Написанная полгода назад заметка «Чай в Казахстане. Первый взгляд» как бы намекает, что пора описывать результаты второго, третьего и всех остальных взглядов. Тем более, что развитых чайных традиций и ярких чайных феноменов в Казахстане хватит не только на второй и третий взгляд — их тут можно изучать и долго и вдумчиво.

И начать я хочу с феномена скорее посудного, нежели чайного — но яркого, дорогого и богатого. Этим феноменом является Дом Фарфора Karlen Sarai. Он открылся в июле этого года и работает с художественным фарфором и, в меньшей степени, с другой подарочной посудой. 

Фарфор для Karlen Sarai изготавливается в Гонконге, но разрабатывается казахстанскими дизайнерами и выполнен, большей частью, в парадной национальной эстетике в широкой и творческой ее интерпретации. В ассортименте проекта есть и столовые сервизы,  и кофейная посуда, и кружки, которые можно условно считать офисными, и стекло — в том числе и стаканы с подстаканниками. Но самая яркая часть коллекции — это, конечно, чайные сервизы. Составленные из чайника и чайных пар или из чайника и пиал.

Интерьер и сервизы

Честно говоря, я давно уже не заглядываюсь на чайные сервизы как на посуду для приготовления и подачи чая. Дома и в повседневных чаепитиях сервизы просто не очень удобны. В форматы чайных шоу-дегустаций, в которых я обычно работаю, сервизы не вписываются совсем. Для профессиональной оценки чая они тем более не нужны. Так что к сервизам я отношусь исключительно как к арт-объектам или как к статусным предметам, типа наградного оружия.

При этом я никогда не отказываю себе в удовольствии использовать чайные сервизы — в том числе и самые красивые — по непосредственному назначению. Случается это крайне редко — и такие чаепития носят для меня деликатесный характер. Ну то есть характер удовольствия, смысл которого состоит в том числе и в редкости.

Травяной чай «Хазрет»

Так вот. С точки зрения приобретения чайной посуды и для меня лично Дом Фарфора — это, скорее, художественная экспозиция, нежели магазин. Посмотреть очень интересно, покупать смысла почти нет. Почти — потому что некоторые их пиалы неплохо подойдут для фотографирования чая, так что я не зарекаюсь. Ну и сувенирный потенциал этой посуды очень высок, конечно.

А вот с точки зрения «красиво выпить чаю» Karlen Sarai — чудесное место. Потому что там, прямо среди полок с фарфором, стоят два столика и есть небольшая барная стойка. И можно заказать чай и разные десерты. Обычный чай там можно игнорировать — ничего интересного. А вот какой-либо авторский чай — травяной, черный с молоком, зеленый с яблоками или еще один, которого я не запомнил — нужно попробовать обязательно. Потому что такой чай подается в разных сервизах из тех, что стоят на полках — и это очень красиво. И еще, пожалуй, можно заказать кофе по-казахски — его тоже подадут в красивой чашке, с молоком и с пищевым золотом. И это тоже красиво. Десерты фотогеничные и очень сладкие — к этому надо быть готовым.

Снова травяной чай «Хазрет»

Еще раз. Karlen Sarai — это не кафе и не чайная. Кафе там есть рядом, если хочется просто чая-кофе-вкусняшек, то лучше сразу идти туда. В Karlen Sarai нужно идти за впечатлениями, фотографиями, возможностью взаимодействия с красивой посудой и вот этим странным ощущением, когда поднимаешь чашку с чаем над блюдцем и как-то хочется подчеркнуть особенность момента. Например, мизинчик оттопырить.

Ну и когда уже расплатился и выходишь из магазина где-то на периферии сознания мелькает удовлетворенное «Уф! Ничего не разбил!» Довольно необычная чайная эмоция, надо сказать.

Все статьи цикла Чай в Казахстане.