Пару дней назад, заметив в какой-то ленте предложение сделать из любого желающего чайного мастера за неделю и подумав дежурное: «Ха-ха, лохи! Двух часов достаточно», я вдруг поймал себя на мысли, что давно не формулировал своего отношения к чайному мастерству. Концептуальные тексты про чай в экономике опыта были написаны почти три года назад — это очень давно. Пора освежить формулировки.

У такой категории, какой является чайное мастерство, есть два проявления — личное объективное и публичное субъективное. Да, я ничего не путаю, именно так: личное объективное и публичное субъективное. Личное объективное мастерство — это ваше персональное понимание чая и ваши личные чайные знания, чайные умения и навыки работы с чаем. Публичное субъективное мастерство — это те знания, умения и навыки, по которым вас оценивают как чайного специалиста и на которые есть оплачиваемый спрос.

Личное объективное мастерство состоит из чайной эрудиции, понимания места чая в человеческой культуре и из умения отличать хорошее от плохого. Публичное субъективное чайное мастерство состоит из навыков продажи чая, умения решать актуальные чайные задачи в любых условиях и искусства производить профессиональное впечатление.

Личное объективное чайное мастерство развивается через напивание чая, эффективное поглощение большого количества чайной информации и постоянное соотнесение собственных впечатлений и вкусов с впечатлениями и вкусами других людей. Современный мир позволяет развивать личное объективное чайное мастерство в отшельническом режиме. Пить как можно больше чая, читать тексты, смотреть видео и изучать впечатления и мнения других людей можно не выходя из дома. Личное объективное мастерство нет смысла фиксировать и формализовать. Если не верите, то представьте, как выглядит фраза «каждый день пробую десять новых сортов чая» по сравнению с фразой «был судьей на десяти чайных чемпионатах» — при том, что с точки зрения личного и объективного мастерства ежедневные дегустации куда как важнее и круче.

Публичное субъективное чайное мастерство развивается только в поле — через реальные продажи, через постоянную необходимость добиваться нужного результата при заданных ограничениях (ни слова про дерьмо и конфетку!) и через постоянное и позитивное присутствие в поле зрения реальных и потенциальных клиентов и работодателей. Публичное субъективное мастерство обязательно нужно фиксировать и формализовать — через сертификаты, грамоты, благодарности, статусы, резюме и портфолио. Типа вот такого. Солидно выглядит, правда?

Личное чайное мастерство зависит только от тех знаний, умений и навыков, которыми вы реально обладаете. Поэтому оно объективно. Публичное чайное мастерство зависит от спроса на него. Поэтому оно субъективно.

Личное объективное и публичное субъективное чайное мастерство не имеют жесткой связи между собой. Можно быть высокооплачиваемым и статусным чайным специалистом с минимальным набором чайных знаний, умений и навыков. Можно быть человеком с выдающейся чайной эрудицией и огромными чайными знаниями — и вообще не зарабатывать чаем.

А можно и в чае неплохо разбираться, и зарабатывать на нем вполне нормально. Вы не поверите, но так тоже бывает.