Сегодня в «Чайных параферналиях»: выставка в Москве; сувенирный чай Bork; бесплатный чай в Джакарте; еще один геотермальный чай; саженцы чая как бизнес-проект; чай с толокном. Спасибо всем, кто помогает делать «Чайные параферналии», поддержать нас материально можно вот по этой ссылке.
Выставка в Москве
С 12 по 14 мая в Москве, на площадке Main Stage, что на Шарикоподшипниковской улице (такое название улицы даже писать приятно), будет работать выставка Coffee Tea Cacao Russian Expo 2022. На выставке, как и все последние годы, будет доминировать кофейная компонента — однако и чайные участники там будут попадаться интересные. А еще там будет несколько шоколадных проектов и традиционная тусовка вокруг турнира Tea Masters Cup. Вот список экспонентов выставки, вот расписание Tea Masters Cup, а вот его судьи — сплошь знакомые и приятные лица.
Сувенирный чай Bork и вообще
Bork, напомним, это российская компания, производящая и продающая под одноименным (но капитализированным — BORK) брендом бытовую технику и разные приятные домашние аксессуары. Выход за рамки традиционного современного бытового предложения в чайную сторону в истории этой компании уже случался. Некоторое время назад в ассортименте Bork появилась линейка японской кованой посуды, в основном — чайников. Чайники получились симпатичными, но в продаже их уже нет. А чай есть.
Чайная линейка BORK носит выраженный сувенирный характер. В ней всего четыре позиции — пуэр, зеленый сычуаньский, красный юньнаньский и уишаньский улун. Все чаи спрессованы в девятисегментные шоколадки весом по 80 грамм, стоят по 1200 рублей за шоколадку, упакованы в красивые коробочки и в инструкциях по завариванию привязаны к конкретным моделям чайников с регулировкой температуры. Судя по фотографиям, упаковка всех этих чаев превосходит по качеству сами чаи. А над их описанием можно долго, жестко и с удовольствием стебаться. Короче говоря, это совершенно маркетинговый, а совсем не чайный проект — что, в общем, и неудивительно. Bork, повторимся, занимается бытовой техникой, а не чаем.
Следует отметить, что разные посудные и не только компании часто включают в свой ассортимент чай. Вот, например, чай в предложении немецкой фарфоровой мануфактуры Meissen. Ничуть не реже чай включается в маркетинг компаний «непродажным» или «не только продажным» способом. Вот, например, чаи-победители ноябрьского конкурса Тегуаньини в Аньси, который прошел в ноябре минувшего года, приобрела компания Guatan, производящая и продающая крепкий алкоголь в традиционном китайском стиле. И систематически использующая чай в маркетинговых целях. Естественно, с качеством чая характер его использования (включение в ассортимент или включение в рекламу) никак не связан. Для того, чтобы выпустить чайные сувениры, совсем не обязательно покупать конкурсные улуны, можно и трухи какой-нибудь в красивые пакетики насыпать.
Любопытно также, что в ассортименте посудных компаний чай обычно долго не держится. Глобальной статистики, подтверждающей такое наблюдение, у нас нет — но мы хорошо помним, как пыталась торговать чаем тайваньская студия Eilong — мы, если можно так выразиться, немного рядом стояли. Сейчас не торгует.
Логика «у нас покупают дорогую посуду, давайте предложим еще и дорогой чай» убедительно звучит только в устах маркетолога, вешающего лапшу на уши своему начальству. Покупателю на такую логику наплевать, у него чай отдельно, а посуда — отдельно. И работа с фирменным чаем для нечайной компании может иметь только некоторый акционный смысл, а вот торговать им, на наш взгляд — пустая затея. Хоть и красивая.
Впрочем, если мы вдруг ошибемся в своих оценках и Bork станет заметным игроком на чайном рынке, работающим по прогрессивной схеме «чайники + чай», то мы будем только рады.
Ну и заметим, кстати, что обратная схема, при которой чайные компании включают в свое предложение посуду, выглядит куда как более жизнеспособной. В Казахстане, например, многие массовые бренды просто время от время вкладывают в пачки с чаем симпатичные пиалки. А достаточно заметная, в том числе и в России, ланкийская компания Mlesna страсть как любит фасовать чай по чашкам и чайникам — и более или менее успешно и без перерывов занимается этим с 1983 года.
Бесплатный чай в Джакарте
В Джакарте, являющейся, как известно, столицей Индонезии, есть район, который называется Гладок или Глодок (Glodok), который является местом компактного проживания китайцев. Этаким джакартский чайнатауном. В этом районе расположена часть старого города Джакарты — и как раз на входе, на воротах, если можно так выразиться, этого старого города, расположено характерное здание, в котором с 1928 по 1957 год работала аптека. Затем в этом здании работали всякие разные магазины, постепенно оно было запрошено и обветшало, но не разрушилось — что позволило его реконструировать, причем максимально бережно, с максимально возможным использованием исходных материалов.
В 2015 году реконструкция здания была завершена и в нем открылась чайная Pantjoran Tea House, которая немного нескромно самопозиционируется как чуть ли не единственное место в Джакарте, где можно испить чаю по всем китайским правилам — ну то есть погунфучить. Церемониальное чаепитие, естественно, не является единственным содержанием чайной. Там можно и просто поесть, и чаю попить в самом разном стиле и самыми разными способами. Но самой главной фишкой заведения, на наш взгляд, является традиция угощать всех прохожих бесплатным чаем. Как люди, проводившие в свое время открытые городские чаепития, мы с особым трепетом относимся к аналогичному опыту.
Будете в Джакарте, не пройдите мимо.
Еще один геотермальный чай
Исландские компании, занимающиеся работой с геотермальными источниками, получили грант на исследование возможности использования геотермальной энергии для сушки чая в Кении. Следует отметить, что в Кения — это один из флагманов мировой геотермальной энергетики, строящаяся там сейчас электростанция Olkaria VI и вовсе обещает быть крупнейшей геотермальной электростанцией в мире. Так что использовать подземный пар на благо народного хозяйства кенийцы умеют.
Исландско-кенийский проект по геотермальной сушке чая, в случае успешной его реализации, убьет сразу ух актуальных зайцев. Во-первых, снизит стоимость одной из используемых при производстве чая технологических процедур. Во-вторых, сделает производство чая более экологичным, так как позволяет обойтись при этом самом производстве без сжигания дров и прочего топлива.
Ну а мы обратили внимание на этот проект в первую очередь потому, что некоторое время назад уже писали об одном геотермальном чае. Там, правда, речь шла об Аляске и об использовании геотермального тепла для обогрева теплиц с чаем — но это ведь не важно. Важно, что в случае успеха и аляскинского, и исландско-кенийского проектов в мире появится сразу два геотермальных чая. Хоть и с разным характером геотермальности. А это уже прикольно.
Саженцы чая как бизнес-проект
Кстати, о грантах. Группа исследователей из Вашингтонского государственного университета получила уже второй грант на исследование возможностей и способов выращивания чая на северо-западе США. Судя по всему, основной коммерческий потенциал северо-западные американские исследователи видят не в производстве и продаже чая, а в продаже саженцев чайных кустов. А в качестве своих потенциальных потребителей видят проекты типа орегонского Minto Island Growers, который, вообще-то, занимается выращиванием овощей, но ведет и небольшую чайную плантацию, собирает с нее чайный лист и производит из него небольшое количество чая.
Вообще, если рассуждать предельно цинично, то ставка на саженцы очень рациональна. Производить в США конкурентоспособный чай — это пока почти фантастика. При этом в тех же США в ближайшие годы явно будет расти количество проектов, которые будут пытать производить конкурентоспособный чай. Всем этим проектам понадобится посадочный материал — проверенных и прошедших акклиматизацию сортов. Всем этим проектам понадобятся консультации по выращиванию и производству чая. Все эти проекты будут совершать ошибки с и столкнутся с природными факторами, в результате которых часть кустов погибнет. И всем этим проектам снова понадобится посадочный материал и консультации специалистов. А до определенного возраста чайные кусты в питомнике растут хорошо и быстро достигают товарного вида, с них даже можно успеть немного листьев собрать — из хулиганских соображений. Ну а то, что после высадки на плантации клиентов риски для этих кустов значительно вырастут — это уже проблемы клиентов.
Короче говоря, чайный питомник, при разумном подходе, может стать для его владельцев источникам бесконечной последовательности радостных событий.
Чай с толокном
В скором времени мы, наверняка, разразимся циклом материалов о чайной культуре Казахстана. Чай в Казахстане не только потребляется в больших количествах, но и интегрирован в гастрономическую традицию гораздо глубже, чем во многих других потребительских чайных культурах. Обо всем этом мы обязательно еще напишем — но потом. А сейчас поделимся тем, чем невтерпеж. Чаем с толокном.
Толокно, как известно, это высушенные, легко прожаренные и перемолотые или истолченные в ступке (так ортодоксальнее, конечно) зерна злаковых культур. Конкретные злаки, используемые для изготовления толокна, сильно зависят от региона, потому что толокно делается по принципу «что ближе, то и перемололи». В дело могут пойти овес, ячмень, горох, просо, пшеница, рожь — причем как по отдельности, так и в произвольных комбинациях.
Нам в руки попало пшеничное толокно, которое в этих краях чаще всего называют талкан. Хотя есть у него и несколько других повседневных названий. Нам встречались названия жент и жарма — но это, скажем так, названия, перенесенные с одного продукта на другой. Жент — это вкусняшка к чаю, которая делается в том числе и из толокна. А жарма — это один из вариантов напитка, приготавливаемого из смеси чего-либо локального и кисломолочного (кумыса, например), воды, соли и того же толокна. Так что толокно жентом или жарма называть, пожалуй, не нужно. А вот талканом — вполне.
Так вот. Толокно просто добавляется в черный чай. В каноническом варианте — вместе с молоком и сахаром. И этот канонический вариант, на самом деле, самый вкусный. Но черный чай с толокном без молока и сахара тоже обязательно нужно попробовать. Потому что такой напиток своим вкусом очень напоминает генмайчу — хорошо всем известный зеленый японский чай с обжаренным рисом и рисовым попкорном. Как ни крути, а обжаренные злаки — они везде обжаренные злаки. Хоть в Японии, хоть в Казахстане.
Что же касается черного чая с молоком, сахаром и толокном, то это отличный поздний вечерний напиток. Отлично подходящий в тех печальных случаях, когда есть перед сном хочется, но при этом не хочется есть ничего существенного. Чувство легкого голода сладкий и молочный чайный напиток с характерной печеной нотой утоляет отлично. Тем более, что как его не размешивай, часть толокна, немного набухшего и сладковатого, осядет на дне чашки — и его можно будет выскрести ложкой и съесть.
Пишите письма и помогайте материально
Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!
Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем… Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий