая война, прекращение поставок традиционного чая и кофе и кофеиновая ломка у всей страны. И тут раз — и вы со своим ёпоном. Железная схема, зуб даю.

Мне, похоже, пока выходить на геополитический уровень.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».