На видео — только гастрономическая часть поста.

Саган-дайля (Рододендрона Адамса, Rhododēndron adāmsii) — это такой предмет, разговор о котором неизбежно коснется трех тем: гастрономической, нормативной и физиологической. У саган-дайли яркий узнаваемый вкус и неплохой композиционный потенциал. Она, будучи рододендроном, автоматически входит в перечень растений, запрещенных к использованию в составе БАД в странах Таможенного Союза. У нее репутация сильного стимулятора с возможными целебными свойствами — например, противомикробным действием. В принципе, нас интересует только ее гастрономическая функциональность, но проигнорировать физиологическое действие саган-дайли и ее нормативные сложности мы не можем.

С нормативным статусом саган-дайли, на самом деле, все довольно просто. Существует такой документ, который называется «Перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище». Он состоит из двух списков. И все без исключения рододендроны, а значит — и саган-дайля, включены в первый из списков, который называется «1.1. Растения и продукты их переработки, содержащие психотропные, наркотические, сильнодействующие или ядовитые вещества». Этот список включает в себя 339 родов и видов растений. Среди которых есть лофофора Вильямса, нежно любимая всеми поклонниками Кастанеды, шалфей предсказательный, будораживший интернет несколько лет назад, белена и белладонна, хорошо известные нам по фольклору и куча других, безусловно спорных растений. Но в этом же списке присутствуют барбарис, бадьян анисовый, жимолость, конопля и некоторые другие растения, свободно продающиеся в том или ином виде в магазинах и регулярно употребляемые многими из нас в пищу. А еще в том же списке присутствуют лекарственные растения, типа коры хинного дерева, чистотела, багульника, полыни и других. Короче говоря, когда видишь все эти растения в одном списке, возникает естественный вопрос: «что за фигня». Ответить на этот вопрос помогает присутствие в списке еще одного хорошо знакомого растения — мускатного ореха. Который, как известно, в небольших количествах является отличной и совершенно легальной пряностью, а в больших может вызвать изрядные проблемы со здоровьем. Короче говоря, в этот причудливый, на первый взгляд, список внесены растения, которые могут быть опасны при специфическом употреблении и/или при употреблении в больших количествах.

Фактически это означает, что Рододендрон Адамса является легальным продуктом, ответственность за безопасное употребление которого полностью переложена на потребителя. Видимо, такой зыбкий статус и недоизученность саган-дайли заставляют с осторожностью относиться к ней многих, особенно крупных, продавцов и производителей чая, которым просто есть, что терять в случае возникновения непредвиденных последствий ее употребления. Поэтому практически вся саган-дайля на российском рынке продается небольшими проектами.

Что касается физиологического действия саган-дайли, то с ним все просто. Тонизирующее и стимулирующее действие саган-дайли было изучено, например, специалистами Иркутского государственного медицинского университета — и подтвердилось, мало того, иркутяне выяснили, что как стимулятор и тонизирующее средство саган-дайля превосходит элеутерококк. А буквально в прошлом году интернациональная группа ученых исследовала несколько рододендронов, в том числе и Адамса — и обнаружили в нем 48 различных биологически активных компонентов, под ссылкой есть полный список.

Так что в том, что саган-дайлю, как и некоторые другие виды рододендронов, используют в качестве стимулятора и лекарственного средства в ряде традиционных культур, нет ничего удивительного. Но и тут есть нюанс. Представители этих культур исторически вели образ жизни, подразумевающий однообразную пищу, принимаемую в недостаточных количествах, и существенные и постоянные физические нагрузки. В таких условиях любой дополнительный стимулятор и источник витаминов и микроэлементов идет на ура, в таких условиях отвару сосновых иголок радуются. А вот нужна ли саган-дайля в качестве стимулятора и оздоровительного средства современному сытому, довольному и ненапряжному (относительно алтайского охотника) городскому жителю — большой вопрос. И подействует ли она на него — тоже не ясно. А пробовать все на себе и проверять все индивидуально в данном случае опасно и безответственно —  не нужно забывать, что саган-дайля входит в список растений, которыми не нужно злоупотреблять.

В свете всего сказанного самое разумное отношение к саган-дайле — это отношение к ней как к специи. Как к перцу, например, или к упомянутому уже мускатному ореху. Ну то есть отношение чисто гастрономическое и адекватное (ложками не есть, при малейших сомнениях отказываться от употребления).

Если рассматривать саган-дайлю с точки зрения вкуса и аромата, то надо понимать, что гастрономически она является очень сильным компонентом. Сравнимым, например, с лавандой или лимоном (не по вкусу, а по яркости). А это значит, во-первых, что при добавлении саган-дайли в чай итоговый результат будет очень зависеть от дозировки. Во-вторых, гастрономическая сила саган-дайли намекает на то, что при добавлении в чай ее можно будет использовать не только саму по себе, но и в составе сложных композиций. И, наконец, в-третьих, саган-дайля может быстро надоесть — потому что настырная.

Вот это вот «в-третьих» и мешает нам ставить полноценные гастрономические опыты с саган-дайлей, употреблять ее регулярно и на протяжении длительного времени достаточно сложно. Так что при виде рекомендаций по завариванию саган-дайли в стиле «чайная ложка на 250 мл» мы приходим в неконтролируемый ужас. Наша исходная дозировка, при которой вкус саган-дайли в черном (что-либо простое и добротное цейлонское) чае уже чувствуется, но еще не определяется, составляет половину «сагандайлинки» (это примерно 10 мг) на 3 грамма чая и 500 мл воды. Наша обычная дозировка — две «саганлайлинки» на маленький дулевский чайник (250 мл), количество чая — опционально. Так что все наши опыты с саган-дайлей основаны именно на микро-дозировках — это нужно учитывать при их воспроизведении.

Самый простой вариант использования саган-дайли с чаем — это уже упомянутое ее добавление в небольших количествах в черный-красный чай. Высокосортным чаям такая добавка, конечно, не нужна, а вот чаи простые она может вывести на новый уровень. Она добавит чаю хвойно-ягодных нот, это хорошо и приятно. Эта же хвойная ягодность прямо намекает, что саган-дайлю обязательно нужно попробовать добавлять в шэн-пуэры. Ароматизированный шэн, конечно, воспринимается странно, но довольно интересно. А вот шу-пуэры, на наш взгляд, являются вообще оптимальной основой для добавления саган-дайли, потому что меняются от этого добавления меньше других чаев (при равных дозировках, конечно). При добавлении саган-дайли в черный чай, в шэн, в белый или зеленый чай даже в незначительных дозировках мы получаем новый напиток. Если речь идет о том, чтобы усложнить вкус простецкого черного чая, то такое изменение даже более или менее оправдано. И сам такой метод можно иметь в виду — но ведь лучше просто пить хороший чай, которому саган-дайля не нужна. А вот шу меняется совсем немного, в него саган-дайля добавляет нехарактерные для этого чая, но гармонично с ним сочетающиеся ягодные ноты — и получается очень любопытно. Если саган-дайли положить немного (две «сагандайлинки» на 300 мл), то эти ягодные ноты будут совсем легкими. Если увеличить дозировку в два раза, то они уведут аромат шу в сторону ягодного киселя (в брикетах такой, сушеный), но при этом не изменят лица чая. Получается забавно.

Но самая интересная работа с саган-дайлей начинается, когда к ней и к чаю добавляется какой-либо третий компонент. Самая интересная и самая сложная, потому что саган-дайля в сложных композициях очень капризна к дозировке. Положишь мало — она будет опознаваться в итоговом напитке, но будет в тени других компонентов и не будет представлять интереса. Положишь много — и в итоговом напитке будет только саган-дайля, а это тоже не совсем то, что нужно. Короче говоря, дозировки приходится очень тщательно подбирать. Что, одновременно, является и достоинством, и недостатком саган-дайли —работать с ней интересно и азартно, но результат получается не очень технологичным.

Мы проверили сочетания саган-дайли и черного чая с мятой, лавандой и перцем в разных дозировках — все мимо. Ну то есть пить можно, но не понятно зачем. Затем проверили комбинацию «черный чай + саган-дайля + сушеные апельсиновые корки» — и вот здесь уже получили интересный напиток с мощным леденцовым тоном. Этот тон получился очень необычным и далеким и от естественных чайных вкусов, и от привычной сладости, что мы его даже не сразу формализовали. Это было очень прикольно, но немного не в нашем вкусе, поэтому мы резко сменили направление подбора третьего компонента и пошли в сторону смолы-хвои-дегтя. И приготовили еще четыре смеси на основе черного чая и саган-дайли.

В первую добавили сушеных березовых листьев, во вторую — шишки корейской пихты (мы писали о них вот здесь), в третью — нарезанную свежую хвою с ближайшей сосны, а в четвертую — ягоды можжевельника. Идея с компенсацией-гармонизацией ягодного тона саган-дайли чем-то ярким, но не сладким или кислым оказалась продуктивной. Все четыре варианта получились вполне приличными, нашими личными фаворитами стали сушеные березовые листья и ягоды можжевельника. Березовый деготь максимально далек от ягод всем, и вкусом, и ароматом — так что и баланс получился толковым, и вкус приятным. С ягодами можжевельника история получилась вообще прикольной.

Ягоды можжевельника — сложное для заваривания с чаем сырье. Они или совсем не заметны, или уводят все в холод и джин, выхолащивая чай. А с саган-дайлей они раскрылись в своем первородном можжевеловом профиле, добавив в чай (и во вкус, и в фактуру) ароматной и смолистой древесности. Кто нюхал сушеную можжевеловую веточку, тот поймет. В этой комбинации саган-дайля сработала как катализатор можжевеловых ягод, при этом и сама не потерялась — и это очень интересно.

А что же саган-дайля в чистом виде, без чая? Да все с ней в порядке. Если ее заваривать не очень ядрено (чайная ложка — это примерно полтора грамма — на литр воды и примерно 10 минут настаивания), то получится легкий и сладковатый напиток с характерным леденцово-ягодным ароматом. Им хорошо запивать сахарное печенье с корицей — которое, впрочем, отлично запивается и другими напитками. Короче говоря, пьется она без проблем, но гастрономически совершенно не цепляет.