Чайно-литературный пэйринг

Джениффер Биллок — автор, редактор и дизайнер из Иллинойса, специализирующаяся на разных кулинарных штуках — предложила несколько вариантов сочетания английской литературной классики с разными чаями. Ну это когда ты читаешь книжку и пьешь чай, который под эту книжку по каким-либо критериям подходит. Понятное дело, что никаких четких правил для такого пэйринга нет, все такие сочетания являются плодом фантазии каждого конкретного человека — тем любопытнее читать пояснения к чайно-литературным парам. Итак.

Читать «Джейн Эйр» она предлагает под пуэр, потому что пуэр с годами становится лучше, прямо как жизнь главной героини. К «Гордости и предубеждению» подойдет Лунцзин, потому что он такой же капризный, как и герои книги. К «Портрету Дориана Грея» нужно подавать каркаде, потому что он тоже на вид приятный, а на вкус — редкостная дрянь, особенно если постоит. К «Большим надеждам» отлично подойдет Эрл Грей, потому что и в романе, и в маркетинговой истории чая присутствуют приключения и аристократы. «Франкенштейна» нужно запивать индийским чаем с молоком и специями — потому что этот чай, как и монстр Франкенштейна, собирается из разных компонентов и оживляется специями, которые в гастрономии можно считать аналогом электричества. К «Повелителю мух» подойдет аньхойский зеленый чай, известный как Хайсон — его скрученные листочки разворачиваются в горячей воде также как развернулась под влиянием среды жестокость молодых героев романа. «1984» надо запивать Лапсанг Сушонгом, чтобы жизнь медом не казалась. К «Алисе в стране чудес» надо подавать настой клитории с лимоном — потому что он сначала синенький, а если добавить лимона, станет фиолетовеньким. И, наконец, «Грозовой перевал» — отличная пара для дарджилинга. Потому что он тоже сложный и многогранный. Ну а еще потому, что дарджилинг — тоже грозовой.

Сочетания, безусловно, подобраны остроумно. Хотя, конечно, про них гораздо интереснее рассказывать, чем их употреблять. Потому что на словах эти и аналогичные сочетания хороши, а на деле почти никогда не работают. Для того чтобы определенный чай начал как-то особенно сочетаться с определенной книгой, нужно загнать себя в какое-либо измененное состояние сознания.

Чай в честь Мэри Шэлли от www.svtea.com. Подписан как зеленый, однако настой зеленым совсем не выглядит

Кстати, об измененке. Мэри Шэлли — создательница «Франкенштейна» — была большой любительницей зеленого чая. Доподлинно неизвестно, что пили супруги Шелли и Байрон на Женевском озере в начале XIX века. Но если это был зеленый чай, то впору задуматься над тем, как по-разному действует этот напиток на людей разных поколений. Для большинства из нас выпить несколько чашек зеленого чая в сутки — это как крышечку от кефира понюхать. А творческим людям двести лет назад от него составные монстры мерещились. Да и сто лет назад нормально нахлобучивало. «Под влиянием зеленого чая его бессонница стала прерываться снами и видениями духовного содержания необычайной яркости. Он видел королей, которых закалывали в жертву ради странного и нелепого ритуала. Перед его глазами развертывались длинные пышные процессии: при громадном стечении народа над толпой развевались странные хоругви, появлялись какие-то особые, невиданные символы. Он видел себя поверженным перед необъятным грозным небом. Эти сновидения, вызванные, очевидно, зеленым чаем, были не столько явлениями обычного сна, сколько результатом напряженной концентрации мысли, поддерживающей бессонницу». Это «Душа епископа» Герберта Уэллса. Написанная в 1917 году.

Интересно, кстати, было бы исследовать поколенческую психофизиологическую толерантность к чаю и отдельным его компонентам — например, к кофеину. Правда как реализовать такое исследование технически, я совершенно не представляю. 

Японские чайные пейзажи и куколки

Ну и небольшая чайная новость из Японии, на закуску. Прямо сейчас в музее «Бёдоин», что в японском городе Удзи, работает выставка старинных чайных иллюстраций и чайных статуэток. К сожалению, на сайте музея найти хоть какие-либо картинки с выставки я не смог, но те фотографии, что встречаются в новостях, очаровательны. Особенно со статуэтками.

Сборщицы чая. www.byodoin.or.jp

Впрочем, на сайт музея все равно есть смысл заглянуть, потому что там есть красивая чайная комната. С одной стороны вся такая японская. Но с другой — активно работающая с современными форматами подачи японского чая. Хорошее место, надо запомнить. 

Эмигрантский карак-чай

Из Дубаи пришла новость о том, что там во второй раз за последние пару десятилетий подорожала стандартная порция карак-чая — небольшой такой стаканчик. До 2004 года этот стаканчик стоил половину дирхама, после 2004 — один дирхам, ну а сейчас вот подорожал до полутора дирхамов. Если исходить из актуального курса, то до недавнего времени стаканчик карак-чая в Дубаи стоил 30 центов, а теперь будет стоить 45.

Приготовление карак-чая. www.morning-times.com

Первое подорожание карак-чая связывают с экономическим бумом, который переживали Эмираты в 2000-х годах. Ну а то подорожание, которое произошло сейчас — с тотальным подорожанием всего: сгущенки, сахара, чая и даже посуды. При этом важно понимать, что больше всего от такого подорожания пострадают трудовые мигранты в Эмираты. Во-первых, граждан страны в ОАЭ социально оберегают, там, вроде как, уже или удвоили разные выплаты, или собираются это сделать, а на мигрантов все это благолепие на распространяется. Во-вторых, карак-чай — это такой чай строителей по-эмиратски. Несмотря то, что карак-чай считается неофициальным национальным напитков а Эмиратах, основными потребителями карак-чая являются не граждане ОАЭ, а мигранты, занятые неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом.

Ну и небольшая справка. Карак-чай — это черный чай со специями и сгущенкой. Его название обычно переводят как «крепкий чай», причем переводят не с арабского, а с хинди. Принято считать, что карак-чай является арабской локализацией масала-чая, привычку к которому привезли с собой выходцы из Индии и Пакистана, массово отправившиеся на заработки в том числе и в Эмираты в 1970-х. От традиционного масала-чая карак-чай отличается меньшим количеством специй и использованием сгущеного молока вместо свежего. В Эмиратах это просто дешевле, а трудовые мигранты оптимизировали свой повседневный напиток именно по цене.

За несколько десятилетий карак-чай в ОАЭ стал популярнее обычного черного чая, который до этого царствовал в стране. И превратился, фактически, в национальный чайный напиток. Сохранив при этом свою дешевизну, массовость и распространенность в самых бедных слоях общества. И продемонстрировав, заодно, как быстро в одном отдельно взятом регионе могут переформатироваться массовые чайные вкусы. Кстати, о массовых чайных вкусах.

Чайный поезд из Ухани

26 августа из Ухани в Россию отправился первый чайный поезд — железнодорожный состав, везущий 1000 тонн чая. К сожалению, в новостях обычно не пишут о том, что за чай едет в поезде — а это как раз самое интересное. Впрочем, с большой степенью вероятности практически во всех пятидесяти контейнерах в Россию едет дешевый зеленый чай, предназначенный, в том числе, для пакетирования и ароматизации. И совсем необязательно хубэйский — там недалеко еще Хунань, в которой этого зеленого чая, причем по привлекательным для крупных чайных компаний ценам, просто завались.

Для настоящего чайника эта новость интересна двумя нюансами. Первый нюанс — исторический. В те времена, когда чай в России пили почти исключительно китайский, в Хубэе, в городе Ханькоу, работали многочисленные представительства русских чайных компаний, а сам город играл важную роль в чайной торговле между Китаем и Россией. В XX веке и Ханькоу, и Хубэй в целом эту роль по объективным причинам утратили. А та территория, которую занимал в прошлом город Ханькоу, стала частью города Ухань. Церковь Александра Невского и некоторые другие здания, оставшиеся от русской концессии в Ханькоу, в Ухани до сих пор стоят. Ну то есть чайный поезд из Ухани — это, считай, реинкарнация торговых караванов, шедших в Россию из Ханькоу.

Премиумизация хубэйского чая коньячными бокалами.
Премиумизация хубэйского чая коньячными бокалами. © Любовь Волкова

Второй нюанс — статистический и рыночный. Тысяча тонн чая, которые едут на уханьском поезде, — это достаточно много. Общий годовой чайный импорт в Россию, напомню, последние десять лет колеблется где-то в районе сотни тысяч тонн, то есть один такой поезд — это условный один процент всей годовой потребности России в чае. И если судить чисто теоретически и совсем на пальцах, то чайные поезда из Китая совершенно спокойно могут напоить чаем всю Россию. Вот только чая, который любит российский массовый чайный рынок, в Китае считай что и нет. И дело тут не в цене или качестве — а во вкусовых предпочтениях массового российского потребителя. Который пьет чай черный и терпкий. Такой чай в массовых товарных количествах, по приемлемой для массового рынка цене и более или менее стабильного качества делают в Индии, на Шри-Ланке и в Кении. И почти не делают в Китае.

Так что пока китайские поезда, чисто технически способные завалить Россию китайским чаем, будут работать только на сравнительно небольшой, хоть и растущий сегмент российского чайного рынка. А вот как дальше будет развиваться вся эта тема, совершенно не ясно и очень интересно.

Тут ведь вот какое дело. Чайный рынок и чайные вкусы, несмотря на изрядные размеры и безусловную инерционность, категории очень управляемые и пластичные. И изменить их, особенно в историческом масштабе, можно практически мгновенно. Пример Советского Союза, который относительно быстро переключился с китайского чая на чай грузинский, индийский и цейлонский, как бы намекает. Равно как и пример Великобритании, которая меняла чайные вкусы дважды, сначала переключившись с китайского чая на индийский и цейлонский, а потом с индийского и цейлонского — на кенийский. А тут у нас, значит, одновременно сразу три тенденции.

Во-первых, давно и потихоньку снижается спрос на традиционный черный чай — тот самый недорогой и крепкий. С учетом того, что вкусовые предпочтения часто носят поколенческий характер, это снижение спроса, пока медленное и постепенное, однажды может стать резким и очень заметным. Во-вторых, усложнилась и подорожала чайная логистика с Индией и Шри-Ланкой, основными экспортерами чая в Россию и основными поставщиками того самого дешевого черного и терпкого чая. В-третьих, все более привлекательной становится чайная логистика с Китаем, в котором подходящий для массового рынка по цене черный чай совсем не такой терпкий, как в Индии или Шри-Ланке.

В такой ситуации российский чайный рынок может развиваться как угодно. Может вообще практически ничего не измениться. Может произойти массовое переключение на китайский черный чай. Может произойти не менее массовый отказ от классического чая и переключение на травяные напитки и кофе. Все, как обычно, зависит от набора сложно прогнозируемых событий и решений, которые еще и происходить будут в случайном порядке.

Запомните или запишите все, что я сейчас сказал — через пять лет перечитаем и вместе посмеемся. 

Национальный конкурс чая в Японии

В Японии, в городе Удзи, что в префектуре Киото, 23 августа начался 76-й национальный конкурс чая. В котором 865 чаев из 17 префектур Японии соревновались в восьми категориях: обычная сенча, отборная сенча, фукамушисенча, кабусеча, гёкуро, тенча, тамариокуча и камаирича. 26 августа были объявлены результаты конкурса, вот под этой ссылкой есть список победителей (в таблице №2), вдруг кому пригодится.

Афиша конкурса. www.pref.kyoto.jp

Чайная комната из циновок и палок

Ну и еще одна дивная новость из Японии. Монах одного из храмов, расположенных в префектуре Киото, анонсировал переносную чайную комнату на две циновки (площадь японских чайных комнат, напомню, измеряется именно циновками), которую можно собрать за 15 минут. Для того, чтобы в любом месте насладиться японской чайной церемонией. В горах, например.

Комплект для сборки чайной комнаты состоит из упомянутых уже двух циновок и тридцати бамбуковых палок. Которые предлагается связать между собой для того, чтобы получить условно кубический каркас. При желании — с каркасом двускатной крыши. Этот каркас нужно соорудить так, чтобы циновки стали его полом-основанием. Ну а потом забраться внутрь, наверняка с криком «я в чайном домике» — и пить чай, радуясь тому, что благодаря отсутствию стен можно единиться с природой.

Переносной чайный домик. www.asahi.com

Очень сложно адекватно комментировать такие новости. В голову сразу лезут присказки про что-то там и палки, про то, что зачем вообще ставить каркас, если единиться с природой можно просто усевшись на камушек — и так далее. Но, учитывая важность условностей в японской чайной традиции, я от таких комментариев воздержусь. Отмечу только, что фотографии подобного рода каркасных чайных конструкций мне попадались на глаза еще лет пять назад, так что едва ли упомянутый японский монах является реальным изобретателем такой, безусловно неведомой фигни. 

Дресс-код для Afternoon Tea

Сайт CN Traveller опубликовал подборку женских нарядов, подходящих для посещения послеобеденных чаепитий в разных пижонских лондонских отелях. С четкими рекомендациями, в какой отель как одеваться. Конечно, конкретные решения являются плодом фантазии конкретных авторов — если вы придете в «Риц» не в тех сережках, что рекомендуют CN Traveller, вас никто не выгонит. А вот в шортах и майке могут и не пустить.

Прикид для чаепития в Ritz. www.cntraveller.com

Потому что дресс-код — это существенный, хоть и не всегда заметный атрибут вечерних английских чаепитий в дорогих местах. Не всегда заметен он по той простой причине, что во многих чайных лондонских местах работает дресс-код смарт кэжуал, который можно трактовать очень широко. А с учетом того, что в некоторые пижонские лондонские чайные места пускают еще и без предварительной записи, вполне возможна ситуация, при которой на традиционное английское послеобеденное отельное чаепитие можно попасть буквально с улицы. Но не всегда и не везде. Как только цена за чаепитие переваливает за 70 фунтов, вероятность необходимости предварительного бронирования и формального дресс-кода резо начинает расти.

Прикид для чаепития в The Goring. www.cntraveller.com

Именно поэтому из всех перечисленных в подборке отелей я смог выпить чаю только в The Goring. Туда пускали в смарт кэжуал. Тогда как в Ritz, например, требовался пиджак и, кажется, галстук. Неочевидные предметы гардероба в чемоданах семьи, путешествующей с ребенком. Так что если вы собираетесь в Лондон и намерены там приобщиться к высокой культуре английских послеобеденных чаепитий, прихватите с собой пиджак и юбку или платье. Ну или запланируйте их покупку.

Чайные сапонины против совки хлопковой

Иранские ученые оценили эффективность использования чайных сапонинов в борьбе с совкой хлопковой. Совка хлопковая — это такая вредная бабочка, которая в некоторых регионах успевает дать пять поколений за сезон и гусеницы каждого из этих поколений едят листья хлопчатника, табака, томатов, кукурузы и кучи других важных растений. После них ни покурить, ни помидорок поесть. Ну а сапонины — это такие вещества с поверхностно-активными свойствами, которые содержатся в природе много где, в том числе и в чайных листьях. А еще в семенах, корнях и цветах. А еще в семенах других камелий например, камелии масличной. И, как и в случае с чайным маслом, когда речь идет о коммерческих образцах чайных сапонинов, то это, с большой степенью вероятности, сапонины, полученные не из камелии китайской, а из семян камелии масличной.

Гусеница Совки хлопковой. Сапонином ее, сапонином! glavagronom.ru

Так вот. О том, что сапонины, в том числе и чайные, можно использовать как натуральный пестицид, известно достаточно давно. Обработать растения сапонинами — это примерно как их раствором хозяйственного мыла облить. У насекомых от этого возникают проблемы с пищеварением и прочие неприятности. И в этом смысле иранское исследование носит скорее технический, чем принципиальный характер. Тем не менее иранские ученые выяснили, что после потребления чайных сапонинов совки хлопковые меньше живут, менее интенсивно размножаются, у них становится хуже иммунитет и сопротивляемость бактериям. Осталось подобрать правильную дозировку чайных сапонинов — и можно начинать опрыскивать ими кукурузные и хлопковые поля. Если, конечно, это окажется экономически целесообразным.

Турецкая чайная библиотека

CNN Travel опубликовал большую обзорную статью о турецкой чайной культуре, в которой рассказывается и о чайных плантациях, и о чайных проектах, как крупных, так и совсем небольших, и о новой чайной башне в Ризе, и о заваривании чая в два чайника. Но среди хорошо известной информации нашлась одна деталь, мне ранее незнакомая. Оказывается, в Recep Tayyip Erdogan University, который работает в турецком Ризе, собрана чайная библиотека, в которую сейчас входит 938 книг о чае. Мысли «вот бы все это почитать» применительно к таким масштабам уже, конечно, не возникает —  а вот рядышком с такой кучей чайных книжек я бы с удовольствием постоял. Да и вообще в нашей чайной тусовке много книжных маньяков — коллеги, это вам наводка.

Турецкие чайные картинки от CNN Travel. Красивые!

Британский завтраковый чай

За последнее время мне на глаза попалось сразу несколько статей, объясняющих разницу между английским, ирландским и шотландским чаем для завтрака. Ну то есть между купажами, продающимися под названиями English Breakfast, Irish Breakfast и Scottish Breakfast. Причем иногда чаи с такими названиями входят в одну линейку одного бренда. И не только с такими, кстати. Лет 10, а то и 15 назад, австралийский проект T2, бывший тогда самостоятельной компанией, а не брендом Unilever, выкатил самую большую на моей памяти коллекцию завтраковых купажей. Позиций на 15, наверное — помимо английского, ирландского и шотландского завтраков, там присутствовали завтраки, привязанные к разным городам мира и Австралии — Sydney Breakfast, New York Breakfast, Melbourne Breakfast и все такое прочее вплоть до Аделаиды.

Так вот. Все британские статьи о разнице между английским, шотландским и ирландским завтраковым чаем содержат романтические истории о том, что сначала чай был только китайским, потом к нему прибавились чаи из Индии и Шри-Ланки, а потом и из Кении. И чай постепенно становился все крепче. Английский завтрак, как купаж, появившийся раньше всего, является самым легким, его как раз составляли изначально только из китайских чаев, другие чаи в купаж вошли позже. Ирландский завтрак моложе и крепче английского, а шотландский — самый молодой и самый крепкий.

Три британских брекфаста. www.thekitchn.com

В принципе, такая тенденция сохраняется и сейчас. English Breakfast считается чаем средней крепости. Twinings, например, маркирует его тремя листочками из пяти. Irish Breakfast чутка покрепче — на четыре листочка. Ну а Scottish Breakfast — самый суровый, был бы он был в ассортименте у того же Twinings, наверняка маркировался бы пятью листочками из пяти.

Если же сводить все к самой сути и учитывать то, что британский завтраковый чай почти всегда выпивается с молоком, то получить три варианта такого напитка можно из одного чая, просто регулируя крепость заварки. Берем кенийскую гранулу, чайник на 300 миллилитров и чайную ложку. Засыпаем в чайник одну чайную ложку заварки с верхом — и получаем English Breakfast. Засыпаем две — и у нас Irish Breakfast. Засыпем три — и получаем Scottish Breakfast.

Все, теперь вы все специалисты по британскому завтраковому чаю. Не благодарите.

Смена китайского чайного стиля

Чайная компания «Ба Ма» — большая, китайская и с лошадкой на логотипе — опубликовала недавно имиджевый рекламный ролик, дающий понять, насколько круто это компания работает с дорогим чаем. Ролик красивый и совершенно стандартный по содержанию — кусты растут, солнце светит, вода течет, пейзажи радуют, мастера работают, чайные листья завяливаются, чаинки плавают — все, как надо. Но есть нюанс.

Как известно, в последнее время в Китае и за его пределами очень популярными стали костюмированные сериалы. Которые, кроме всего прочего, заметно развили современную восточную киношную эстетику. Ключевыми образами в этой эстетике стали герои, одетые в ханьфу — длинные и довольно сложные одежды халатного типа. Красивые и очень торжественные. 

Мужик в ханьфу из ролика «Ба Ма»

В некоторых из этих сериалов с разной степенью активности присутствует чай и происходят чаепития. Иногда — как в сериале «Мэнхуалу» — чай и чаепития играют важную сюжетную роль. И, естественно, когда люди в нарядных ханьфу из сериала в сериал пьют чай, то через некоторое время наряды этих людей начинают восприниматься как часть китайской чайной традиции.

Следует отметить, что до недавнего времени наиболее распространенным вариантом китайской чайной одежды были платья-ципао для женщин и традиционные китайские рубашки для мужчин. Ни ципао, ни шелковые мужские рубашки, конечно, не были стандартной чайной униформой, Давайте не будем забывать, что в Китае, кроме всего прочего, куча региональных и этнических потребительских чайных традиций, завязанных, том числе, и на традиционную локальную одежду, иногда очень заковыристую. Но именно ципао и шелковые мужские рубашки стали фактическим маркером китайского чайного стиля, активно воспроизводимым и за пределами Китая. Иногда довольно комичным образом — славянские девушки, распирающие изнутри китайские шелковые платья, навсегда останутся в моем сердце. Ну и мужики, ведущие торжественные чаепития в ифу — кимоно для занятий ушу и другими видами традиционной китайской физкультуры — тоже радовали. Это, по сути, все равно, что в трениках чаепития проводить. Впрочем, я отвлекся.

Один из прошлых роликов «Ба Ма». Тоже симпатичный.

Ролик «Ба Ма», в котором традиционный китайский чай и традиционное китайское чаепитие четко привязывается к герою, одетому в ханьфу, конечно, не является первым воплощением на экране нового чайного стиля. Он просто в очередной раз легитимизирует этот стиль. И очень может быть, что в ближайшее время в парадных китайских чаепитиях нарядные халаты ханьфу потеснят платья ципао и шелковые рубашки. За пределами Китая новый чайный стиль, скорее всего, распространится не особенно широко. Во-первых, ханьфу заметно сложнее и дороже той одежды, которая сейчас используется в стилизованных китайских чаепитиях. Во-вторых, ханьфу надо уметь носить и они далеко не всем подходят по комплекции. В кино и рекламе их носят длинные и стройные люди с хорошей осанкой — а в нашей чайной тусовке таких немного. Федор Лезьев, может, подойдет. А если надеть такое радостное ханьфу на тощего и сутулого меня, по-борцовки коренастого Чуракова, живчика Хорольского и богатыря Баева, то получится живописнейшая группа товарищей, которая украсит собой любую баню, но едва ли добавит торжественности чайному мероприятию. А в обычных шелковых рубашках мы смотримся очень даже ничего. Кхм. Да.

Трехъярусный чайный сад

В китайских чайных новостях все чаще стала возникать тема трехъярусных чайных садов. Ну то есть чайных плантаций, организованных таким образом, чтобы на компактном участке росли полезные растения разной высоты. 

Вообще, многоярусное садоводство — это довольно известная тема, особенно на плодородных югах. Можно, например, посадить вместе черную смородину, фундук и абрикос. Высокий и светолюбивый абрикос займет верхний ярус, любящий легкое затенение и не очень высокий фундук — средний, а неплохо растущая в тени черная смородина — нижний. А еще можно подобрать растения для разных ярусов так, чтобы они плодоносили в разное время — чтобы грамотно распределить трудовую нагрузку на единицу площади. Или так, чтобы одни растения отгоняют вредителей других растений. Короче говоря, теоретически — тема перспективная. Практические ее воплощения тоже встречаются, но, как правило, в личных садах. Массового хозяйственного распространения многоярусные сады пока не получили. Ну потому что мороки с ними, на самом деле, довольно много.

Трехъярусный чайный сад. Сразу и не скажешь. www.puercn.com

В чае с многоярусностью тоже экспериментируют давно — но чаще всего количество ярусов ограничивается двумя. Например, на Шри-Ланке чай местами растет под кокосовыми пальмами, а в Китае — под каштанами. А вот тема с трехъярусными садами — относительно свежая. Особенно с учетом того, что китайцы экспериментируют как с комбинированными посадками, где чайные кусты растут совместно с другими деревьями, так и с чисто чайными трехъярусными садами. На которых на одной площади соединяются чайные кусты разной высоты.

Трехъярусный чайный сад. Сразу видно. www.puercn.com

Сомневаюсь, что эта тема получит широкое распространение — уж очень специфического ухода требуют такие трехъярусные сады. Но если вам попадутся на глаза термины «трехэтажный чайный сад», «трехмерный чайный сад» или «трехъярусный чайный сад» — знайте, что ничего сверхъестественного в этом чайном саду нет. Там просто компактно растут растения разной высоты. 

