Алексей Чураков отыскал на просторах интернет-архива другой архив — журнала Tea & Coffee Trade Journal. Архив относится к 1918-1919 годам и содержит сотни страниц убористого текста, старой рекламы, винтажных заголовков, черно-белых фотографий и прочих очаровательных штук, столь характерных для журналов столетней давности. Причем все это дело можно скачать одним файлом и использовать самыми причудливыми способами. Можно просто читать. А можно на основе некоторых страниц этого журнала замечательные элементы интерьера для какого-либо чайного пространства сделать. Просто распечатав эти страницы на крафтовой бумаге и закатав их под стекло и в рамочку.

Структура у интернет-архива достаточно заковыристая, поэтому разобраться с тем что-там к чему относиться не очень просто. Вот я и не стал разбираться. Если кому интересно, вот прямая ссылка на здоровый PDF, можно скачать, читать и наслаждаться. Ну и надо понимать, конечно, что интернет-архив — не единственное место, где можно найти старые номера журнала. Изрядно их, например, и в разных оцифрованных архивах разных библиотек.

Вообще, конечно, Tea & Coffee Trade Journal — явление в чайном мире (и в кофейном, возможно, тоже, но тут мне не оценить) совершенно замечательное. Хотя бы потому, что выходить этот журнал начал в 1901 году и выходит до сих пор. Для человека, живущего в мем-культуре и полагающего, что любое сообщение должно вызывать пароксизмы информационного восторга или нести в себе самое сокровенное знание, этот журнал, пожалуй, будет непонятным. Ну а старым пердунам типа меня следить за ним интересно, ненапряжно и полезно. Хотя бы для того, чтобы отсекать всякие модные тренды и не менее модные термины.

И еще для того, чтобы понять, насколько реальная чайная реальность может отличаться от чайной реальности медийной. В этом смысле очень показательной оказалась заметка о чайном кризисе в России, опубликованная в январском номере 1918 года. Заметка эта описывала реальность страны, менявшейся настолько быстро, что любой напечатанный текст о состоянии чайных дел в нашей стране тех лет терял актуальность еще до выхода из печати. Но не становился при этом бессмысленным — потому что, теряя коммерческую актуальность, этот текст приобретал актуальность архивно-историческую.

Ну и современная чайная аналитика в Tea & Coffee Trade Journal часто такая же. Актуальность у нее спорная, а ситуативная историческая интересность — бесспорная. А еще эта аналитика очень поучительная, если можно так выразиться. Потому неплохо иллюстрирует тот простой факт, что чайная культура является культурой контекстной, прочно связанной с современной ей жизнью и современным ей обществом. Ну просто потому что чай — реально массовый напиток. Это не значит, конечно, что в чайной культуре невозможно возникновение относительно обособленных субкультур, построенных, в том числе, и на изоляции от общего культурного и социального контекста. Ну типа элитных. Еще как возможно — и мы за такими субкультурами регулярно наблюдаем.

Вот только специфически субкультурного в таких субкультурах всегда больше, чем специфически чайного. Что, в общем, тоже совершенно понятно.