Чайный лес против города

Китайские ученые, отмечая, что благоприятное воздействие природной среды на самочувствие и настроение является общепризнанным, заметили не так давно, что нет строгих научных данных, описывающих влияние на эти самочувствие и настроение не просто природной среды, а чайного леса. И занялись исправлением этого серьезного научного упущения.

Для чего группа специалистов по электротехнике в возрасте от 40 до 60 лет, прошедшая предварительный отбор, исключивший тяжелые болезни, несамостоятельность, психические расстройства и отдых в лесу в последние полгода, была разделена на две подгруппы. Одну подгруппа поселили на базе отдыха у чайного леса в городском округе Цзуньи на северо-востоке провинции Гуйчжоу. А вторую — в городском отеле. Обе группы кормили, мониторили на предмет настроения и состояния здоровья и выводили наружу. Только для одних людей наружей был чайный лес, где они гуляли и собирали чай. А для других — город, где они тоже гуляли и занимались чем-то, что в исследовании названо «активностями в городской среде».

Продолжительность таких экспериментальных периодов составляла 4-5 дней. Которых хватило для того, чтобы у чайно-лесных людей в среднем по группе снизилось артериальное давление, произошли иммунологические улучшения, повысилось настроение и улучшилось качество сна. Тут, конечно, было бы уместно ехидное «Ну кто бы мог подумать!» Но я воздержусь, конечно. И дело тут не только в том, что я очень вежливый и еще более деликатный.

www.nature.com

А в том, что в своей работе наши ученые китайские чайные братья по полочкам разобрали все факторы, которые влияют на здоровье, самочувствие и настроение людей в чайном лесу. Качество воздуха, температуру, влажность и все такое прочее. Так что их работа — это готовый информационный ресурс, на основе которого можно пучками плодить рекламные продукты для туристического бизнеса, связанного с отдыхом на чайной природе. Не исключено, кстати, что работа изначально задумывалась в том числе и для этого — она была поддержана властями провинции Гуйчжоу.

Переносить в лоб данные о благоприятных экологических факторах чайных лесов в Гуйчжоу на чайные плантации в Краснодарском крае, конечно, не совсем корректно. Но если вы открываете эко-отель где-то под Сочи и у вас там на горизонте есть чайные кусты, то строчку про то, что прогулки по чайным плантациям полезны для пожилых электротехников вы в свою рекламу можете добавлять смело. 

Эргономика чайных плантаций

Ну и раз уж сегодня день сопутствующих чаю научных новостей. Иранские специалисты провели комплексную оценку рисков, которым подвергаются работники чайных плантаций. Рисков для опорно-двигательного аппарата работников и систематических, самом собой — упавшие метеориты и внезапные провалы в древние склепы они не рассматривали.

По результатам исследования выяснилось, что риски эти связаны с неправильной позой, тяжелыми физическими нагрузками, неудобными и тяжелыми традиционными инструментами, нездоровыми условиями окружающей среды (высокой влажностью и температурой), неровной местностью и отсутствием должной физической и профессиональной подготовки у работников. Высокие темпы работы и расширенные часы работы (более 12 часов в сутки) еще больше усугубляют эти проблемы. И больше всего подвержены перечисленным факторам риска женщины.

Все это звучит как антиреклама работы на чайных плантациях. Или как дополнительные аргумент в пользу чайной механизации.

Автоматизация разработки чайных ароматов

Компания Givaudan отчиталась на днях об успешном использовании системы Myromi для разработки чайных ароматов.

Givaudan — это швейцарская компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем пищевых ароматизаторов и парфюмерных композиций. В нашей чайной теме она известна, конечно, чайными ароматизаторами, которые не только производит, но и, конечно, активно создает.

Ну а Myromi — это их недавняя разработка, которая, по задумке, должна сильно упростить ту часть создания ароматических композиций, которая связана с их тестированием и оперативной корректировкой.

www.givaudan.com

В разработке любых вкусов и ароматов — в том числе и вкусов и ароматов чайных продуктов глубокой переработки, типа ароматизированного чая или RTD-чая — обязательно есть этап, при котором сенсорная команда пробует образцы продукта и высказывает свое авторитетное мнение. На основании этого фидбэка команда разработчиков вносит коррективы в рецептуру и выставляет на дегустацию новые образцы. И так до тех пор, пока сенсорные характеристики продукта не станут приемлемыми по установленному в проекте набору критериев. В прошлом я в таких тестированиях принимал участие неоднократно и с большим интересом, пищевые технологии — это вообще прикольно.

Так вот. По идее, Myromi очень сильно сокращает время тестирования и корректировки ароматов в процессе их разработки. Принципиально в этом устройстве все достаточно просто. В него заряжаются восемь картриджей с разными ароматами. Ну типа там земляника, мята, красный апельсин, шалфей и так далее. Через специальное приложение можно отрегулировать интенсивность каждого из ароматов в итоговой смеси — и устройство выдаст готовую ароматическую композицию. Ее можно понюхать, оценить и оперативно внести коррективы на уровне «а давайте мяты добавим, а апельсина убавим». И все по новой.

В общем, звучит удобно. И да, по поводу того, что картриджей в устройство загружается всего восемь, можно особо не переживать. Реальные задачи на разработку ароматов редко ставятся так, что нужно работать со всеми ароматами в мире. Так что восьми компонентов для решения реальных задач, скорее всего, будет достаточно. Восьми из обширной библиотеки ароматов, картриджи с которыми, как я понял, идут в комплекте с устройством.

Генная инженерия междоузлий

Короткая новость из разряда «какая прекрасная физика». Ну то есть генетика. Китайские ученые установили 28 генов, которые влияют на длину междоузлий чайных кустов трех сортов. Ну то есть на расстояние между листьями на побеге.

Такой странный, на первый взгляд, интерес, объясняется очень просто. Длина междоузлий — это один из факторов, влияющих на эффективность механизированного или автоматизированного сбора чайного листа. Грубо говоря, чем длиннее междоузлия, тем легче их распознавать каким-либо автоматическим системам. Да и для чисто механической уборки, без роботов, сорта с длинными междоузлиями лучше подходят. Благодаря длинным междоузлиям при механизированном сборе меньше повреждаются сами чайные листья, например.

Вообще, конечно, очень интересно наблюдать, как технологизация чайной индустрии происходит, извините за такой оборот, с разных сторон. Ну то есть грубо говоря, добиться того, чтобы условные роботы могли нормально собирать чай, можно двумя способами. Можно сделать супер-робота, который будет работать в любых условиях. А можно сделать робота, который будет работать только в определенных условиях — на ровных плантациях и с кустами определенных сортов, с длинными междоузлиями. И создать ему эти условия. Выровнять под него плантации и засадить их нужными кустами. И, скорее всего, второй подход более рационален.

Бактерии, этиламин и l-теанин

Китайские ученые обнаружили, что если обрабатывать чайные кусты раствором, содержащим бактерии-эндофиты Pseudomonas knackmussii, то в листьях, собранных с этих кустов через неделю после обработки, будет больше l-теанина, чем в необработанных бактериями. А если обрабатывать чайные растения не просто указанными бактериями, а в сочетании с этиламином, и собирать листья через две недели после обработки, то l-теанина в них будет еще больше.

Облачный зеленый чай Сноу Шань (Шонла, Вьетнам). © Ольга Никандрова

Интересно, что основной смысл этого исследования состоял не в том, чтобы увеличить полезность чая — как можно было бы подумать, среагировав на слово l-теанин — а в том, чтобы улучшить его вкус. Китайские специалисты давно и упорно работают над проблемой улучшения качества летнего чая. Повышение выработки чайными листьями l-теанина — это способ сместить полифенольно-аминокислотный баланс в более «вкусную» сторону. И, как следствие, сделать простой, дешевый и не очень вкусный летний чай менее простым, менее дешевым и более вкусным.

Чайная наука не стоит на месте, чего уж там.

Тарифные войны и ёпон

Сайт The Guardian опубликовал небольшую заметку, смысл которой сводится к тому, что тарифная колбасня, эпицентром которой стали не так давно Соединенные Штаты, может стать началом золотого века для ёпона. Напитка, изготавливаемого из листьев падуба чайного (Ilex vomitoria), единственного американского эндемика, содержащего кофеин. И хорошо растущего на территории южных штатов США.

Логика благоприятного ёпонского прогноза проста, как швабра. Устанавливаемые США тарифы ограничат импорт в страну чая и кофе. Лишенные привычных стимуляторов за привычные деньги американцы начнут метаться по стране в поисках доступного кофеина. Непременно узнают про ёпон (который, по американским суждениям, по вкусу как чай, только не такой горький) — и начнут скупать его в товарных количествах. Тут-то и наступит ёпонский расцвет, небывалый рост акций ёпонских компаний, массовая закладка ёпонских садов и ободранные дикоросы в сонных городках старого доброго американского Юга…

Так себе прогноз, конечно. Слабенький. Но я рад, что ёпон хоть ненадолго вернулся в информационное пространство. Без него не так смешно жить… Ну а если серьезно, то при чтении таких материалов я всегда вспоминаю кризисные чайные новости последних лет и сопутствующую им алармистскую аналитику. 

Сначала всех пугали снижением спроса на дешевый черный чай на старых рынках. Потом ковидом. Потом чередой пошли военные конфликты, затронувшие и крупные рынки, и чайную логистику. Временами возникали локальные кризисы, типа ланкийского, связанного с запретом на ввоз сельхозхимии. Бодрости духа добавляли погодные катаклизмы, прямо как первом SimCity — только без инопланетян. А теперь еще и матчевый дефицит подоспел с подорожанием веселого зеленого порошка на 70-100%. А в России с сентября обязательная маркировка и повышение транспарентности чая… Короче говоря, чайным пугателям всегда есть куда пойти и чем заняться.

Так что американские чайные тарифные войны, с учетом всего вышесказанного, выглядят как-то даже забавно, что-ли. Как шалости союзмультфильмовского Карлсона — грубовато, но безобидно. Не, я понимаю, что конкретным людям в конкретных проектах они добавят головной боли. Но как мудро заметил однажды Андрей Иванов из An Shim Tea в ответ на вопрос, как он переживает наступивший ковидный кризис: «У меня всегда кризис, так что ничего не изменилось».

T.,Collection. Введения в японские чайные стили

Наткнулся в новостях на интервью с Шиничиро Огата (Shinichiro Ogata), японским дизайнером и архитектором, активно работающим еще и в Париже. И выбравшим чай — в первую очередь японский, конечно — одной из базовых тем своего творчества. Чай для него это и концепция, и поле для творческих экспериментов. Связанных, например, с новыми вариантами прочтения традиционной японской эстетики.

Одним из последних проектов дизайнера стали чайные под двумя брендами: Saboe и Ogata. Четыре таких чайных работают в Японии, одна — во Франции, в Париже. Я давно уже не берусь оценивать такие проекты, мне для этого не хватает предметных знаний и, скажем так, эстетической подготовки. Но картинки в упомянутом выше интервью и в запрещенных на территории России соцсетях я поразглядывал с удовольствием. На таких лаконичных решениях глаз отдыхает, конечно.

Ну а самое лично для меня интересное в проектах Шиничиро Огаты — это чайная линейка. Она называется T.,Collection и ее основой являются десять авторских смесей в красивых чайницах. У него там и другие чаи и другие форматы упаковки, типа наборов чаев, имеются. Но основа линейки — и рецептурная, и эстетическая — это именно десять чайниц колоколообразной формы молочно-белого цвета. С очевидным брендированием, порядковым номером и символическим рисунком для каждого напитка. Чай в таких чайницах может поставляться либо россыпью, либо в пакетиках — при заказе на сайте можно выбрать. Это удобно, на самом деле.

У этой коллекции две фишки. Первая — это сами чайницы. Которые, судя по всему, можно использовать еще и для заваривания, и для питья чая. Не обязательно — но можно. Размер и форма позволяют. И еще они сделаны из биоразлагаемых материалов — но это уже мелочи и детали.

Вообще, конечно, продажа чая в чайниках или там в кружках — дело совершенно обычное. Чаем можно хоть целый самовар набить. Просто большей частью такая посуда двойного назначения оба назначения выполняет фигово. На моей памяти лучшей посудой двойного назначения оказались голубые керамические стаканчики из-под коломенских йогуртов и аналогичная посуда из-под их французских прототипов. Простые чаи из них пьют отлично. А вот чтобы чайник или там чашку от Mlesna, например — этот ланкийский бренд очень любит необычную сувенирную фасовку — захотелось использовать для чая, такого я не припомню.

А эти японские дизайнерские чайницы-чашки как минимум на картинках симпатичные. Даже живьем захотелось потискать, что со мной последнее время редко случается.

Вторая фишка коллекции — это сами смеси. Их, повторюсь, десять. И они все, повторюсь еще раз, имеют номер, индивидуальную символическую картинку и короткое название. Ka, Sen, Gyoku, Jo, Beni, Juku, Moto, Ko, Bai и Ho. По некоторым из этих названий легко догадаться о частичном составе смеси. Для некоторых нужно читать пояснения. Некоторые из этих смесей составлены только из чая, например, из Гёкуро. Или из Ходжичи. Ну в смысле один чай — это купаж нескольких видов Гёкуро, а другой чай — это купаж нескольких видов Ходжичи. Некоторые напитки — это чаи с разными добавками. А Ho — это вообще зерновой чай из обжаренных ячменя, кукурузы и сои. Обычное дело в Японии.

Даже без чтения какой-либо сопроводиловки понимаешь, что линейка задумана как путеводитель по парадным японским чайным стилям. В том их варианте, который одновременно можно назвать традиционным, современным и попсовым — как бы странно это ни звучало.

Стилистические чайные сеты — это моя любимая тема сейчас. Поэтому визуально и на уровне концепции чай Шиничиро Огаты мне очень нравится.

Ирландский самовар Kelly Kettle и его аналоги

Намедни и в ответ на мое очередное хвастовство самоварами один из подписчиков прислал мне фотографию с устройством для кипячения воды, которое было названо ирландским самоваром марки Kelly Kettle. Я никогда о таком устройстве не слышал, поэтому полез разбираться. Разобраться оказалось несложно, в Википедии все есть.

В настоящее время и, в основном, в рамках походной субкультуры, существует целое семейство похожих друг на дружку устройств для кипячения небольшого количества воды, работающих на твердом и, опционально, подножном топливе. Устоявшегося общего названия у таких приблуд нет, обычно они называются по зарегистрированным торговым маркам: Kelly Kettle, Storm Kettle, Ghillie Kettle, Thermette, Survival Kettle, Volcano Kettle и, возможно, так далее.

Ирландская компания Kelly Kettle, которая претендует на первородство в создании таких устройств, сообщает, что молодой рыбак (это очень романтично) Патрик Келли создал свой первый походный чайник из олова в 1890-е. Чайник оказался очень удобным, но от регулярного использования быстро прогорел. Поэтому Патрик Келли начал экспериментировать с другими материалами. И, в итоге, остановился на меди. Из которой начал изготавливать чайники для себя и соседей. Чем и занимался сначала сам, потом с потомками, несколько десятилетий. Примерно в 1970-е производство Kelly Kettle начало потихоньку выходить за гаражные рамки. Сейчас в ассортименте проекта, основанного романтическим рыбаком, несколько кипятильников из нержавейки и алюминия трех разных объемов. И куча разных походных аксессуаров.

Kelly Kettle в естественной среде

На протяжении XX века в разных странах возникли аналогичные проекты. Так что, несмотря на вроде как признанный приоритет Kelly Kettle, подобных устройств на рынке и под разными названиями — вагон и маленькая тележка. Говорят, что такие кипятильники успели даже стандартным инвентарем новозеландской армии побывать. Одним из современных лидеров рынка подобных устройств является компания Eydon Kettle Company, которая продает свои кипятильники под брендом Storm Kettle.

Ирландскими самоварами эти устройства, как я понял, называют в русскоязычных проектах, торгующих разными походными штуками. Название вполне удачное, функционально чайник Келли самовару полностью идентичен. При этом, конечно, от привычных нам самоваров он отличается существенно. И больше всего похож на самовары не очень нам привычные — на афганские.

Чайники Келли и их аналоги меньше большинства самоваров по объему. Базовая модель чайника Келли была объемом примерно 1,6 литра. И для этих устройств это, фактически, максимум. Сейчас большая часть таких кипятильников существует в диапазоне объемов от 500 до 1600 миллилитров. Из такого небольшого объема следуют очевидные достоинства ирландского самовара — он компактный и очень быстро закипает. За три-пять минут при удачном раскладе. Из этого же небольшого объема следует и очевидный недостаток ирландского самовара — он маленький.

Ирландские самовары имеют не очень самоварную, хоть и частично похожую конструкцию. Чайники Келли состоят из двух основных и разъемных частей — печки и емкости для воды с коническим дымоходом внутри. Печка — это просто кастрюля с дыркой сбоку, через которую идет тяга и в которую можно подкидывать дровишки. На эту печку ставится та самая емкость с водой и дымоходом. Подкидывать дровишки можно сверху или сбоку — как удобнее. 

Kelly Kettle в разрезе

Такая конструкция в сто раз удобнее самоварной с точки зрения розжига и управления горением. Потому что печку-кастрюльку можно разжечь как обычный костерок, а потом накрыть емкостью с водой и дымоходом. А если надо что-то там в печке поворошить, то достаточно снять емкость с водой — и хоть уворошиться. Если у вас хоть раз гас неудачно растопленный самовар, то такая возможность должна привести вас в благоговейный восторг.

Мало того, конический дымоход обеспечивает ирландскому самовару более эффективное соотношение топки и емкости с водой. Что делает его менее прихотливым к топливу и более скоростным. Но и делает его менее вместительным — конический дымоход «съедает» значительный объем резервуара с водой. Ну и с точки зрения накопления осадка и чистки чайник Келли вызывает некоторые вопросы.

У ирландского самовара нет краника. Вода заливается в него через горловину, которая находится сбоку от дымохода. И сливается через нее же. Эта горловина обычно закрывается крышкой, иногда — со свистком. Если бы ирландские самовары были большими, это было бы жутко неудобно. Но оперировать полуторалитровой или меньшей емкостью можно совершенно спокойно. Иногда для удобства у ирландского самовара есть сбоку теплоизолированная ручка. Но чаще у него есть цепочка. Которая закреплена снизу и сбоку на противоположной горловине стороне. К этой цепочке приделана крышка для затыкания горловины — чтобы не потерялась. И эту же цепочку можно использовать для наклона устройства. И еще она добавляет девайсу брутального колорита.

Ну и еще у этой штуковины есть ручка, как у ведра или бидона. Чтобы переносить и держать при сливе воды.

С непривычки чайником Келли оперировать, скорее всего, не очень удобно. Но для наловчившегося человека он, наверняка, как родной. Как и любой другой инструмент.

Интересное устройство. Незаменимым и уникально удобным при нынешнем развитии разного походного инвентаря назвать его язык не поворачивается. Чисто чайным оно, конечно, тоже не является. Но все равно прикольная штука. И дымить может, как настоящий самовар. Заведу себе при оказии. Денис, спасибо за наводку!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».