Если вы хоть немного следите за рынком готового к употреблению чая, того, что обычно продается в банках и бутылках и шифруется термином RTD (Ready to Drink) Tea, то наверняка знаете, что большая часть таких напитков — это напитки сладкие, снабженные разными вкусовыми присадками и консервированные. Ну то есть пригодные к многомесячному хранению. Вся эта совокупность факторов — сахар, вкусовые и ароматические добавки и консерванты — заставляют классического любителя чая относиться к таким напиткам, мягко говоря, пренебрежительно.
При этом, если вы следите за рынком таких напитков чуть более тщательно, то, наверняка, замечали, что на протяжении нескольких последних лет самые разные компании, персоны и проекты пытаются сделать хороший RTD-чай. Ну то есть такой, который, в идеале, будет приготовлен из более или менее приличного чая, относительно традиционным способом (холодное настаивание в танках из нержавейки подойдет), и не будет содержать никаких добавок — ни сахара, ни консервантов, ни ароматизаторов.
Принципиальных технологических проблем в производстве такого идеального RTD-чая нет. Заварить или настоять в больших объемах и в контролируемых условиях чай можно на пивоваренном оборудовании. Там же можно осуществить водоподготовку и фильтрацию готового напитка. Проблему хранения можно решить асептическим розливом — это довольно дорого, конечно, но вполне возможно… Я все, безусловно, немного упрощаю — но не особо. Теоретически изготовить чистый RTD-чай не проблема. И практически тоже — периодически появляющиеся стартапы такого рода как бы намекают. И не только стартапы — любимый мною японский проект Royal Blue Tea разливает свой чай по винным бутылкам уже точно больше пяти лет только на моей памяти. А работает и вовсе с 2001 года.
При этом ни один из этих стартапов не взлетел. И на Royal Blue Tea тут кивать не нужно. Это нишевой феномен, жестко привязанный к кластерам дорогой торговли Токио, Гонконга и Сингапура. Практически все проекты более или менее естественного RTD-чая проходят один и тот же путь. Яркий выход — причем скорее даже не на рынок, а в специализированное информационное пространство — живейшее внимание и полная поддержка коллег — коллаборация с каким-либо премиум-проектом (ибо продукты получаются дорогими) — опциональная засветка на каких-либо мероприятиях — и тишина.
Причина такой тишины, однозначно свидетельствующей о полном крушении всех планов и надежд из шести букв (вторая — и) не только в высокой цене за бутылку. И уж точно не в том, что потребители — идиоты с испорченным сахаром вкусом (потребители скорее шизофреники — но это тема для отдельного разговора). А прежде всего в том, что инициаторы проектов по созданию «хорошего бутилированного чая» попадают в классическую ловушку интересной задачи.
Чтобы объяснить смысл этой ловушки, я, с вашего позволения, предамся воспоминаниям. Я по образованию инженер-системотехник. И достаточно долго разными способами крутил хвосты компьютерам. Профессионально — примерно с 1991 года. Настоящим компьютерным старожилом меня назвать нельзя, я принадлежу к тому поколению IT-специалистов, на которое пришлось превращение компьютеров из инструмента профессионального в инструмент массовый и повседневный. Но я успел погонять клингонов на ДВК. И застал компьютерщиков ранних поколений, в том числе и романтического приваловского типа. Для которых программирование было даже не ремеслом, а искусством. И которые понимали красоту алгоритмов, не хуже чем Снейп — красоту кипящего котла.
Короче говоря, для меня переходы с монохромного текстового дисплея сначала на четырехцветных графический, а потом на EGA и так далее были реальными шагами в будущее. А когда я распаковал мультимедийный Gateway с хорошей звуковухой, акустикой с вынесенными басами и плоским экраном и увидел, как он воспроизводит какой-то видеоклип с компакт-диска, то вообще впал в благоговейный ступор. Вместе со своими коллегами-компьютерщиками.
А вот присутствовавшие при этом студентки в благоговейный восторг не впали. И посматривали на нас в недоумении. Во-первых потому, конечно, что много дали воли ихней сестре при Советской власти. А во-вторых потому, что на дворе стоял 1994, кажется, год. Терминаторов и Робокопов уже все видели. MTV на самом пике. Видеомагнитофоны давно перестали привлекать внимание. Мир, конечно, еще не стал цифровым, но видеоконтентом был уже перенасыщен. И тут вдруг по непонятным причинам нормальные, в общем-то, парни смотрят клип на экране и прыгают от восторга.
Мы прыгали потому, что находились внутри индустрии — и для нас нормальное видео на компе было реальным прорывом. А для стороннего наблюдателя это видео ничем не отличалось от видео из телевизора. И этот сторонний наблюдатель оценивал видео не с точки зрения технической возможности его воспроизведения и профессиональных перспектив, а по содержанию. А клип там был так себе. На MTV клипы были гораздо круче. В 1994 года вышли крэнбиревские Zombie, Crazy от Aerosmith, Элтон Джон для «Короля Льва» разного напел. Да и вообще богатый был год — и ничего особенного и интересного в каком-то проходном клипе мудрые девушки не видели. Что вы говорите? Весь прикол в том, что он с компьютера? А какая разница?
Вот и с хорошим RTD-чаем примерно такой же расклад. Для человека, находящегося внутри индустрии, разработка такого чая — это вызов и интересная задача. Ее относительная сложность, приличный вкус полученного напитка и практически полное отсутствие таких чаев на рынке создают иллюзию того, что хороший RTD-чай и коммерчески будет успешным.
А для обычного потребителя такой продукт — это просто холодный чай. Что вы говорите? Он в бутылках и в нем совсем нет сахара и консервантов и у него вкус, как у обычного чая?
Ну и что?
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий