Денис Руденко — винный блогер и евангелист, мнения и суждения которого очень интересно проецировать на чай — опубликовал с неделю назад текст с интригующим названием «Почему вокруг вина сложилась культура всех этих сомелье и экспертов, а вокруг других продуктов ее нет?». В каком-то смысле этот текст является продолжением заметки «Почему ягодные вина не так популярны как виноградные?», опубликованный в 2018 году. Тот текст 2018 года стал исходной точкой наших рассуждений о специфичности чая. Ну и чтобы не нарушать традицию, мы решили и новый текст Дениса использовать по непосредственному назначению. То есть как затравку для собственных рассуждений.

Если причинно-следственная цепочка возникновения текстов вас еще не утомила, то вот вам добавка. В своем тексте Денис выстраивает следующую цепочку тезисов.

1. Виноградное вино — это продукт, получающийся в результате сложных химических преобразований, кардинально меняющих исходные потребительские характеристики сырья. Грубо говоря, вкус и аромат вина очень сильно и очень разнообразно отличаются от вкуса и аромата винограда или виноградного сока. С обывательской точки зрения — непредсказуемо отличаются. А если к обывательской точке зрения подключить еще и магическое мышление — то и вообще способом волшебным. Для неподготовленного человека превращение виноградного сока в вино является чудом ничуть не меньшим, чем превращение в вино воды.

2. Разнообразие вкусов и ароматов вина и их оторванность от вкусов и ароматов исходного сырья — это просто интересно. Даже на уровне банального человеческого удивления. А уж пытливому и любопытному уму в вине и вовсе можно развернуться по полной программе — даже банальное техническое «напивание» винной эрудиции может занять человека надолго и стать источником очень ярких впечатлений. Попробуйте, как нибудь, разобраться с аспектами рислингов, меняя географию, выдержку, сырьевые аспекты и технологические нюансы производства этих вин. Произведенных, на минуточку, из одного сорта винограда. Это реально целый мир.

3. Ну а там где интересно, там возникает культура. Винное разнообразие — это отличная эмоциональная и информационная база для формирования потребительской культуры. Потребителям вина есть что сравнивать и что обсуждать. Человек вообще, как известно, существо социальное — и не важно, чем эта социальность продиктована в каждом конкретном случае. Искренним желанием поделиться радость или потребностью выпендриться. 

Вот так, собственно, на базе вина и возникает развитая культура. Все, если вдуматься, очень просто и логично. До тех пор, пока не начинаешь сравнивать вино и чай. Потому что при таком сравнении сразу возникает вопрос «А чё с чаем-то не так?»

Вопрос законный. Хотя бы потому, что чайные вводные ничем не отличаются от вводных винных. Потребительские характеристики чая, как и потребительские характеристики вина, кардинальным образом отличаются от потребительских характеристик исходного сырья. И тоже очень разнообразны. Однако чайная культура по сравнению с культурой винной производит несколько эфемерное впечатление. Она, безусловно, есть — но она не так глобальна, не так убедительна, не так статусна и не создает такого количества культурных продуктов: книг, активностей, школ и т.п.

А ответ на этот законный вопрос очень прост. Чай, в отличие от вина, создает гораздо меньше возможностей для адекватного обмена впечатлениями. Особенно это стало чувствоваться сейчас, с развитием информационного общества. Когда упомянутый уже неоднократно Денис Руденко мимоходом упоминает, что в «Магните» продается прикольное вино, можно пойти в свой «Магнит», купить там такую же бутылку и быть на 99% уверенным в том, что это такое же вино, что пробовал Денис. 1% возможного несоответствия — это потери свойств вина при его хранении и транспортировке. В реальной жизни этот процент случается редко — и обычно у Руденко. Такая идентичность вин у обычного потребителя и у эксперта не просто тешит потребительское самолюбие. Эта идентичность дает возможность соотнести свои впечатления с впечатлениями специалиста. И это очень круто, на самом деле. Это уже самообразование.

С чаем такой номер не проходит. Сложно уже даже сказать, когда обычные дегустационные впечатления о чае стало читать просто неинтересно. Ну попробовал кто-то где-то крутой чай — «и чё?» Рассчитывать на то, что в твоей чашке окажется такой же напиток, как у условного эксперта, можно только в том случае, когда дегустирует какая-либо жесткая ароматика. В которой ароматизатор нивелирует и разную воду, и разное заваривание.

Так что да, чай ничуть не менее разнообразен, ничуть не менее оторван от сырья и ничуть не менее интересен, чем вино — но при этом крайне нестабилен. И именно эта нестабильность не дает выстроить вокруг чая потребительскую культуру, сравнимую с винной. И даже совершенно одинаковые по сути своей действия в чайной и винной культурах приводят к ощутимо разным результатам.

Возьмем, например, такое очевидное явление, как эстетизация потребления. И в чае, и в вине историю такой эстетизации можно считать тысячелетней. Но реально заметной эта эстетизация стала несколько веков назад, одновременно с зарождением и развитием информационного общества — и здесь у вина есть заметное историческое преимущество, оно было родным для Европы продуктом. Однако этим историческим преимуществом можно пренебречь, потому что в эпоху тотальной эстетизации потребления, которая началась с развитием рекламы в современном смысле этого слова, чай и вино в Европе и в Америке вступили одновременно, примерно двести лет назад.

Однако по какому-то удивительному стечению обстоятельств у нас есть фильм Sideways, заметно повлиявший на потребление Пино Нуара и Мерло — и нет ничего даже близко похожего про чай. А все потому, что отождествлять или хотя бы сравнивать себя с героями художественного произведения или рекламы через потребление вина гораздо проще, чем через потребление чая.

Заметим, кстати, что при современном уровне развития методов воздействия на массовое сознание любое явление может быть очень быстро деэстетизировано. В эстетике XX века, например, очень ярко и заметно присутствовало курение. И где оно сейчас? Но это так, к слову.

Именно эфемерность чая по сравнению с вином являются причиной того, что при одинаковых предпосылках для создания предложений с высокой добавленной стоимостью в вине несопоставимо более развит институт суперпотребителей (к которым следуют отнести и формальных профессионалов — сомелье и кавистов). И тот факт, что вино в среднем по человечеству является более статусным напитком, чем чай, тоже отчасти является следствием необходимости заваривать чай перед употреблением…

Никаких выводов из всего вышесказанного, конечно, не будет. В конце концов, нет никакого смысла в том, чтобы стремиться сделать чай и чайную культуру такими, как вино и винная культура. Но сравнивать эти две культуры все равно и всегда очень интересно.