Чайные вкладыши Tea Cards
Сейчас об этом уже мало кто знает, но в период с 1940 по примерно 1980 год многие чайные компании, торгующие в Великобритании, вкладывали в пачки с чаем карточки-открытки — Tea Card. Их формат практически полностью был позаимствован у сигаретных вкладышей, появившихся еще в конце XIX века. Но стилистика оформления и сюжеты чайных вкладышей от вкладышей сигаретных, конечно, отличались. В сигаретах доминировал суровый дух маскулинных авантюр и развлечений — индейцы с ковбойцами, цирковые красотки, спорт, война и разные машинки. В чайных карточках приключенческие сюжеты тоже, конечно, встречались — но они были мягкими, в жюльверновской парадигме. А доминировали в чайных карточках птицы, звери, цветы и прочая живая природа с вкраплениями искусства.
В пору своего расцвета чайные карточки выпускались сериями и были предметом коллекционирования. Для них даже выпускались специальные альбомы, примерно как для марок. Чайным вкладышам часто придавалась дополнительная функциональность — например, некоторые серии можно было использовать как рождественские открытки. Некоторые чайные бренды — Brooke Bond Dividend, например — обыгрывали наличие чайных карточек в пачках как дополнительный бонус-дивиденд, который получает покупатель. Brooke Bond — тогда еще самостоятельная чайная компания, возможно, крупнейшая в мире и создавшая, кроме всего прочего, популярный до сих пор бренд PG Tips — вообще отрывалась с чайными карточками по полной программе, часто делая их основной темой своей чайной рекламы. И обменивая полные комплекты карточек какой-либо серии на деньги или продукты.
По мере развития информационного окружения чайные карточки, равно как и карточки сигаретные, равно как и вкладыши в жвачки, вышли из широкого употребления. Визуального контента стало предостаточно и наличие в чайной пачке веселой картинки перестало быть дополнительным мотиватором для потребителей. В 1990-х ненадолго возник феномен круглых фишек для игры в Pog — у нас эти кругляшки назывались «кэпсы» или «поги» — в него вписались и некоторые английские чайные компании. В каком-то смысле эти фишки можно считать эволюцией чайных карточек-вкладышей, но так, с большой натяжкой.
Короче говоря, в настоящее время из обиходной потребительской культуры чайные вкладыши практически полностью ушли. Но сохранились в культуре коллекционной. Так что если коллекционировать ярлычки от чайных пакетиков вам не позволят высокий социальный статус, можете коллекционировать чайные вкладыши. Это такой добротный винтаж с легким налетом англофилии — самое оно для причуды на старости лет.
Рекламные чайные шимпанзе
Ну и раз уж я вспомнил Brooke Bond. С 1845 по 1984 год Brooke Bond был самостоятельной компанией, одно время и вовсе одной из крупнейших если не крупнейшей чайной компанией в мире. В 1984 году Brooke Bond, до этого слившийся с компанией Liebig, был приобретен концерном Unilever и превратился из самостоятельной компании в бренд. Ну и запущенный в 1930 году и основной бренд Brooke Bond — PG Tips — тоже перешел к Unilever. Чай PG Tips до сих пор является одним из лидеров британского чайного рынка — правда владеет им уже Ekaterra, компания, не так давно созданная Unilever в процессе переосмысления своих чайных активов.
Так вот. В пору своей самостоятельности Brooke Bond отметился яркими рекламными кампаниями, самой запоминающейся из которых стала кампания с шимпанзе. Особенно хороши там отсылки к бондиане. My name is Bond. Brooke Bond — от всей души рекомендую.
Эти же шимпанзе потом отметились на упомянутых уже круглых игровых фишках и до сих пор время от времени появляются и в рекламе, и в качестве темы для фирменных сувениров бренда PG Tips.
Brooke Bond D
Обезьянья серия была не единственной заметной рекламной темой Brooke Bond. Был у них, например, спорный в свете современной повестки ролик про женщину, которую чай Brooke Bond D снова делает человеком.
Этот Brooke Bond D — тоже, кстати, любопытный бренд. Он был запущен в 1935 году и под упомянутым уже выше названием Brooke Bond Dividend — и довольно долго был весьма популярным, активно интегрируясь в актуальную культуру. Например, уже после переименования из Brooke Bond Dividend в Brooke Bond D этот бренд выпускал магнитофонные кассеты с хитами чартов. Да и вообще они с музыкой активно работали, в том числе и перепевая известные песни. Мне попадалась, например, информация о рекламе, в которой пели A Nice Cup of D вместо A Nice Cup of Tea — замена очевидная, но от этого не менее удачная. Этого ролика я, кстати, не нашел.
Ну а самое любопытное в этом бренде то, что его можно назвать жертвой чайных пакетиков. Основной версией постепенной потери брендом Brooke Bond D своих рыночных позиций считается то, что бренд прохлопал ушами рост популярности пакетированного чая. А когда опомнился, было уже поздно. Ну и концерну Unilever столько брендов не нужно было, поэтому Brooke Bond D постепенно схлопнулся. Оставив после себе прикольные ролики.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий