В мире существует масса мини-шоу, связанных с уличной едой. Ролики с ловкими мороженщиками или продавцами сладкой ваты видели, пожалуй, все. Некоторые такие мини-шоу связаны и с чаем — достаточно вспомнить сычуаньские длинноносые чайники, сингапурско-индонезийско-малайзийский тех-тарик или марокканскую подачу чая с пеной. Однако практически все известные нам до недавнего времени чайные уличные шоу носили чисто визуальный характер. А иракские мастера подачи чая активно издают разные привлекательные звуки.
И тут, конечно, нужен небольшой экскурс в иракскую чайную культуру. Ну просто потому, что один из аспектов иракского уличного чайного звучания связан с одной характерной чертой этой культуры.
Ирак — это чайная страна. При этом в общих чертах иракская чайная культура не отличается от турецкой или иранской. Стаканчики с талиями и блюдца для всех этих стран, судя по всему, вообще производят на одной фабрике. Точно также как и в Турции, и в Иране, в Ираке пьют черный чай с сахаром. Очень крепкий черный чай — его запросто могут не заварить, а выварить, а потом по вкусу разбавить кипятком. В чай в Ираке добавляют очень много сахара — иначе пить такой крепкий черный чай сложновато.
В чай могут добавлять молоко, могут добавлять специи, его подают и пьют с разными закусками — но это все уже опционально и может меняться от семьи к семье. Неизменны только черность и сладость. Ирак, кстати, является очень привлекательным рынком для крупных производителей недорогого черного чая. В особо жирные годы страна импортировала до 80 тысяч тонн чая в год, а потребление чая на душу иракского населения доходило до 2 килограммов в год. Это почти в два раза больше, чем в России. В последние годы основным экспортером чая в Ирак является Шри-Ланка, примерно 80% выпиваемого в Ираке чая — оттуда. Впрочем, на иракский рынок облизываются и другие страны. Индийский чай, например, лет 15 назад составлял половину всего иракского чайного импорта — и индийские компании мечтают вернуться на этот рынок…
Вернемся, однако, к потребительской иракской чайной культуре. Которая, как уже отмечалось, в общем и целом похожа на турецкую и иранскую. Но есть в ней пара нюансов. Первый нюанс небольшой и не очень существенный. В Ираке распространены нефтяные печки и лампы — и чайники с кипятком или с заваривающимся чаем чаще всего греют на них. И еще в Ираке ценят чай, приготовленный и подогретый на углях. На углях там вообще много всего готовят, так что и большие мангалы, и стоящие в них прямо на углях чайники в Ираке не редкость. И угли, и нефтяные лампы, конечно, не очень ярко маркируют иракскую чайную культуру и не очень важны — но определенного колорита иракским чаепитиям добавляют.
А вот второй нюанс уже можно считать иракской чайной фишкой. Дело в том, что важным элементом иракской подачи чая является таз с горячей водой. Реальный такой таз, все по-настоящему. В нем лежит чайная посуда: стаканы, блюдца и ложки. Лежит она там, во-первых, из гигиенических соображений. А во-вторых, из температурных. Чай в Ираке очень часто подается не просто так, а в подогретой посуде. Это прикольно. Подогрев посуды сам по себе, конечно, штука не специфическая иракская — но в сочетании именно с такой посудой и демократичными чаепитиями мы его раньше не встречали.
Безусловно, иракцы могут прекрасно пить чай и без тазика с водой. Да и чисто технически тазик не всегда можно организовать — в офисах или на массовых чаепитиях в храмах это затруднительно. Но дома и в небольших уличных чайных тазик с горячей водой чаще всего присутствует.
Так вот. Именно этот тазик с водой является частью того звукового чайного шоу, с которого начался этот рассказ. Не главной, конечно, частью, но заметной. А главной частью этого шоу являются чайные стаканчики на блюдцах, которыми человек, подающий чай, всячески звенит. Ну и добавляет к этому звону элементы жонглирования. Наливает чай через ногу или закусывает стаканчик губами. И время от времени погружает звенящие стаканчики в тазик с водой, отчего звон менятся.
Звон стаканчиком о блюдце двумя руками, на самом деле, воспроизвести совсем не сложно. А вот мелодично звенеть одновременно двумя руками и двумя стаканчиками сходу не получается, навык нужен. Но задача достойная, каждая уважающая себя чайная школа должна включить такое упражнение в учебную программу.
Ну и еще несколько иракских чайных ремарок на закуску. Человека, подающего чай, в Ираке чаще всего называют «абу щай» — «отец чая». В интернете есть некоторое количество текстов об иракском чае на русском языке — их пишут женщины, вышедшие замуж за иракцев (раз, два). Звенящую подачу чая мы находили и в других странах, например, в Катаре — но она всегда была четко привязана к Ираку.
Да, кстати. Если вдруг вам захочется реконструировать иракское чаепитие в домашних и неиракских условиях, то сделать это нужно следующим образом. Залейте 10 грамм чая пятьюстами миллилитрами кипятка в какой-либо металлической посудине и поставьте эту посудину на слабый огонь. В идеале, конечно, нужно использовать латунный чайник — но и кастрюля или котелок подойдут. Проварите чай пять минут, засыпьте в стаканчик сахарный песок, примерно на треть стаканчика, налейте туда заварки и разбавьте ее по вкусу кипятком. Размешайте чай ложечкой и позвякивая — и чай по-иракски готов. Пить его лучше всего с финиками, конечно.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий