В честь первого сентября и независимо от того, когда вы читаете этот материал, захотелось сказать пару слов о чайном образовании — у меня как раз собралась небольшая кучка (из трех штук) ссылок, материалов и суждений, хоть и разрозненных, но как раз про это самое чайное образование.
Начну с самого близкого, доступного и важного — с самообразования и принципов ментальной чайной гигиены. Если по каким-то невероятным причинам вы этого еще не знаете, то с удовольствием сообщаю вам, что лучшим источником информации для чайного самообразования на русском языке сейчас являются ВК-группа чайной «Сова и Панда». В принципе, любой чайный запрос в поисковиках на русском языке давно уже есть смысл формулировать так, чтобы сначала в поисковой выдаче были материалы этого проектов. Я в таких случаях просто прибавляю к запросу слово «Дмитращук», так как именно Антон является автором большинства материалов этой группы. До недавнего времени добавлял «teaterra» — но потом узнал, что этот сайт просто перепечатывает материалы «Совы и Панды» и стал стараться обращаться к оригиналу… Так вот!
Просто в качестве примера посмотрите опубликованную на днях заметку Антона Дмитращука о том, какие слова и иероглифы использовались в прошлом для обозначения чая. Я при чтении таких материалов все время испытываю то, что называется смешанными чувствами. Во-первых, я переживаю немного подзабытый со времен раннего интернета азарт. Ну типа «о, ничего себе, что есть, надо срочно хватать». Рефлекс срочно сохранять все на локальный диск и распечатывать у меня уже атрофировался, но некоторые рудиментарные переживания такого рода я испытываю все равно. Во-вторых, сразу после подавления хватательного рефлекса включается рефлекс запоминательный. В гугле меня, вроде как, еще на забанили — но гораздо удобнее искать какую-либо информацию, если в голове есть закладка типа «Дмитращук об этом писал». Закладки, кстати, не всегда закладываются. Видимо возраст уже сказывается.
А вот после всех этих позитивных переживаний на меня накатывает просветленная тоска. Отчасти перекликающаяся с соображениями Антона, изложенными еще в одном недавнем материале с названием «Не надо лелеять нежить». И связанная с почти полным игнорированием преемственности в чайном информационном пространстве.
Давным-давно я вычитал у Фукидида фразу, которой он аргументировал выбор темы для своей «Истории». Фраза эта проста, как швабра: «Я описал это… по той причине, что у всех моих предшественников эта эпоха не была изложена». Это четвертый век до нашей эры. До Лу Юя еще больше тысячи лет, в каком состоянии находится чайная культура в Китае, можно только прикидывать. И интернета нет. Но Фукидид уже выдает сентенцию, в которой декларирует два важнейших принципа преемственности. Знание того, что сделали до тебя и стремление создать что-то новое.
Я отлично понимаю, что со времен Фукидида и Геродота с Ксенофонтом все сильно изменилось. И адекватно оперировать всей актуальной чайной информацией крайне сложно. У каждого из нас не два предшественника, а тысячи. Мало того, в потребительской чайной культуре очень быстро происходит смена поколений как среди заинтересованных потребителей, так и среди людей, пытающихся на чае зарабатывать. Ничтожные пять лет являются реальным поколенческим разрывом, а развитие информационных технологий добавляет массу вредных иллюзий. Ну это когда кажется, что в те времена, когда не было хэштэгов, и чайного контента не существовало. Однако даже в таких, безусловно сложных, условиях, никто и ничто, кроме собственного идиотизма и завышенного самомнения, не мешает соблюдать элементарные правила ментальной чайной гигиены.
Первое правило. Пришла в голову интересная идея — сформулируй ее разными способами и на разных языках и погугли. Почти наверняка кто-то что-то в этом направлении уже делал. Тоже самое касается принципов и концепций. Ну там «чай без эзотерики» какой-нибудь и все такое прочее.
Второе правило. Лучший формат высказывания по большинству чайных тем — это комментарий к информации предшественников. Вот это буквально на уровень инстинкта есть смысл вывести — сначала процитируй предшественника, потом дай на него ссылку, а потом поделись своим умным комментарием и, безусловно, ценным мнением. Не стоит втухляка пересказывать чужие мысли — не переоценивайте свой литературный талант, свое умение качественно излагать информацию и уровень своих источников информации. А иногда и свою способность понимать тексты.
Третье правило. Будь более лояльны к чужим ошибкам, чем к своим. Чужие ошибки дают вам шанс их исправить — а это развитие. Собственные ошибки заставляют других людей тратить время на их исправление — а это деградация.
Как-то так, да. А теперь еще две ссылки. Почти в тему.
В статье Кевина Гаскойна об эволюции их канадского чайного пространства,о которой я недавно рассказывал, есть любопытный пассаж о чайном образовании. Кевин там пишет о том, что через их чайную школу за двадцать лет прошли тысячи людей, благодаря чему Монреаль и Квебек стали значительно более чайными городами. И это отличный пример рационального чайного образования в сфере потребительской чайной культуры. Рациональность этого чайного образования состоит в том, что его основной целью является развлекательное воспитание будущих потребителей. Возможно, это образование маскируется под профессиональное — с выездами на плантациями, фартуками, титестерскими парами, колесами вкусов, данными о содержании катехинов в разных чаях и прочей мишурой. Но надо понимать, что все это — маркетинговые бантики и фантики. Основная задача рационального чайного образование в потребительской чайной культуре состоит в том, чтобы слушателям было интересно и они потом превратились в постоянных и, в идеале, оптовых покупателей. Ну потому что лучшие слушатели должны увлечься чаем настолько, чтобы на заработанные непосильным трудом деньги открыть свой чайный магазин, а чай и посуду для него покупать там, где их учили.
Ну а если вам хочется посмотреть, как выглядит чайное образование в странах, производящих чай, то посмотрите, например, на сайт японской средней школы в Кидзу. Это что-то типа профессионального колледжа в нашей образовательной системе. У них там есть кафедра системного садоводства — дети рис сажают, цветы выращивают и чайные плантации обихаживают. Ну и квалификацию «Консультант по японскому чаю» там можно при желании получить. Все просто, понятно, рационально и очень скучно.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий