Золотой чайный порошок

Радикально расширяющая чайный кругозор новость пришла из Японии. Тамошние таможенники отчитываются о том, что в последние годы вырос объем контрабанды золота в Японию. И способы этой контрабанды стали более причудливыми. Так, например, золотой песок для нелегального ввоза в Японию стали прятать в нижнем белье и смешивать с чайными порошками.

Никак не могу прокомментировать нижнее белье с золотым песком. А вот по поводу смешивания чайного порошка с золотым песком свое высокое экспертное мнение выскажу.

Порошковый чай с золотым песком (или с золотым порошком, по автоматическому переводу сложно понять, о чем точно идет речь) — это, безусловно, плодотворная дебютная идея. Смотрите.

В Китае производим дешевый порошковый зеленый чай, смешиваем его с золотом и привозим его в Японию как дешевый зеленый чай. В Японии золото от дешевого китайского чайного порошка отделяем и продаем на чайную фабрику. Где его смешиваем с настоящей японской матчей (из Удзи, ясен пень) и продаем в Китай как золотой порошок. В Китае золото и чай снова разделяем, матчу продаем в кофейни на латте, а золото снова смешиваем с дешевым порошковым чаем и отправляем в Японию как дешевый зеленый чай. И так по кругу. 

Красивая многоходовка, как мне кажется. Выйду на пенсию, пойду в контрабандисты.

Контроль за туристами на чайных плантациях

В очередной китайской статье, описывающей создание базы чайных изображений для обучения систем искусственного интеллекта, наткнулся на любопытное объяснение того, зачем все это нужно. 

Там вообще занятная работа. Наши ученые китайские чайные братья искали в интернете чайные фотки и видосики, связанные со сбором чайного листа, корректировали их и систематизировали по условиям сбора чая (в дождь, в туман, на фоне кустов, на фоне ясного неба, издали и т.п.) и действиям людей. Причем основных видов действий во время сбора чая исследователи выделили пять. Сбор чая руками, сбор чая машиной, идущие люди, стоящие люди и беседующие люди. Исчерпывающая характеристика всей движухи на чайных плантациях. И немного напоминающая кота Фосса Эдварда Лира. Который тоже выполнял разные действия.

Так вот. Описывая свою работу по сбору и систематизации чаеуборочных фоточек и видосиков, китайские ученые попытались, повторюсь, подробно объяснить, зачем они все это делают. Обычно, когда создатели подобных баз данных пытаются ответить на вопрос «а нафига», они ссылаются на два класса задач.

Первый класс задач — это распознавание и оценка действий людей. Ну типа точно ли данный конкретный человек проводит чайную церемонию или собирает чай? И насколько качественно он это делает? Не берет ли лишний листик? Не бьет ли посуду? Это, в принципе, перспективное направление. Лет через пять какой-либо владелец сети чайных клубов поставит камеры во всех своих заведениях и, если вдруг какой чайный мастер вместо того, чтобы три раза встряхнуть чайник, перепутает шу и шэн или вступит в греховную связь с канарейкой, то владелец получит на пейджер соответствующее текстовое сообщение. И сможет принять взвешенное решение о продвижении данного чайного мастера по службе. Это удобно.

Второй класс задач — это обучение будущих роботов. Там тоже все более или менее понятно. Робот насмотрится разных видосиков про чайные церемонии и заменит всех чайных мастеров в чайных клубах. В том числе и в ситуации с канарейкой — если будет соответствующее видео, конечно.

Но китайские ученые смогли выделить еще одно направление использования баз данных изображений. В принципе, относящееся к первому типу, к распознавательно-контрольному. Но с неожиданным уточнением. Они предполагают, что с помощью их картинок можно будет контролировать туристов, праздно шатающихся по чайным плантациям. 

А то вдруг какой коварный турист придет на чайные плантации и начнет делать там что-либо запрещенное…

Чайный вагон и стариковское брюзжание

С 7 февраля 2025 года в составе пригородного поезда Барнаул — Бийск «Калина Красная» начал курсировать Чайный вагон. Когда мне вчера коллеги прислали эту новость (Дмитрий, Константин, спасибо большое), я обрадовался несказанно.

Я вообще очень люблю железнодорожный чай. И даже как-то раз написал большой материал, такому чаю посвященный (и быстро устаревающий, к сожалению). Для меня железнодорожный чай является одним из важных элементов неповседневной повседневности. Ну то есть такого состояния, которое, вроде как, уже является немного непривычным — но при этом не выходит за рамки обычной жизни совсем уж радикально. Как традиционный праздник, например. Или не менее традиционный поход в баню. 

Поэтому за железнодорожным чаем я внимательно слежу. И вписываюсь в него при первой же возможности. Мой последний чайный железнодорожный опыт был чудесным, кстати. В поезде из Бишкека в Рыбачье (Балыкчи), что в Киргизии, есть пара пижонских вагонов с панорамными окнами, очаровательными низкими столиками возле каждой пары диванчиков, на которых мы пока отлично помещаемся всей семьей, и небольшим чайным баром. Где готовят что-то типа ташкентского чая, с мятой и лимоном, и продают свежие пироги. Причем чай подают в чайниках — за что этой подаче можно простить даже бумажные стаканчики. Да и ташкентскому чаю все равно, на самом деле. Хотя в следующий киргизский раз, если этот поезд будет у нас в планах, я возьму с собой пиалы.

Ну и вот, стало быть, Чайный вагон на Алтае. В поезде, который катается по шукшинским местам и, на минуточку, по местам с развитыми и разнообразными чайными традициями. В котором, если судить по фотографиям и описаниям, железнодорожную чайную тему слили напрочь.

В первую очередь потому, что там нет нормальных столиков. Там сидячий вагон самолетного типа, с хлипкими столиками, которые откидываются от спинок предыдущих кресел. Когда на такие столики ставятся бумажные стаканчики с чаем из расписного термоса, то становится совершенно не важно, что чай там, наверняка, сделан по каким-то местным рецептам и что к нему подают свежую с виду выпечку. Все это полная фигня, если чай неуютно пить.

Все фотографии: ВК Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД)

Во вторую очередь потому, что чаем в Чайном вагоне «Калины красной» поят не просто неудобно, а еще и под культурную программу. Под лекции о чайном деле и традициях чаепития в нашей стране, мастер-классы, викторины, интерактивы и документальные фильмы, которые показывают на общих телевизорах — ну то есть от них никуда не деться.

Я, конечно, уже убежденный чайный старый брюзга, поэтому на своей точке зрения не настаиваю. Но набрюзжу ее непременно. Дорожная анимация — это верный признак того, что пассажиру в дороге будет неуютно. И его нужно от этого неуюта отвлекать. И еще дорожная анимация нужна малолетним идиотам, которые не могут оценить невероятный кайф трехчасового дорожного покоя. Взрослому же человеку это не нужно. Сделайте такому человеку возможность уютно сидеть, отвлеченно молчать, нормально общаться и столик, на который можно надежно поставить чай — и он будет вам благодарен. А вместо этого вы ставите ему стакан с горячим напитком на зыбкий столик над коленями и устраиваете ему интерактивные лекции и неотключаемый документальный фильм. Помните про покой и волю? Так вот, в этом чайном вагоне пассажиров мастерски лишают и первого, и второго..

Ну и третья причина, по которой Чайный вагон мне по картинкам совсем не понравился, это непопадание в стереотипы. Стереотипы, конечно, штука спорная — но я почти уверен, что в каждом рейсе находятся пассажиры, которые испытывают разочарование от того, что железнодорожный чай им подают не в стаканах с подстаканниками, а в картонках. Но это уже мелочи и детали, конечно. На которые можно было бы наплевать, если бы все остальное было бы хорошо.

Короче говоря, на месте алтайских железнодорожных коллег я бы немного докрутил чайную тему в вагоне первого класса. Там и так у них чай сервируется на приличном уровне, судя по другим картинкам. Достаточно немного деталей добавить и вывеску сменить — и получится реально классно. Причем текущий чайный вагон можно тоже оставить. Чтобы в поезде был и обычный чайный вагон, и чайный вагон первого класса. Это красиво.

