При составлении чайных купажей и чайно-каких-либо блендов время от времени возникает проблема, которую можно назвать проблемой объема. Проще всего суть этой проблемы пояснить на примере травяной смести, которая должна быть расфасована по пакетикам. Представьте себе, что в состав такой смеси входят компоненты, которые уже при очень небольшой дозировке обеспечивают необходимый уровень вкуса и аромата готового напитка. Ну то есть их реально нужна капелюшечка, которая в стандартном чайном пакетике просто не будет заметна. Потребителю почти пустой пакетик не понравится, он заподозрит, что посредством напитка ему пытаются привить гены носорога — а этого никому не хочется.

Проблема объема не является чисто индустриальной, она может возникнуть и в быту, при составлении чайных смесей своими руками с использованием компонентов с ярким вкусом и/или ароматом — например, лаванды и апельсина, описанных в прошлом посте. На условный килограмм чая лаванды и апельсина нужно не много, распределить такие добавки по чаю абсолютно равномерно сложно даже с использованием специального оборудования, поэтому часто возникает совершенно дурацкая ситуация.

Представьте себе, что для оптимального заваривания смеси необходимо, чтобы в чайнике оказалось 5 маленьких корочек апельсина и 5 цветков лаванды (пропорция условная, чисто для примера). Дозировка чая при этом зависит от характеристик чая. Иранского или турецкого, предположим, может понадобиться 5 грамм, а цейлонского или ассамского — 2 грамма. При таких дозировках довольно часто возникает ситуация, когда в каждой конкретной порции, выбранной для заваривания, оптимальная пропорция добавок будет нарушаться. Причем чем меньше порция, тем сильнее будет отход от оптимальных пропорций. Мало того, мелкие порции еще и неудобны в быту — даже самые отмороженные чайники суете с весами и подсчетом лавандовых цветков и апельсиновых корок предпочтут более простые операции с чайной ложкой.

На так вот. Если при соотношении «примерно 5 грамм иранского чая, примерно 5 лавандинок и примерно 5 корочек» чай, чаще всего, будет вкусным и оперировать с ним быту будет более или менее удобно, то замене иранского чая на индийский все летит в тар-тарары. Попытка сбалансировать более насыщенный чай увеличением содержания лаванды и апельсина приведет к общей настырнизации напитка, получаемого при заваривании комфортной в испольщовании дозы (например, упомянутой уже 5+5+5). А уменьшение дозировки чая не только неудобно, но и повышает нестабильность результата при каждом заваривании. Короче говоря, получается такая же незадача, как при индустриальном производстве чая, только в крафтовый профиль.

Решить проблему дополнительного объема бленда можно двумя способами. Первый способ, как уже, наверное, стало понятно из сделанных оговорок, состоит в использовании низкоэкстрактивного чая — и нашим личным фаворитом в этой роли является уже упомянутый чай иранский. Второй способ состоит в том, чтобы добавить в готовую с точки зрения вкуса и аромата смесь что-либо чисто для объема. Причем это «что-то» должно не только успешно занимать место, но и быть, в идеале, натуральным, доступным (читай — очень дешевым) и иметь очень слабый вкус (в идеале вообще никакого). Если кроме всех этих свойств этот «компонент пустоты» будет еще и обладать какими-либо дополнительными свойствами (например, будет красивым), то будет вообще прекрасно.

При производстве травяных и чайно-травяных блендов в больших объемах в таких целях может использоваться, например, лемонграсс. У этой травки, конечно, есть свой аромат, но он легко теряется на фоне ароматов более ярких компонентов. Мало того, про лемонграсс можно запросто писать на этикетке — звучит очень убедительно.

В ярких и чисто травяных домашних смесях на роль такого наполнителя хорошо подходит зверобой — у него, конечно, заметный и характерный вкус, но его тоже легко замаскировать (хотя бы душицей и чабрецом), а базовую фактуру он обеспечит отличную.

Лапчатка декоративная в процессе сушки. © Ольга Никандрова
Лапчатка декоративная в процессе сушки. © Ольга Никандрова

Но нашим любимым семейным компонентом пустоты является лапчатка декоративная. Она же Potentílla (Dasiphora) fruticosa, дазифора кустарниковая, лапчатка кустарниковая и пятилистник кустарниковый. У нее тоже есть свой вкус и его, как известно, можно сделать доминирующим (да-да, этот тот самый курильский чай). Но для этого декоративной лапчатки нужно много. А если добавлять ее понемногу в чайные смеси, то на вкусе она никак не скажется, а вот удобный объем создаст.

Мало того, лапчатка декоративная очень красива в бленде. В дело идут ее цветы с небольшим количеством листьев, а цветы эти при высыхании не теряют ни своей лаконичной формы, ни своего цвета — желтого, белого или розового. Поручается очень нарядно.

Так что если вам при составлении чайного бленда не поймать удобного баланса компонентов — попробуйте добавить в него красивой пустоты. Может сработать.

И вот еще, кстати. Лапчатка декоративная — не единственная лапчатка, с которой можно проводить чайные эксперименты. Есть еще лапчатка прямостоячая, известная в народе как Potentílla erécta или калган. Работа с этой невысокой, но, безусловно, прямостоячей травой сложнее, чем с ее декоративной тезкой, потому что в случае с калганом в дело идут корневища. Это забавный поделочный материал — если достаточно крупное корневище калгана нарезать небольшими пластинками толщиной около сантиметра, то при высыхании эти пластинки прикольно ссохнутся и из них, после небольшой полировки, можно наделать амулетов. Латинское название калгана как бы намекает на то, что такие амулеты можно продавать как верное средство для повышения мужской силы — но, увы, небольшой размер и общая сморщенность таких изделий сделают этот маркетинговый заход неубедительным. Поэтому придется нафантазировать что-то другое.

Ну а если серьезно, то корневище калгана можно просто настоять на водке и подливать полученный настой коньячного цвета по чайной ложечке в черный чай. Но это уже совсем другая история.