Сегодня в «Чайных параферналиях»: зеленый чай с подземным грибом, шпаргалка для маркетинга «на крови», розовый и голубой чай для объявления пола ребенка, Lipton и устойчивое развитие, чайная улочка и чайные переулки Нанкина, индийские чайные стартапы, черный чай с вьетнамским жасмином и новый раздел на нашем сайте.

Грибной зеленый чай

Китайские и немецкие ученые провели серию экспериментов по придания настою зеленого чая коммерчески привлекательного аромата с сохранением его антиоксидантных свойств за счет ферментации этого самого настоя с порией кокосовидной. Пория кокосовидная (Wolfiporia extensa или Poria cocos), он же фу-линь, он же трутовик кокосовый, он же вирджинский трюфель и еще много других названий — это гриб, который растет под деревьями неглубоко под землей и формой немного напоминает кокосовый орех. Он достаточно широко применяется в народной медицине и кулинарии в тех регионах, где растет — а теперь вот его и к чаю подключили.

Пория кокосовидная (Wolfiporia extensa или Poria cocos). www.texasmushrooms.org

Причиной проведения эксперимента стало стремление создать зеленый чай под западный рынок. Который будет обладать высокими антиоксидантными свойствами, столь любимыми западными продавцами и потребителями чая. И не будет обладать характерным для зеленого чая ароматом, который непривычен для западных потребителей. Для того, чтобы решить эту непростую задачу, ученые поместили настой зеленого чая с порией в биореактор и продержали там семнадцать часов. В результате ферментации с грибами им удалось получить зеленый чай с приятным ароматом жасмина и цитрусовых, сохранивший при этом высокие антиоксидантные свойства — на уровне 80% по сравнению с исходником.

Полный текст статьи появится только в ноябре, мы постараемся эту тему отследить и если там окажется что-то интересное, обязательно об этом расскажем. Все это очень интригующе, конечно.

Шпаргалка для маркетинга на здоровье

Английская UK Tea and Infusions Association не так давно запустила сайт, являющийся, по сути своей, набором шпаргалок для любого человека, решившего поэксплуатировать тему полезности для здоровья чая и разных околочайных напитков. Сайт называется Tea Advisory Panel и на нем собраны и удобно структурированы научные статьи и мнения специалистов, касающиеся влияния чая и аналогичных напитков на наше драгоценное здоровье.

Tea Advisory Panel

Все эти статьи и мнения сгруппированы по темам и по чаям. Ну то есть если тебя, например, интересует, как чай влияет на сердечно-сосудистую систему, ты идешь в соответствующий раздел, читаешь короткую справку, написанную в стиле «хорошо влияет, потому что флавоноиды» и получаешь несколько ссылок на открытые научные статьи. А если ты хочешь узнать, чего такого полезного есть в ромашковом чае, к твоим услугам опять есть специальная справка и несколько ссылок.

Короче говоря, попсовые сообщения на медицинские темы теперь станет делать еще проще, особенно с учетом того, что проект Tea Advisory Panel явно будет развиваться. Два-три клика — и у тебя под рукой убедительная информация, в которой часто используется слово «доказано», которая опубликована солидной организацией и подкреплена авторитетом конкретных ученых, тоже вполне себе солидных. Это очень удобно, на самом деле.

Иронизировать по поводу того, что вся эта информация не имеет практически никакого отношения к здоровью конкретного потребителя, можно, конечно, сколько угодно. Но тут есть нюанс. Вот краткая выжимка из статьи, в которой специалисты Tea Advisory Panel рассказывают о полезных свойствах чая.

Чай улучшает память, помогает сосредоточиться, снижает артериальное давление и риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, бодрит, успокаивает, защищает зубы, стимулирует развитие бифидобактерий в кишечнике, улучшает настроение и снабжение мозга кислородом, обладает противовоспалительным действием, снижает расход топлива на 40% и помогает лучше выполнять домашнее задание.

Понятное дело, что речь идет о разных чаях и что про снижение расхода топлива мы пошутили. Но это все не важно. Такую волну маркетингового позитива не перешибить ни занудным скептицизмом, ни самым злым стебом. Чайный маркетинг «на крови» исключительно эффективен и быстро становится одним из основных драйверов чайного рынка. А на некоторых чайных рынках уже, пожалуй, и стал таким самым главным драйвером.

А еще такой маркетинг не только эффективен, но и очень удобен практически для любого чайного проекта. Возможность прикрепить к каждому конкретному способу целебного воздействия конкретный чай или травяной сбор открывает широчайшие возможности для столь модной сейчас кастомизации. Совершенно шикарно и очень весело эту тему отрабатывает, например, проект «Золотой Алтай» со своими сборами типа «Геморрою нет» и «Печень в норме». Мало того, дешевизна и относительная безвредность чая делают «оздоровительный маркетинг» практически безопасным. Едва ли человек, купивший чай, стимулирующий мозговую деятельность или потенцию, придет жаловаться на его неэффективность.

Кастомизация от «Золотого Алтая». www.exler.ru

Ну и забавно, конечно, в очередной раз отмечать цикличность чайной истории. О том, что отличную замену большинству модных и функциональных чаев и травяных сборов можно купить за копейки в любой аптеке, в отделе лечебных трав, даже и говорить нечего. А вот вспомнить, наткнувшись на полный оптимизма проект Tea Advisory Panel, наши собственные статьи двадцатилетней давности на старом титипсе было очень прикольно. Сейчас, конечно, немного изменилась терминология — раньше писали «чай улучшает пищеварение», а сейчас пишут «чай стимулирует развитие бифидобактерий». И стиль подачи информации изменился. Но в общем и целом от всего этого оздоровительного оптимизма я лично как будто в молодость вернулся.

Что, конечно, доказывает омолаживающее действие чая.

Чай для объявления пола ребенка

Лет 10-15 назад в США возникла забавная традиция — устраивать вечеринки, посвященные объявлению пола будущего ребенка. Ну то есть такие вечеринки, на которых будущие родители радостно объявляют, что у них будет девочка или мальчик, но делают это не просто так, а с подвывертом. Называется такая вечеринка Gender Reveal Party и проходит по примерно следующему сценарию. Гости собираются, дарят подарки будущему ребенку и разбиваются на две команды — голубую и розовую. В течение некоторого времени две эти команды каким-либо забавным образом соревнуются, ну там в «Крокодила» играют или в «Слона» — а потом наступает кульминационный момент вечеринки. Который заключается в том, что будущие родители что-то делают, а это что-то становится голубым или розовым — ну и все сразу все понимают и радостно кричат. Кульминационным действием может быть, например, вскрытие коробки с розовыми или голубыми воздушными шариками. Или разрезание торта, у которого начинка окажется нужного цвета. Или взрыв какой-либо пиротехники с цветным дымом. Или заваривание чая, настой которого дает нужный цвет.

Gender Reveal Tea. © Keith Berr Productions

Собственно с чая с названием Gender Reveal Tea, на который мы, честное слово, наткнулись совершенно случайно, мы эту историю и раскрутили. Набор из двух травяных чаев, один из которых дает розовый настой, а другой — голубой, продается всего за 20 долларов. Какой только ерунды не встретишь на этом нашем с вами чайном рынке, коллеги.

Lipton и устойчивое развитие

Российский Forbes опубликовал статью «Деньги буквально валяются под ногами»: как Lipton сократил затраты, сделав ставку на устойчивое развитие», в которой анонсирована книга Ребекки Хендерсон «Капитализм в огне: как сделать эффективную экономическую систему человечной». И приведен отрывок из этой книжки, в котором автор рассказывает об изменении чайной стратегии бренда Lipton в период с 2006 по 2019 год. Основой этого изменения стал переход к новой этике производства и продажи чая, основанной на принципах устойчивого развития. В условиях ценовой войны переход к этой новой этике, сопровождающийся изрядными затратами, многим казался авантюрой — однако Lipton рискнул. Некоторые подробности перехода к новой этике приведены в статье. Ну и автор книги оценивает результаты этого решения позитивно — однако надо учитывать, что книга была написана еще до пандемии. И еще не очень понятно, как соотнести позитивный настрой автора с озвученным не так давно решением Unilever отказаться во многих странах от работы с брендом Lipton как с брендом недорогого черного пакетированного чая. Впрочем, возможно, это связано с тем, что высшим проявлением этичности бизнеса является полное отсутствие бизнеса — тогда он совсем никого не напрягает.

Ребекка Хендерсон и книга «Капитализм в огне»

Чайные улочки и переулки Нанкина

В начале 2021 года в Нанкине, в районе Юхуатай началась реконструкция улицы Шихуа. Причем не просто реконструкция, а чайная реконструкция. Дело в том, что 90% всей коммерческой деятельности на этой улице и прилегающих к ней переулках связано с чаем — там работает более 50 только чайных проектов.

Чайные детали улицы Шихуа. www.jntimes.cn

Так вот. При планировании реконструкции улицы, помимо очевидного ремонта и развития инфраструктуры, было принято решение сделать улицу максимально чайной. Заключаться эта чайность будет в ландшафтных решениях, связанных с чайной культурой, в создании локаций, удобных для чаепитий и в адаптации коммерческой инфраструктуры под чайные и околочайные бизнесы. Одних только чайных малых архитектурных форм там планируют установить около семидесяти, фотографии некоторых из них уже есть в китайском интернете. Обязательный фонтан-чайник и скульптуры чайных крестьян и караванщиков со всеми положенными атрибутами там уже есть.

Чайные детали улицы Шихуа. www.jntimes.cn

Ну то есть, фактически, улица Шихуа превратится в чайный кластер, который, как это часто бывает в таких случаях, начнет притягивать к себе и покупателей, и бизнесы, и просто людей, желающих приятно провести время. К настоящему времени реконструкция улицы завершена на 60% — а когда все закончится, в Китае появится еще одно приятное чайное место с конями.

Индийские чайные стартапы

Один из индийских сайтов по случаю прошедшего недавно Международного дня чая опубликовал список из двенадцати индийских чайных (в широком смысле этого термина) стартапов. Сложно сказать, насколько эта подборка соответствует реалиям индийского чайного рынка — но почти все перечисленные в подборке стартапы — это проекты, торгующие чайными купажами. Они, конечно, заметно различаются упаковкой и декларируемой концепцией, но все так или иначе работают с традиционными индийскими чайными смесями (масала, кахва) и с местными растительными компонентами. Иногда с небольшим закосом под Англию или США. Изучать ассортимент таких проектов всегда интересно, узнаешь много нового и радуешься неожиданным сочетаниям, типа зеленого чая с манго, имбирем и фенхелем.

Индийская «Чайная тележка»

Немного особняком в списке стартапов стоят маркет-плейс TeaOrb специализирующийся на ассамах, и сеть чайных Chai Thela, «Чайная тележка», некоторые точки которой в виде тележки и оформлены. Причем оформлены не под копирку, каждая конкретная чайная, сохраняя фирменное цветовое решение и некий общий стиль, является самостоятельным объектом наивного искусства. До таких высот жизнерадостности, как пакистанская Chai Wala из прошлых «Парферналий», Chai Thela, конечно, еще не дотягивает — и чайники у них пока однотонные. Но движется «Чайная тележка» явно в правильном направлении.

Черный чай с вьетнамским жасмином

В наших краях жасмин крайне редко используется для домашней ароматизации чая. Во-первых, на рынке хватает готовых жасминовых чаев и мысль о самостоятельной жасминовой ароматизации редко кому приходит в голову. Во-вторых, жасмин в наших краях не растет, в сушеном виде стал доступен относительно недавно и в традиционную культуру добавок в чай войти не успел. В-третьих, даже если мысль о домашней ароматизации чая жасмином приходит кому-то в голову и этот кто-то добывает-таки бутоны жасмина, он, чаще всего, становится жертвой стереотипа и добавляет их в зеленый чай. И, чаще всего, результат такой ароматизации его разочаровывает. Как ни крути, а зеленый чай, ароматизированный цветками жасмина на этапе производства с последующим их отсеиванием, и зеленый чай, заваренный с цветками жасмина — это два заметно разных продукта. И, наконец, в-четвертых, если просто пойти в магазин и купить там бутоны жасмина, то это будут не очень интересные бутоны жасмина. Нет, они будут выглядеть как жасмин, будут пахнуть как жасмин и вообще будут жасмином — но чаще всего прошедшим довольно жесткую сушку, иначе им просто будет сложно пройти фитосанитарный контроль и поступить в официальную продажу.

Черный чай с вьетнамским жасмином. © Ольга Никандрова

А жасмин для домашней ароматизации лучше добывать в местах его непосредственного произрастания и выбирать при этом варианты жасмина, которые правильнее будет назвать не сушеными, а вялеными. Такой жасмин даже на ощупь отличается от своих пересушенных родственников — он маслянистый, менее сыпучий и у него совсем другой аромат. Если привыкнуть к аромату пересушенного жасмина, то в вяленом жасмине с первого раза можно жасмин и не опознать. Привычные жасминовые ноты в его аромате, конечно, присутствует — но они подбродившие, тягучие, сладкие и медовые. Неожиданный аромат, короче.

Черный чай с вьетнамским жасмином. © Ольга Никандрова

Ну так вот. Этот вот вяленый жасмин (наш из Вьетнама, спасибо, Хонг) отлично сочетается с черным чаем. Две чайных ложки на три-пять граммов чая и на литр кипятка. И получится просто замечательный напиток с маслянистым и жасминовым ароматом и легкой дополнительной цветочной и чуть сладкой нотой во вкусе. Ну и на вид симпатичный, конечно.

«Чайный кругозор»

Мы тут на днях посмотрели на кучу скопившихся у нас фотографий разных чаев и подумали, что надо превратить их в небольшие слайд-шоу с закадровым рассказом. И сделали на нашем сайте новый раздел, который назвали «Чайный кругозор» и в котором мы намерены публиковать небольшие описания чаев. В которые будет входить ролик с озвученным слайд-шоу, несколько фотографий, короткий текст и, иногда, динамическое описание чая. Вот первая история «Чайного кругозора».

«Чайная пыль» и обратная связь

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет делать «Параферналии» еще более качественными. Спасибо!

Загрузка ... Загрузка ...

Мы закончили цикл опросов «Чайная пыль русского чаепития» и опубликовали первый — чисто статистический отчет по его результатам. А еще мы провели точно такой же опрос в сообществах, не связанных с чаем — и теперь у нас есть ответы на одинаковые вопросы, полученные от «чайников» и от «нечайников». А это, во-первых, значит что каждый из вас теперь может еще раз ответить на вопросы, связанные с основными маркерами русского чаепития — и сравнить свои ответы со ответами среднестатистического русскоязычного потребителя чая. Мы назвали этот тест «Чайная деформация». Ну а во-вторых, у нас появилась возможность описать, чем отличаются «чайники» от «нечайников», чем мы и займемся в следующем посте нашего блога.

Это были «Чайные параферналии» — подборка всякой занимательной чайной всячины. Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии и рассказывайте о нас другим любителям чая. Нам будет приятно.

Спасибо за внимание! Удачи!