Оценка регенеративности чайных плантаций

Rainforest Alliance — организация, которая следит за тем, чтобы при выращивании или производстве чего-либо все, включая лягушек, были максимально довольны — опубликовала осенью 2024 года методичку по оценке регенеративности чайных плантаций.

Регенеративное сельское хозяйство — это немного расплывчатая пока категория. Обычно таким термином обозначается такая позитивная и созидательная система ведения сельского хозяйства, от которой окружающей среде и людям становится только лучше. А не хуже. Ну то есть почвы не истощаются, реки не пересыхают, лягушки со слонами не вымирают, растительное биоразнообразие сохраняется — и все такое благое прочее. Важной составляющей регенеративного сельского хозяйства является активное использование современных технологий. Если над чайной плантацией летают дроны, то ее регенеративность сильно повышается.

Характерно, что практиковать регенеративное сельское хозяйство обычно предполагается в разных постколониальных регионах. Которые, как легко догадаться, сначала были как следует истощены — ну а теперь их приходится беречь и восстанавливать. Причем с использованием технологий — управленческих, например — разработанных отнюдь не в бывших колониях. Ну то есть всю эту тему можно, при желании, интерпретировать как традиционный обмен продуктов перегретой ценности из метрополии на объективно ценные колониальные ресурсы. Извините. Отвлекся в сторону субботнего антиимпериализма.

Так вот. В упомянутой уже методичке перечислены критерии, по которым нужно оценивать степень регенеративности именно чайных плантаций. Туда относятся управление почвой, биоразнообразием, водными ресурсами, стабильностью урожаев и благополучием локальных сообществ. В методичке каждый из этих блоков расписан более или менее подробно. И это действительно хороший и полезный документ. Если вы работаете с чаем в современной бизнес-этике и, особенно, в США или Западной Европе, то эта методичка станет для вас отличным глоссарием терминов и списком подходов. 2 мая в Лондоне, кстати, будет конференция Women in Tea & Coffee. Женщины на регенеративных чайных плантациях — это брильянт топик для этого ивента.

Забавно, что в работу с регенеративностью чайных плантаций вписался японский холдинг Kirin. Который производит напитки и продукты питания. Причем заниматься регенеративностью чайных плантаций этот холдинг собирается не в Японии, а на Шри-Ланке, откуда активно импортирует чай.

В свете всей той колбасни, которая наступила на Шри-Ланке — в том числе и в чайной индустрии — в результате недавней игры в зеленое сельское хозяйство и кратковременного и печального отказа от сельхозхимии, вся эта регенеративность больше всего похожа на грабли. На которые наши цейлонские чайные братья уже один раз наступали.

Я бы на их месте смотрел в сторону Японии и Rainforest Alliance хмуро и недоверчиво.

Чайная плантация на Шри-Ланке. Photo by Asantha Abeysooriya on Unsplash
Чайная плантация на Шри-Ланке. Photo by Asantha Abeysooriya on Unsplash

Любопытно вот еще что. Если обобщить глобальные маркетинговые чайные тенденции, то можно осторожно так заметить, что в современном актуальном чайном маркетинге этичность потеснила терруарность. Не заменила, нет — эти концепции отлично сосуществуют. Но одеяло маркетингового внимания этичность чая заметно на себя перетянула.

Шри-Ланка, например, еще лет десять назад активно игралась в терруарные стили своих агроклиматических регионов. Действовали наши ланкийские коллеги, конечно, немного беспомощно. И результат их действий был не особо убедительным — но работа на терруарные стили никогда и не бывает быстрой, так что ничего удивительного в этой беспомощности и неубедительности не было. А сейчас об агроклиматических регионах цейлонского чая и не слышно почти ничего. И никто особо не запаривается на то, чтобы подчеркнуть сенсорную разницу между Уда Пусселавой и Сабарагамувой. Вместо этого вот уже лет пять нам рассказывают о том, как цейлонский чай пытается вписаться в органичность, зеленость, устойчивость, регенеративность и прочую модную функциональность.

