Чай и херес. Привет из 2016 года

Когда несколько месяцев назад я решил делать ежедневные чайные новости (которые раз в неделю объединяю в подборки типа той, что вы читаете сейчас), то предполагал, что значительную часть выпусков буду посвящать не оперативным новостям, а разбору текстов, написанных мною в прошлом. Таких текстов с 1999 года накопилось больше, чем рассказов у Аверченко — так что по моей предварительной задумке материала для работы над ошибками и сдержанной самоиронии мне должно было хватить надолго. Ну и само название ежедневных чайных новостей — «Разница во времени» — носило изначально двойной смысл. И в первую очередь должно было означать именно изменившийся за годы и даже иногда десятилетия взгляд на многие чайные вопросы. А разница по времени междой Алма-Атой и Москвой должна была быть вторичной.

Однако первая же попытка адекватно разобрать свои собственные суждения из прошлого закончилась провалом. Почти каждый написанный мною двадцать с лишним лет назад абзац требовал комментария на страницу текста, причем текста довольно скучного — поэтому от изначальной затеи вести параллельно с чайными новостями хронологию собственных чайных заблуждений я довольно быстро отказался. Да и новостной поток оказался достаточно плотным — так что «Разница во времени» стала чисто новостным проектом.

На самом деле, мы изучали не только хересы, но и вина хересного типа, как, например, вот это новозеландское сладенькое Амонтильядо. Фотография Ольги Никандровой

Однако сейчас и на несколько выпусков я хочу вернуться к изначальной задумке и прокомментировать несколько старых материалов. Потому что сегодня есть повод, сегодня (7 ноября) началась международная неделя хереса. international Sherry Week, так сказать. А херес — это напиток, с которым мы с Ольгой очень много экспериментировали. В том числе и всячески комбинируя его с чаем. Чайно-хересная дегустация — одна из моих любимых, я проводил ее неоднократно и, с вариациями, в разных городах и странах. Ну а в 2016 году мы оформили все наши чайно-хересные эксперименты в статью для официального хересного сайта (вот ее русская версия) — и вот как раз по всем перечисленным в этой статье чайно-хересным композициям я и хочу пройтись в течение этой недели.

Черный чай и сладкий херес

Начну с самого очевидного — с использования сладкого хереса в качестве десерта к чаю. Ну то есть когда к чаю подается бокальчик с хересом — и напитки пьются попеременно, глоток одного, глоток другого. Никакой миксологии, конечно — это отдельная тема. И чай, конечно, должен быть не очень горячим. В качестве сладких хересов лучше всего использовать Педро Хименес, Москатель или Крим. Это виды хересов, вина с такими видовыми названиями выпускаются разными производителями. Свои первые чайно-хересные опыты я ставил именно с Кримом с говорящим названием Bristol Cream. Это довольно распространенное вино, в любом крупном дьютике оно стоит, где-то на нижних полках.

Использование сладкого хереса в качестве чайного десерта это, конечно, не чисто хересная фишка. Очень многие сладкие вина (а также наливки, ликеры и все такое прочее) отлично сочетаются с черным чаем по тому же принципу, по которому с ним сочетаются варенья, джемы, сухофрукты и прочие традиционные чайные закуски. Этот принцип — «Запьем сладенькое тепленьким» — прост и вкусен, варьируя чаи и сладкие напитки можно получить богатый спектр сочетаний, от банальных до изысканных. Но раз уж нас неделя хереса, то речь пойдет именно об этом напитке. И ни слова о портвейнах, малагах и прочих мадейрах.

Как-то раз мы устроили серию дегустаций одного из знаковых Педро Хименесов — El Candado, в котором сахара больше 400 граммов на литр — с разными чаями. И остались очень довольны результатом.

Рубиновый тайваньский и El Candado в изборской травке. Фотография Ольги Никандровой

В дело тогда пошли Рубиновый Тайваньский, Цзинь Цзюнь Мэй, черный лаосский №111, какой-то добротный Пэн Фэн и не менее добротный шу-пуэр, которые на время дегустации были временно признаны черными чаями, и Дарджилинг первого сбора. Тоже хороший. Ну и шэн, Цзюньшань иньчжэнь и Лишань улун тогда тоже с хересом были опробованы, уже из академических соображений. Интереснее и ярче всего взаимодействовали со сладким хересом чаи с выраженной терпкостью. Даже шэн-пуэр…

Все эти опыты мы ставили с чем и сладким хересом в 2012-2013 годах. Сейчас, с высоты, так сказать, прошедших десяти лет, я могу сказать по этому поводу вот что. Совсем не обязательно для пары «чай и сладкий херес» сильно выпендриваться с чаем. Добротный крепкий черный чай из супермаркета базовую чайно-хересную тему раскроет вполне неплохо. Но если бы меня попросили сделать красиво и не ограничивали в выборе напитков, я бы взял Cream от Bodegas Tradición и Рубиновый Тайваньский. Потому что в этом сочетании, помимо стандартной гармонии между сладким и терпким, еще и отлично рифмуются ментоловые нотки, которые есть в каждом из напитков.

Трейл-марафон «Мацеста Чай»

4 ноября под Сочи прошел трейл-марафон «Мацеста Чай», часть маршрута которого проходит по чайным плантациям. Трейл-марафон — это когда ты идешь или бежишь по природному ландшафту — и, как вы понимаете, на сложность марафона этот самый ландшафт влияет очень сильно. Одно дело бегать по равнинным плантациям где-либо в Кении или в Ассаме. И совсем другое дело — по горам в Краснодарском Крае. Оценить, что из себя представляет маршрут мацестинского трейл-марафона, можно по короткому ролику одного из участников прошлогоднего забега. И это он еще не на самую длинную дистанцию подписался.

В этом году в марафоне приняли участие почти 100 человек из разных городов России. Вышли они на самые разные дистанции, от 2 до 50 километров. Кто-то бежал, кто-то скандинавски шел — мероприятие рассчитано на людей любого уровня подготовки. Замечу, также, что упомянутые Ассам и Кения — это не для красного словца. Чайный марафоны — ну то есть забеги по чайным плантациям — штука распространенная и популярная, они проводятся во многих чайных странах. Чайные плантации для бега отлично подходят — кустики невысокие, рельеф, если брать в мировом масштабе, на любой вкус, сезон, комфортный для бега, тоже почти везде подобрать можно. Бегай — не хочу. И, насколько я понимаю, есть люди, которые целенаправленно такие марафоны коллекционируют. Ну то есть ездят то на Шри-Ланку, то в Краснодарский Край — и там бегают.

Участники трайл-марафона на мацестинских чайных плантациях. ВК-группа мероприятия

Я бы сбегал при оказии. Пока могу еще это делать без острых приступов самокритичного хохота. Если мацестинский марафон вам интересен, подпишитесь на их ВК-группу — если все хорошо будет, то в будущем году марафон опять состоится.

24% модных китайских чайных закрываются в младенчестве

Немного бизнес-статистики, для солидности. 24% всех актуальных китайских чайных — ну то есть таких, которые торгуют молочным чаем, сырным чаем, боба чаем и прочим странным чаем — закрываются в течение первого года своей работы. 60% — в течение первых трех лет. На самом деле, это довольно неплохие показатели. Тех же независимых кофеен — ну то есть не сетевых, а типа авторских и крафтовых — в зависимости от страны и ряда других нюансов в первый год работы закрывается от 50% до 75%. Однако китайские специалисты считают такой процент неудач чайных достаточно высоким и полагают его признаком переформатирования актуального чайного рынка. И судя по всему, основной тенденцией этого рынка станет его демократизация и, если можно так выразиться, успокоение.

Не секрет, что одним из основных драйверов рынка актуальных чайных напитков является ажиотажный, на грани истерики, спрос на новинки. Высокая пропускная способность таких чайных и возможность приобретения напитков на вынос позволяют использовать для их продвижения приемы работы со скоплениями людей. Например, динамичные очереди, которые привлекают внимание самим фактом своего наличия и к которым многие присоединяются потому, что время нахождения в очереди невелико из-за быстрого обслуживания. Некоторые крупные сети китайских чайных призвались в искусственном создании таких очередей — ну то есть, грубо говоря, они нанимали людей для совершения покупок и создания ажиотажа. И не факт, что те сети, которые ничего такого не признали, подсадных уток не использовали.

Ну и все самые актуальные методы современного сетевого маркетинга все эти актуальные чайные тоже очень активно используют — но это уже даже не очень интересно.

Heytea Mini. www.yicaiglobal.com

Конечно, бесконечно поддерживать перегретый потребительский интерес крайне сложно. И если быстрая утомляемость потребителей каждым конкретным напитком в формате баблишных или аналогичных чайных достаточно легко компенсируется постоянным вводом новинок, то усталость потребителей от самого формата актуальных чайных напитков компенсировать достаточно сложно. Тут уже приходится играть или ценой, или принципиальным расширением ассортимента. И то не факт, что это сработает — попытка китайской сети Heytea запустить сеть демократичных чайных Heytea Mini оказалась, например, неудачной, проект недавно свернули. Есть, впрочем, и удачные примеры — дешевая сеть Mixue Ice Cream and Tea, о которой я уже как-то рассказывал, развивается очень бурно. И этот проект как раз отличается от классических баблишных и ценой, и форматом — там дешево и, помимо чая, есть мороженое.

И да, совершенно непонятно, как на развитие этого рынка повлияла пандемия. С одной стороны, она подрубила живую торговлю. С другой — привела к бурному росту сервисов онлайн-торговли, благо формат позволяет. С третьей стороны, потребители за время пандемии успели соскучиться по уличным чаям и традиционному консумерскому бихавиору. С четвертой стороны, благодаря той же онлайн-торговле снизился процент спонтанных эмоциональных покупок и увеличился процент покупок и дегустаций осознанных — что для такого рынка крайне нежелательно…

Все очень запутано, короче. Но если хотите, можете начинать умные разговоры о начале заката эры чайных напитков в прозрачных пластиковых стаканах. Сейчас вообще благоприятное время для многозначительных прогнозов и бизнес-футурологии — реальность превращается в сплошной форс-мажор, которым можно объяснить любые ошибки аналитики и прогнозирования. 

Чай и риск развития рака молочной железы

До недавнего времени в ответ на вопрос о пользе чая я рассказывал одну и ту же историю. Историю про японское исследование, отчет о котором попался мне на глаза лет, наверно, пятнадцать назад. В том исследовании мониторилось состояние здоровья и рацион нескольких десятков тысяч женщин на протяжении пятнадцати, кажется лет. И по результатам этого мониторинга было обнаружено, что у тех женщин, которые в течение всего времени наблюдения выпивали в день не менее трех чашек чая в день, на два процента снижался риск развития рака молочной железы.

То исследование, на мой взгляд, отлично демонстрировало тот факт, что чай, в общем, штука полезная. Но в частности — если перенести его действие на конкретного человека, его полезностью можно смело пренебречь. Ну а теперь вот китайские ученые опубликовали работу, в которой соотнесли риск развития рака молочной железы и потребление чая уже у 350 тысяч женщин — и не нашли никакой связи между этими двумя явлениями.

Схемища из исследования. www.ncbi.nlm.nih.gov

О чем я теперь буду рассказывать на дегустациях, даже и не знаю. Вся надежда на то, что в новой работе исследовался не зеленый чай, а чай вообще. А так как работа основана на данных британского «Биобанка», то можно считать, что чай там учитывался почти исключительно черный. Так что небольшая лазейка для зеленого чая еще осталась. 

Органический или без пестицидов?

Китайские специалисты провели любопытное исследование, имевшее своей целью выяснить, за какую маркировку товара потребители готовы переплачивать. В качестве исследуемых образцов маркировки они изучали логотип органичности продукта, логотип, извещающий об отсутствии в продукте пестицидов, региональный бренд и национальный бренд.

С органическим логотипом все понятно — он стандартный. Логотип, сообщающий об отсутствии пестицидов, исследователи придумали сами. Региональные и национальные бренды — это, соответственно, логотипы или другая символика, привязывающая товар к конкретному региону или подтверждающая принадлежность к марке, известной на уровне всей страны. Ну типа «покупай местное» против «покупай всем известное».

Основная фишка исследования была в сравнении важности информации об органичности и информации об отсутствии пестицидов. Региональные и национальные бренды были включены в исследование из чистой добросовестности, как дополнительные факторы, влияющие на принятие решение о покупке. А с органичностью и отсутствием пестицидов заковыка вот в чем.

То, что органический логотип привлекает внимание покупателей и, при прочих равных, они выбирают органические продукты, известно давно. Ну то есть это классная маркетинговая фишка. При этом получение органического сертификата — это напряжное и дорогое удовольствие, которое недоступно значительной части малых и средних производителей сельхозпродукции. 

Вместе с тем существуют исследования, разбирающие структуру органичности и выясняющие, какой из факторов, позволяющих продукту получить органический сертификат, наиболее важен для потребителей. Согласно этим исследованиям, больше всего потребителей в органических продуктах радует отсутствие пестицидов и гормонов роста. Ну, чем много лет пугали, того и боятся.

Вот китайские коллеги и озадачились — а что если дорогую органическую сертификацию заменить более доступной проверкой на пестициды и просто писать на упаковке что-то типа «без пестицидов», при этом намекая потребителям, что эта этикетка означает отсутствие в технологическом цикле производства продукта не только пестицидов, но и прочей сельхозхимии, типа гербицидов и синтетических удобрений.

Я бы лично с такой маркировкой выбрал третий вариант (C). www.ncbi.nlm.nih.gov

В качестве подопытного продукта использовался зеленый чай — собственно поэтому я и зацепился за эту новость. И оказалось что да, фантазийный логотип, сообщающий об отсутствии пестицидов, достаточно эффективно повышает интерес потребителей к чаю и увеличивает продажи. Похуже, чем органический логотип — что и понятно, с учетом раскрученности органичности — но все равно заметно.

Если все очень сильно упрощать, то за органический статус чая готовы переплачивать примерно 40% покупателей, за информацию об отсутствии пестицидов — 20%, за региональность —14%. Кроме того, эффективны с маркетинговой точки сочетания типа «покупай местное и органическое» и «покупай местное и без пестицидов». Женщины и потребители с высоким доходом больше ведутся на органические этикетки, а потребители с высшим образованием — на информацию об отсутствии пестицидов.

Это исследование и эта новость интересны не только тем, что они разбирают поведение потребителей. Оно как раз немного предсказуемо, исследование просто добавило к принципиальному пониманию несколько чисел. Интересно оно еще и тем, что в современном мире органическая сертификация постепенно превращается — если уже не превратилась — в инструмент мягкой монополизации рынка. И в этом смысле, если включить немного конспирологии, описываемое исследование можно воспринимать как намек на создание параллельной органику системы потребительских ценностей, основанных на гипервнимании к безопасности продуктов.

И это правильно, на самом деле. 

Государственный чайный проект

Российский Forbes опубликовал большой материал, посвященный судебным разбирательствам, связанным с использованием чайных земель в Краснодарском Крае. Пересказывать этот материал смысла нет, если кому интересно, прочтите сами. Замечу только, что как и во многих других сложных юридических ситуациях при дилетантском взгляде со стороны все, что происходит сейчас с действующими и заброшенными чайными плантациями под Сочи исчерпывающе описывается фразой «Все молодцы».

Опять мацестинские чайные плантации. www.forbes.ru

Ну и ремарка о возможном создании государственного чайного предприятия, присутствующая в статье, любопытная, конечно. Мне неизвестно, насколько достоверна эта информация. Но если предположить, что такие планы есть, то вызывают они противоречивые мысли. Ну потому что многие из нас неплохо помнят советский чайный проект — а некоторые даже неплохо представляют себе весь тот комплекс достоинств и недостатков, из которых он состоял.

Советский чайный проект, со всеми его безусловными достижениями, был проектом полностью государственным. Который, кроме всего прочего, на протяжении многих лет эффективно использовал пассионарность многочисленных чайных энтузиастов. И, в итоге, сыграл в истории некоторых стран, входящих в прошлом в состав Советского Союза, не только чайную, но и цивилизационную роль. При этом советский чайный проект исчерпал себя — причем еще до развала Советского Союза — в результате ошибочного позиционирования. Которое, естественно, тоже было государственным.

А в нескольких десятках километров от бывшего советского чайного проекта — в Турции — работает чайный проект, который, во-первых, тоже во многом является государственным, во-вторых, изначально был дочерним по отношению к тому же грузинскому чаю, в-третьих, работает в той же нише, в которой работал проект советский и, наконец, в-четвертых, вполне успешен и самодостаточен. И является отличным примером того, что долгосрочное стратегическое планирование, как правило недоступное частному бизнесу в условиях рискованного северного чаеводства и возможное только при участии государства, имеет смысл.

Короче говоря, все сложно. Ну и все молодцы, конечно. 

Гречишный чай и Pims

Кстати, о Forbes. Это издание время от времени, но достаточно подробно пишет о современных чайных бизнесах — читать такие материалы интересно и крайне поучительно. Их, конечно, сложно использовать как прямое руководство к действию — далеко не у всех есть такие стартовые возможности, как у героев этих материалов. Но менее полезными и интересными они от этого не становятся.

Если актуальный чайный бизнес вам в принципе интересен, я бы рекомендовал прочесть две статьи — про проект Nature’s Own Factory, занимающийся гречишным чаем, и про московские баблтишные широкого профиля Pims. Информацию из этих статей нужно, конечно, немного фильтровать — и учитывать, например, магическое мышление, которое часто включается у успешных бизнесменов. Оно обычно проявляется в том, что такой бизнесмен начинает считать главной причиной своего успеха не сложное сочетание собственного труда и удачного стечения обстоятельств, а какую-то простую супер-идею или простой супер-принцип. Заниматься бизнесом такое мышление, кстати, очень помогает — но только его носителю. Пытаться повторять чужую магию бесполезно, нужно вырабатывать свою.

Немного Пимса. pimstea.com

Поэтому читать и анализировать упомянутые и похожие статьи нужно не как источник идей и решений — поверьте, там нет ничего экстраординарного. А как описание совокупности факторов, с которыми взаимодействовал бизнесмен. Ну, грубо говоря, надо понимать, что возможность выхода на топовых блогеров и развитые и благополучные семейные связи в сто раз важнее содержания конкретных постов и конкретных бесед с состоятельным родственникам. Это вроде как банально и все это понимают — но как только дело доходит до реальной работы, люди все равно часто поддаются очарованию идей и решений — и напрочь игнорируют оценку условий, в которых эти идеи и решения реализовывались и принимались.

Завершение чайных курсов в ИОМ РАНХиГС

Сергей Хорольский отчитался в своих соцсетях о проведении последнего занятия курса «Школа чайного мастерства — Чайный сомелье», который он читал на факультете гостеприимства ИОМ РАНХиГС. Итоговым заданием для студентов стало составление чайных карт для заведений разного профиля и их публичная защита. 

Сергей Хорольский на фоне студентов

Будет просто здорово, конечно, если чайные курсы войдут в учебный план подготовки специалистов для индустрии гостеприимства на постоянной основе. Хотя бы в одном вуза. А там, глядишь, и другие подтянутся — и приятный феномен превратится в не менее приятную систему. Сергей, мои поздравления.

Размышление о горьком

Некоторое время назад было опубликовано несколько научных работ, связывающих генетическую предрасположенность к восприятию горького вкуса со склонностью к потреблению тех или иных напитков. Там, если очень сильно упрощать, все сводилось к тому, что если человек острее воспринимает горький вкус, то предпочитает чай, а если слабее — то предпочитает кофе. Ну типа потому, что горечь в кофе более интенсивная, и если у человека восприятие горечи обострено, то для него кофе слишком горький, поэтому он выбирает чай. 

В самом первом приближении такое объяснение сгодится. Его даже можно развернуть в лестную для чайников сторону, объявив всех любителей чая натурами тонкими и деликатными, а всех ценителей кофе — грубыми и примитивными. Но, как вы прекрасно понимаете, все не так-то просто.

Во-первых, значительная часть потребляемого в мире кофе и чая выпивается не в чистом виде, а с добавками — например, с молоком и сахаром — которые полностью меняют вкус напитка. И в первую очередь маскируют его горечь. Эспрессо и сладкий капучино, равно как чистый черный чай и черный чай с молоком и сахаром — это разные с гастрономической точки зрения напитки. И лобовой подход «толерантен к горькому и ценишь его нюансы — пьешь чай, не разбираешься в горьком — пьешь кофе» тут уже работает разве что как один из влияющих на выбор напитка факторов.

Во-вторых, нюансы горького вкуса мы различаем гораздо тоньше, чем нюансы всех остальных вкусов. Ну просто потому, что горькими вкусами в природе чаще всего обладают вещества ядовитые. В отличие, например, от вкуса сладкого, с которым все просто — если сладкое, значит углеводы, надо срочно есть, это энергия. А с горьким надо разбираться, чтобы понимать, чего можно съесть немного, а от чего сразу в ящик сыграешь. Или ласты склеишь — думаю, что в те времена, когда эти механизмы формировались, ящиков еще не было. Так что эволюционно мы все — знатоки горького в значительно большей степени, чем знатоки кислого, соленого или сладкого. 

А это значит, что относиться к горечи «по площадям», как к единой и неделимой категории, немного некорректно. Потому что горечь горечи рознь. Ну вот, например, в 2018 году группа китайских ученых изучила связь восприятия горечи с потреблением чая, кофе и алкоголя. Но не просто горечи, а горечи кофеина, хинина и пропилтиоурацила. Тут надо понимать, конечно, что речь шла не только о веществах, содержащихся в чае, кофе и алкоголе — а еще и о характерной для них горечи. Ну это как когда мы говорим о нотах чернослива в аромате чая, мы далеко не всегда подразумеваем, что в чае присутствует чернослив.

Поясняющая картинка. www.nature.com

Так вот, оказалось, что генетическая склонность к более острому восприятию горечи кофеина связана с высоким, в том числе и экстремально высоким — более четырех чашек в день — потреблением кофе. При этом обостренное восприятие горечи хинина и пропилтиоурацила было связано со сниженным интересом к кофе. А с чаем все наоборот — чай пьют те люди, которые менее восприимчивы к горечи кофеина, но более восприимчивы к горечи хинина и пропилтиоурацила. На потребление алкоголя восприятие кофеиновой и хининовой горечи не влияют никак, в отличие от обостренного восприятия горечи пропилтиоурацила — такие люди пьют алкоголь меньше.

Тут, конечно, так и подмывает сделать вывод о том, что любители кофе примитивно реагируют на психоактивный кофеин, маркером которого является специфическая горечь. А любители чая — все как один натуры гастрономически утонченные и предпочитают благородную горечь хинина и пропилтиоурацила. Но я такой вывод делать не буду. 

Чайный кальян в церемониальном стиле

В Японии группой чайно-кальянных энтузиастов разработан концепт чайного кальяна, выполненного в эстетике японской чайной комнаты. Чайность этого кальяна состоит, во-первых, в том, что дым в нем проходит через настой свежезаваренного чая. В этой теме, как вы понимаете, ничего нового нет, кальяны на чае достаточно популярны, причем существуют и специальные рецепты чая для кальяна и даже дискуссии по поводу того, как лучше заваривать чай — прямо в колбе или отдельно. Новое же в этом кальяне (и это во-вторых) то, что в нем «курится» не табак, а чайные листы, пропитанные жидкостью для пара и сиропом со вкусом чая, заваренного в колбе.

Как-то так, да. Ochill

Что же касается эстетической составляющей, то конструкция кальяна «драпирована» деревянно-бумажными панелями, отдаленно напоминающими традиционные японские перегородки сёдзи и изготовленными по всем японским правилам и из традиционных японских материалов. Так что если установить такой кальян в комнату для японской чайной церемонии, то он туда совсем неплохо по стилю впишется. А если поставить его в обычную квартиру, то он будет сильно напоминать подставку под цветочный горшок, причем не очень надежную. 

Чайная настолка и другие игры

Коллеги из красивого чайного проекта Renegade Tea Estate, работающего в Грузии и известного, прежде всего, сдачей в аренду и персонализацией небольших участков чайных плантаций, разработали настольную игру Legendary Tea Farmer. И запустили краудфандинговую кампанию по сбору 25000 евро на выпуск ее первого тиража. Базовое пожертвование составляет всего 45 евро без стоимости доставки, в обмен на которые можно будет получить коробку с игрой. Хардкорное пожертвование в 999 евро включает в себе три коробки с игрой, мешок чая и аренду небольшого чайного сада на 20 лет. Там еще такую табличку поставят с вашим именем, целая чайная плантация с табличками с именами очень на жизнерадостное кладбище похожа, это стильно… Да, если решите поучаствовать в кампании, то обратите внимание, что в Россию, Белоруссию, Афганистан и на Украину игры не поставляются.

Симпатичные коробочки. gamefound.com

Стилистически Legendary Tea Farmer напоминает довольно известную настолку Viticulture, которая локализована в России под названием «Виноделие». Эта игра вышла в 2013 году, первый ее тираж тоже, насколько я помню, был выпущен на краудфандинговые средства. Так что, вполне возможно, что «Ренегаты» при разработке чайной игры вдохновлялись именно «Виноделием». Катерина, спасибо большое за новость!

Ну и тут, конечно, нельзя не напомнить о вышедшем еще весной 2021 года симуляторе чайного сада. На момент открытия раннего доступа на Steam этот симулятор назывался Two Leaves and a Bud, а сейчас он называется просто Tea Garden Simulator. Этот симулятор требует достаточно тщательного изучения принципов и технологий выращивания и производства чая, так что его можно смело использовать в качестве игрового учебного пособия.

Лирическое и недолговечное

Руби Сильвиус (Ruby Silvious), американская художница, большую часть своих работ выполняющая на чайных пакетиках или из чайных пакетиков, нарезала на днях чайников и другой чайной утвари из осенних листьев. Я этими миниатюры рассматривал-рассматривал, вспоминал собственные поделки из осенних листьев — и вдруг понял, почему работы Руби меня так притягивают. 

Такая вот недолговечная красота. Ruby Silvious

Она использует в своем творчестве очень недолговечные материалы. Чайные пакетики быстро деформируются — поэтому едва ли ее акварели, сделанные несколько лет назад, сейчас и живьем выглядят также, как на фотографиях. Про осенние листья и говорить нечего — они изменятся в течение нескольких дней.

Вот и получается, что работы Руби Сильвиус — это не столько самостоятельные миниатюры с собственной художественной ценностью, сколько декларация мастерства художника. Что-то типа заявления «мне не очень важна сохранность каждой конкретной работы, я в любой момент могу сделать что-то новое». Это очень близкий мне и очень чайный, простите за такое определение, подход… Ну а если вы еще не видели работ Руби, вот ее сайт и фейсбук, полюбопытствуйте. 

Развитие рынка травяного чая

Агентство Future Market Insights опубликовало прогноз развития рынка травяного чая до 2026 года. Специалисты агентства предполагают, что за ближайшие четыре года этот рынок вырастет почти в два раза, с 3,7 миллиардов долларов до 7,3 миллиардов долларов. Факторы, предопределяющие такой рост, большей частью, банальны — забота о здоровье, разнообразие вкусов, внимание к травяному чаю лидеров мнений и так далее. Однако есть среди этих факторов один действительно любопытный. Это рост лояльности потребителей к чайным пакетикам из-за повышения их экологичности. Ну там биоразлагаемость и все такое прочее.

Лаванда и апельсин
Лаванда и апельсин. © Ольга Никандрова

Фокус в том, что практически для всех травяных смесей — именно смесей, а не чистых трав — чайные пакетики являются наиболее предпочтительным видом упаковки с точки зрения качества напитка. Потому что такая фасовка предотвращает расслоение травяных смесей в процессе хранения. Ну, грубо говоря, если смешать без измельчения цветки ромашки, кардамон, сосновые иголки, зеленый чай и листья шалфея, то через пару месяцев хранения такой смеси в стограммовом, например, пакете, кардамон провалится на дно пакета, ромашка останется наверху, а остальные компоненты распределяются по пакету настолько хаотично, что каждое заваривание этой смеси будет кардинально отличаться от исходного рецепта. С пакетиками таких проблем нет, они отлично обеспечивают стабильность травяной смеси в процессе хранения. Ну а так как на рынке травяного чая смеси — наиболее интересный сегмент — лояльность к пакетикам как к виду упаковки означает и большее внимание потребителей к самим смесям. Вот такая загадочная логика.

Что же касается прогнозов по мелочам, что специалисты Future Market Insights предсказуемо предполагают, что наибольшей популярностью будут пользоваться чайно-травяные смеси на основе зеленого чая. И немного неожиданно предсказывают особое внимание потребителей к имбирным чая. Как к наиболее забористым, наверное.

Ролик о трех чаях из провинции Чжэцзян

Наткнулся на днях на короткий и предельно понятный ролик, поясняющий традицию подачи трех чаев — Сань Дао Ча — в том ее варианте, в котором используется чай с рисовыми чипсами. Сань Дао Ча, напомню, это такой способ подачи чая, при котором гостю подаются три варианта напитка. Например, горький, сладкий и пряный, как в некоторых областях Юньнани. Причем горький, сладкий и пряный в данном случае — совсем не описание тонких вкусовых нот чая. Это конкретные и яркие вкусы, которые только в случае с горьким чаем удается получить без всяких разных добавок. 

Бывают Сань Дао Ча с явным намеком на обед из трех блюд, когда сначала подается любой чай с закусками, потом чайные яйца, потом — залитые чаем орехи, цукаты и сухофрукты. Ну то есть закуска, горячее и десерт. Ну и есть вариант, в котором на первое подается сладкий чай с рисовыми чипсами, на второе — соленый чай с овощами и бобовыми, а на третье — чистый зеленый чай. Это, кстати, один из немногих вариантов Сань Дао Ча, где подается чистый чай, заваренный адекватным с чайной точки, способом.

Чжэцзянский Сань Дао Ча. www.news.cn

Вариант «сладкий, соленый, чистый» распространен в ряде областей провинций Цзянсу и Чжэцзян — тот ролик, о котором идет речь, был снят как раз в провинции Чжэцзян, в округе Дэцин. А главная ценность ролика, на мой взгляд, состоит в подробном пояснении изготовления рисовых чипсов в воке. В нашей культуре такие блюда встречаются редко, поэтому на пальцах объяснять процесс их приготовления, состоящий в том, что рисовая масса размазывается тонким слоем по внутренней поверхности вока, а затем запекается и отшкрябывается, достаточно сложно. А видео посмотрел — и сразу все понятно.

Ну а дальше тем все просто. Рисовые чипсы с сахаром и розовыми лепестками или другими цветами заливаются чаем — и получается красивый сладкий напиток. Для приготовления соленого чая чаем заливается смесь из копченой или какой-либо другой фасоли и произвольного набора чаще всего соленых фруктов и овощей — например, соленых корочек апельсина, побегов бамбука, сушеной моркови, кунжута и так далее. Все эти ингредиенты после выпивания настоя съедаются. Ну а чистый или прозрачный чай — это какой-либо местный зеленый чай сам по себе. В торжественной подаче — какой-либо очень хороший. В повседневной — попроще.

Все три чая можно готовить подавать в гайванях, только к ним обязательно нужно будет подать палочки. Чтобы фасоль вытаскивать. Красивый формат, на самом деле — технически очень простой и очень легко локализуемый под любые местные чаи и продукты. Хоть под колбасы великолукского мясокомбината. 

Чайные полифенолы и депрессивные симптомы у пожилых людей

Группа французских ученых изучила, как высокий уровень потребления полифенолов вообще и чайных полифенолов в частности связан с риском развития депрессии у пожилых людей. У молодых, говорят, влияние высокого потребления полифенолов на снижение риска депрессии выявлено, а по пожилым таких исследований не было.

Судя по куцему бесплатному описанию, изучалось, причем в течение длительного времени, потребление полифенолов естественным способом — то есть через продукты питания и напитки, постоянно присутствующие в рационе. А риск развития депрессии оценивался через появление депрессивных симптомов — подавленного настроения, усталости, потери удовольствия и так далее. Причем отдельно изучался эффект от потребления, скажем так, чайных полифенолов и полифенолов нечайных. Нечайные полифенолы никак с риском развития депрессии связать не получилось, а вот потребление чайных полифенолов — ну то есть потребление чая, фактически, привело к снижению частоты появления депрессивных симптомов на 27%. Это довольно много.

Корейский чай док ча (дон ча).
Корейский чай док ча (дон ча). К тексту отношения не имеет

Замечу, кстати, что счастливое большинство людей относится к депрессии иронично, полагая под депрессией временное снижение настроения, которое можно легко исправить веселым сериалом, дружеской беседой или там алкоголем. Это не так. Депрессия — это тяжелое заболевание с серьезными личными и социальными последствиями. И если от чая людям, которые находятся в зоне риска, будет хоть немного полегче, это очень хорошо. 

Фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».