Ароматы черного чая

Коллеги из проекта Aroma.Tea.ka анонсировали черночайное дополнение к своему набору чайных ароматов. Напомню, что их базовый набор включает в себя 24 аромата, к нему уже вышло зеленочайное дополнение из 12 ароматов, и вот теперь к набору прибавится еще 12 ароматов, характерных для черных-красных чаев.

Черночайное дополнение к арома-киту от Aroma.Tea.ka

Надо сказать, что этот набор чайных ароматов, и в базовом варианте, и с дополнениями, выполняет сразу две функции. Во-первых, его можно использовать по непосредственному назначению — то есть для расширения обонятельного кругозора и для разных ароматических развлечений. При этом надо понимать, конечно, что эффективность инструментального использования этого набора гораздо больше зависит от профессионализма и рода занятий того, кто использует набор, чем от характеристик самого набора. С инструментами всегда так. Во-вторых, этот набор — отличный профессиональный атрибут. И тут необходимо сделать одно важное отступление.

В чайной культуре практически нет универсальных профессиональных атрибутов. Ну то есть таких предметов, такой внешности или статусов, которые однозначно маркировали бы человека как чайного специалиста. Локальные атрибуты время от времени возникают, но живут недолго и не получают особого распространения. Причина такой «антиатрибутивности» чая очень проста — эффективная работа с чаем возможна с использованием самых простых и широко распространенных инструментов. Для того, чтобы приготовить хороший чай, заковыристые атрибуты чаще всего не нужны. Для того, чтобы устроить чайное мероприятие городского масштаба, тоже не нужно ничего необычного — даже танцы для пенсионеров устроить сложнее, там баянист нужен. Только за последние пару недель и только в России небольшие, но вполне публичные и очень разноплановые чайные мероприятия прошли в Ставрополье, в Рязани и в Чувашии. Люди просто собираются и пьют чай — для этого им не нужно прослушивать дорогие курсы, покупать навороченное оборудование и кричать на весь белый свет о том, что у них фестиваль. 

Чтобы хорошо готовить чай, нужно просто уметь его хорошо готовить. Чтобы угощать чаем людей, нужно просто работать в общепите или быть харизматиком, способным собрать тусовку. Чайный профессионализм и чайное мастерство не требуют костылей. И это, на самом деле, очень круто. Но очень неубедительно в современной маркетингово-преофессиональной парадигме, которая требует внешних проявлений мастерства. У большинства потребителей просто нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно оценить это самое мастерство. Поэтому между специалистом, на оценку профессионализма которого нужно потратить время и силы, и специалистом, увешанном профессиональными атрибутами, они почти всегда выберут того, у кого висюлек больше. Особенно если речь идет о такой незначимой для большинства людей категории, как чай. 

Правила этой игры задаем не мы — и жизнь заставляет нас обзаводиться бантиками. Но уж если играться в профессиональную атрибутику, то пусть она хотя бы будет полезной. И набор чайных ароматов для этого отлично подходит. Иногда его можно использовать по непосредственному назначению. А все остальное время его можно с умным видом демонстрировать партнерам, чтобы они сразу понимали, кто тут реальный чайный специалист, а кто так, воздухом подышать вышел.

Отличный набор, короче говоря. И хорошо, что к нему выходят дополнения. С ними любой профи выглядит еще круче. Ну потому что к базовым профессиональным атрибутам добавляются атрибуты, намекающие на актуализацию профессионализма.

Как правильно производить профессиональное впечатление

Ну и раз уж у нас сегодня зашла речь о том, как правильно корчить умного. Коллеги из проекта AROMA TEA COFFEE сходили в супермаркет, купили там шесть пачек чая и сравнили их между собой и с черными чаями из собственного ассортимента. Результатом этого сравнения стала статья на Vc.ru, совершенно бессмысленная по сути, содержащая явную рекламу конкретного проекта и набравшая в первые сутки после публикации более 20 тысяч просмотров и более трехсот комментариев. Сложно сказать, насколько эффективно конвертируется это внимание в продажи чая, но с чисто информационной точки зрения это безусловный успех. Причем достигнутый ничтожными усилиями. Сказать «учитесь» язык не поворачивается, но обратить внимание на то, что действительно интересно массовому читателю, есть смысл. 

Все очень солидно! Вы можете смело сделать это дома. vc.ru

Чайный поезд через канадский багрец

Вы, возможно, уже не помните, но некоторое время назад я рассказывал о чаепитиях, сервируемых в британских транспортных средствах — туристическом автобусе, катающемся по Эдинбургу и окрестностям, и поезде, делающем специальный чайный круг по Норфолку. А еще и с большой степенью вероятности вам попадались на глаза фотографии из Канады, на которых поезд идет через осенний лес или рощу. И там все такое невероятно яркое, что багрец.

Так вот, оказывается, что канадская ассоциация любителей старинных паровозов и другого железнодорожного оборудования York-Durham Heritage Railway Association уже, кажется, второй год подряд устраивает Fall High Tea — поездку на старинном поезде через осенние канадские леса с живой музыкой и чаепитием в английском стиле. Катается этот чайно-осенний поезд по окрестностям Торонто, билет на него стоит 80 канадских долларов — и все это, конечно, очень красиво.

От себя добавлю, что осень — это идеальное время для чаепитий на свежем воздухе. Прохладный и влажный осенний воздух — это отличный фон для работы с чаями с яркими ароматами, например, с улунами. Нужно выбраться куда-либо на природу, заварить чай, выставить на стол десяток чашек — и разлить по ним чай. Буквально секунд через двадцать над столом образуется кубометр теплого чайного аромата, в который можно будет буквально входить из осеннего воздуха. Мы в недалеком прошлом неоднократно проделывали такую процедуру в Пушкинских Горах. Которые, кстати, тоже отлично сочетаются с осенью и чаем — там, правда, больше золота, чем багреца. Но к чаю золото даже лучше подходит. 

Китайские близнецы и чай

Китайские ученые провели дивное исследование, призванное выяснить, как влияют генетические факторы на характер употребления чая. Для чего зафиксировали пищевые привычки монозиготных и гетерозиготных взрослых близнецов и сравнили их между собой. У монозиготных, ну или однояйцевых, близнецов гены, как известно, совпадают на 100%, а у гетерозиготных — на 50%, так что сопоставив чайные привычки разных пар близнецов теоретически можно выяснить, чего в этих привычках больше, натуры или культуры.

Близнецы. Photo by billow926 on Unsplash

Оказалось, что более или менее заметная согласованность чайных привычек присутствует только у монозиготных близнецов-мужчин. Все остальные близнецы формируют свои чайные привычки под влиянием внешних факторов. Ну то есть некоторая генетическая предрасположенность к чаю присутствует — но слабенькая, по сравнению с внешней средой и только у мужчин. 

От мертвого слона уши

Древние греки, придумавшие театральные маски, символизирующие трагедию и комедию, безусловно, отлично понимали, что смена этих масок — секундное дело. И в реальной жизни часто возникают ситуации, когда крайне сложно решить, как на эти ситуации реагировать — смеяться или плакать. Одно я знаю точно, такие ситуации нужно обязательно запоминать. Потому что из них потом получаются отличные истории для рассказа за чайным столом.

Вот, например, 21 августа на чайную плантацию Нимти, что в Западной Бенгалии, в Индии, прибежал слон. Побегал немного и беспорядочно по чайным кустам, а потом неожиданно упал и умер. Наверное, для Индии это обычное дело —  и я бы проигнорировал эту новость, если бы не дивное к ней дополнение, которое можно перевести примерно так: «Загадочная смерть слона стала причиной паники в регионе».

Слоны на чайной плантации. www.naturewildlifeassoc.org

Это же готовая затравка для плодотворного маркетингового сюжета. На Тайване на чайные плантации налетают Якобиаски Формозаны — и на этих маленьких букашках базируется целая чайная субкультура. А тут — большой слон, причем не простой, а мертвый. Это же сразу можно придумать байку о том, что на эту чайную плантацию слоны приходят умирать, потому что там особое место. И панику надо назвать традиционным ритуальным фестивалем — праздники такого рода, как известно, часто бывают у селян. И сменить название плантации. Чайный сад Нимти — это не серьезно. Чайный сад «Мертвый слон» — гораздо круче, особенно по-немецки. Ну и так далее.

Анонсы, фидбэк и поддержка рублём

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Читайте « Параферналии» на сайте, слушайте чайные новости в телеграм-канале и рассказывайте об этих проектах на всех углах. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!