Наткнулся в новостях на совершенно обычную новость об очередном небольшом чайном фестивале — на сей раз в Самарканде. Такие фестивали, как вы понимаете, по всему белому свету проходят регулярно и писать о них интересные новости почти также бессмысленно, как описывать попробованные чаи. Я бы и эту новость проигнорировал — но споткнулся об название фестиваля. И об список организаторов.

В Сапарканде вместо любви — культура. Ибо нефиг. bigasia.ru

Фестиваль назывался Teo, Amo kaj la Mondo. А среди его организаторов значится Тяньцзиньская эсперанто-ассоциация. Ну и фестиваль, соответственно, называется тоже на эсперанто. Teo, Amo kaj la Mondo — это «Чай, Любовь и Мир» в переводе с этого причудливого языка. Я никогда и ничего о таком фестивале не слышал, немедля загуглил — и провалился в какую-то параллельную реальность.

Оказывается, в 2019 и 2020 годах в десяти странах, в том числе в России и в Китае, было запланировано проведение чайных мероприятий под, скажем так, зонтичным брендом Teo, Amo kaj la Mondo. Насколько полно в итоге были реализованы эти планы, я не знаю. Никаких следов российской активности я навскидку не нашел, возможно, ковид помешал. Но зато нашел ролик о таком мероприятии в Чехии, в музее эсперанто в Свитави. 

Насколько я смог понять, там, в Свитави, собрали небольшую экспозицию из разных чайных штук и информационных материалов о чае. В том числе и на эсперанто, что меня до крайности удивило. Посмотрите ролик, короче говоря. Я почти уверен, что никогда раньше слушать рассказы о чае на эсперанто вам не доводилось.

Ну и вот, значит, в этом году фестиваль Teo, Amo kaj la Mondo пошел на новый круг. Начиная с Узбекистана, с Самарканда. В Самарканде это мероприятие было фотовыставкой, посвященной чаю и чаепитиям. Что и как будет дальше, я не знаю. К моему большому сожалению, никаких деталей об этой активности мне найти тоже не удалось, хоть в новости и написано, что такие мероприятия пройдут в разных странах. Так что если кто-нибудь что-либо знает о чайных эсперантистах, поделитесь информацией, пожалуйста.

На самом деле, конечно, нет ничего удивительного в том, что у эсперантистов есть своя чайная движуха. Нас же не удивляет, например, чайная активность туристов — тоже всегда немного специфическая. Или клингонская чайная церемония — если уж говорить об искусственных языках и культурах. В ней, правда, используется не чай, но это не важно.

Чай, на минуточку, это напиток, который легко вписывается в любую идентичность, в этом его основная социальная ценность и персональная прелесть. Я даже когда-то статью об этом написал, «Текучий чай в текучем обществе» называется.

Но услышать рассказ о чае на эсперанто все равно было прикольно.