С маркетинговой точки зрения отказ от терруарности в пользу этичности совершенно понятен. Этичность проще и технологичнее. Причем она удобна всем: и производителям, и продавцам, и потребителям чая. Потому что получить органический сертификат или нашлепку с лягушкой, равно как и произвести чай, оптимизированный по содержанию какого-либо компонента, проще, чем изготовить чай, способный успешно конкурировать на современном чайном рынке только ценой и сенсорными характеристиками, пусть даже и контекстными. И продавать этичный чай проще. И убедить себя его купить тоже легче. Все просто и понятно. Чай — это товар.

Но с человеческой точки зрения замена терруарности на этичность немного расстраивает. Примерно как переход ценимой вами за вкусные чебуреки забегаловки на новый уровень сервиса. На котором прилавок стал шире, вывеска — ярче, продавцы вежливее и стоять на улице в очереди не нужно. Только чебуреки стали не такими вкусными. И перестали проплавлять пакеты.

Чайный автобус в Лас-Вегасе

Всякий раз, когда мне на глаза попадается новость о чайных автобусах — ну то есть о таких автобусах, которые катаются мимо городских и загородных достопримечательностей и на борту которых как-либо по-особенному сервируется чая — я от таких новостей пытаюсь отмахнуться. Ну потому что все с этими автобусами давно понятно, ничего особенного в них нет, пары упоминаний в стиле «а еще с чем вот так бывает» для этой темы вполне достаточно. Однако всегда находится причина, по которой я решаю об очередном чайном автобусе хотя бы пару слов сказать. 

На сей раз такой причиной стала исключительная уместность. Ну потому что розовый снаружи и изнутри автобус с этажерками и стаканчиками с крышкой — как в Атланте, Филадельфии и некоторых других американских городах — катается теперь по Лас-Вегасу. Причем катается по Стрипу, разок отъезжая в сторонку — ну то есть по самым знаковым местам этого города.

Все это дело так и называется — Tea on the Strip. И надо признать, конечно, что этот розовый чайный автобус, который в любом другом месте является безусловным китчем, в Лас-Вегасе становится стилистически безупречными. Магия города, все дела. Если в нем еще и не совсем одетые девушки будут (из взрослой программы Cirque du Soleil, например), то этот чайный автобус вообще будет прекрасен.

Там, в Лас-Вегасе, скоро World Tea Expo, кстати. Так что если кто-то вдруг на эту выставку собирается, то можно одним вечерком забиться в этот розовый чайный автобус и устроить там безобразную чайную драку. Из стремления к уже упомянутой стилистической безупречности и чувства эстетического долга.

Боба-роботы в Лас-Вегасе

Ну и раз уж речь зашла о Лас-Вегасе. 9 февраля в этом милом городе состоится официальное открытие первой бобатишной с названием Clouffee & Tea. Техническое открытие этого заведения состоялось примерно месяц назад и, судя по всему, тестовый период бобатишная отработала нормально. В планах компании, которая открывает заведение, создание сети бобатишных — но что из этих планов получится, пока, конечно, неизвестно.

Richtech Robotics Inc.

Интересной же эта банальная новость про открытие еще одной актуальной чайной является потому, что открывает Clouffee & Tea компания Richtech Robotics Inc. Которая специализируется на разработке и продаже сервисных роботов. Несколько лет назад эта компания выкатила условно антропоморфного робота ADAM, заточенного под приготовления напитков — кофе и чая в первую очередь.

Richtech Robotics Inc.

ADAM — это такой яйцевидный агрегат, напоминающий пепелац эцилоппа. Только престижного белого цвета и с двумя чрезвычайно подвижными манипуляторами. Которыми он, собственно, и манипулирует. И да, работает с напитками ADAM не сам по себе — ему еще нужна сопутствующая инфраструктура. Сама чайная, грубо говоря. Что, с одной стороны, как бы и прикольно — потому что этот робот имитирует работу живого человека. Но как бы и не очень — потому что по сути он ничем не отличается от других чайно-кофейных манипуляторов, которых сейчас на рынке вагон. Я один такой манипулятор пару месяцев назад в Дубае даже застал за занятием, которое иначе как суходрочкой и назвать не получается. Он грустно стоял в парке и размахивал стаканчиками, при этом баблти не готовил и не продавал. Душераздирающее было зрелище. Отвлекся, извините.

Так вот. На мой взгляд, если бы этот пепелац эцилоппа с ручками доставал стаканчики прямо из своего матового брюха, было бы в разы прикольнее. Но увы, чего нет, того нет. Тем не менее ADAM часто светится на разных высокотехнологических мероприятиях и, безусловно, является знаковым продуктом для Richtech Robotics Inc.

Как вы уже, наверное, догадались, в бобатишной Clouffee & Tea готовить и подавать напитки будет именно ADAM. Поговаривают, что при этом он будет еще реагировать на проходящих мимо людей и вступать с ними в коммерческую коммуникацию. А тех, кто не будет покупать чай и писать о нем хорошие отзывы — убивать. В перспективе, конечно, после того, как одно заведение превратится в сеть.

Я думаю, что такое развитие роботизированных чайных просто неизбежно.

Чайные карты лучших московских ресторанов (2025)

Сервис Ultima Guide выкатил на днях список пятидесяти лучших московских ресторанов, составленный каким-то хитрым и искусственно интеллектуальным способом. Список этот, кроме своей непосредственной интересности, хорош тем, что в нем достаточно удобно просматривать меню ресторанов. Чем я и занялся на днях, обращая особенное внимание на чайные карты. Ну и на хересные, конечно.

Изученные чайные карты меня, в общем, порадовали. Потому что большая часть попавших в список ресторанов плотно работает с чаем по-кафешному. Не по-кофейному, уточню, а по-кафешному. Ну то есть активно предлагает своим гостям не только чистые чаи, но и напитки, приготовленные на основе чая в самом ресторане или, гораздо реже, заваренные из составленных поставщиками хитрых авторских купажей. 

Иногда эти чайные напитки совсем не отделены от других чаев. Ну то есть в чайной части меню на практически соседних строчках может быть написано что-то типа «Ассам» и что-то типа «Марокканский чай». Но чаще они выделены в отдельный блок, который как-либо заковыристо обозван: авторские чаи, фирменные чаи, чайные напитки, другие чаи, фруктовые чаи, домашние чаи, купажированные чаи, травяные сборы, бабушкины отвары и прочие дедушкины мощи.

Никакого устоявшегося названия у такой части чайного меню пока нет. Поэтому я, злобной волей самодура, далее по тексту буду называть весь этот свальный грех «авторскими чайными напитками» или «авторскими чаями». Подразумевая, повторюсь, под этим названием напитки как на основе чая, так и вообще без него, которые разрабатываются в самом ресторане. Ну типа там не просто Сы Цзы Чунь, а Сы Цзы Чунь со свежей грушей, которая радостно плавает в прозрачном чайнике.

Если ресторан не делает чай своей фишкой, то такой подход к чаю — с акцентом на авторские чаи — наиболее адекватен и профессионален.

Надо признать, что идея подачи хорошего чистого чая в ресторане по винному типу, причем так, чтобы этот чай был не для формальных понтов, а для радости и заработка, давно уже провалилась. С треском и грохотом. Причем эти провал, треск и грохот начинаются обычно еще на уровне меню. Вот несколько чайных позиций из реальных, но разных чайных карт ресторанов из топового московского списка.

Най Сян (Хозяйство Сон По, Тайвань). Габа Хэй Ан Дэ. Дун Дин Хун Пэй.

Лобовая информативность этих слабо упорядоченных последовательностей букв и пробелов близка к нулю. А именно лобовая информативность является, как мне кажется, наиболее важной с продажной точки зрения. Бывают, конечно, среди клиентов и любители интриги — но на них лучше не рассчитывать.

Мало того, нелобовая информативность таких подписей тоже так себе. И аналогия с винными картами, в которых тоже хватает кракозябных названий, тут не сработает. Потому что почти любое название вина является частью глобального винного информационного пространства. Его можно быстро гуглить, проще говоря. А нормально и сидя в ресторане загуглить Най Сян (Хозяйство Сон По, Тайвань). Габа Хэй Ан Дэ и Дун Дин Хун Пэй не очень получится.

И на официанта тоже рассчитывать сложно. Что он может сообщить такого важного про хозяйство Сон По на Тайване? Что оно большое или маленькое? Или среднее?

Я, конечно, преувеличиваю, но не сильно. Вот если взять какое-либо странное название еды — а таких названий в меню обычно хватает, особенно у пижонских ресторанов — то про него понятно, что говорить. Что такое Ндуя? Острая свиная колбаса из итальянской Калабрии. Отдаленно похожа на чоризо, но другая. Прикольная — потому что часто продается в виде пасты, ее можно на хлеб не накладывать, а мазать. Все понятно, каждое слово. А что такое Дун Дин Хун Пэй? Прогретый тайваньский улун с Морозного Пика. Типа прогретой же Те Гуаньини, но другой? Вообще легче не стало.

И это я еще не касаюсь сложностей с завариванием и подачей чая и с их стабильностью… Короче говоря, более или менее интересные чистые чаи нужно пить либо дома, либо в специализированных заведениях. А в ресторанах, даже самого высокого уровня, нужны добротые чайные середнячки, закрывающие укрупненные чайные стили. Те Гуаньинь упомянутая уже подойдет. Да Хун Пао. Шу Пуэр. Белый чай какой-либо. Что-то легкое зеленое. Цейлонец, ассамец или кениец какие-либо. Что-то специфическое для России, типа краснодарского чая.

Главная задача чистых чаев в ресторане состоит в том, чтобы все позиции в одной чайной карте были заметно разными для клиента и на вкус, а не по описаниям. И все. Это базовый уровень ресторанного чайного сервиса. Его нормально закроет любой поставщик, специализирующейся на работе с общепитом. Можно даже не напрягаться особо.

А напрягаться ресторану есть смысл на авторские чаи. Которые нужно придумывать самостоятельно в каждом заведении. И работать с традиционным чаем также, как с мукой, сахаром или мясом. Ну то есть как с ресурсом, который в умелых руках ресторанных профи превращается в продукт с высокой добавленной стоимостью. 

Такие авторские чаи на порядок рациональнее и осмысленнее чистого чая. Ими легче управлять. Их проще стабилизировать по качеству. Их легче описывать, потому что «Зеленый чай с манго и облепихой» — это и без пояснений понятно. На них можно цену заломить, потому что в них фрукты плавают. Мало того, их высокая стоимость совершенно спокойно потянет за собой относительно высокие цены и на чистые чаи.

И даже формат подачи таких авторских чаев сейчас сложился более или менее симпатичный — для этого отлично подходят стеклянные чайники с заварочными контейнерами из нержавейки. В контейнеры прячем некрасивую часть авторского чая — простенький улун с рваными листьями, например, — а в свободное плавание внутри чайника, но вне контейнера отправляем прекрасные слайсы красного апельсина и зеленого киви. Все счастливы, никто не виноват.

Короче говоря, и повторяясь, тот факт, что почти все топовые московские рестораны работают с авторскими чаями, меня очень радует. Для ресторанов (опять повторюсь), которые не делают чай своей фишкой — это правильно и профессионально. Ну а заведениям, которые делают чай своей фишкой, нужно оперировать форматными чаепитиями, в которые можно будет вписывать разные чаи и чайные напитки. Это, впрочем, тем для отдельного разговора.

Ну и еще пара ремарок, напоследок. Уже конкретных.

В меню двух ресторанов из топового московского списка я обнаружил одновременно и краснодарский чай, и позицию с названием «Русский Караван». Решение, достойное уважения. Это наши чайные хоть и расплывчатые, но специалитеты. Их присутствие в меню московских ресторанов совершенно естественно.

Что же касается косяков, то их, конечно, хватает. Обстебывать ресторанные чайные карты можно бесконечно. И это бесконечно бессмысленно. Однако один образец ресторанного чайного творчества пробил даже мою снисходительную невозмутимость.

В одном ресторане в меню есть раздел «Китайский чай», в котором, среди прочего, есть позиции «Цейлон Премиум» и «Кенийский чай». Это правильно, я считаю. И кенийский, и цейлонский чай сделаны из листьев камелии китайской — значит они китайские.

Я предлагаю такую классификацию чая называть ботанически-номенклатурной.

Мельницы для матчи не справляются

Коллеги из Global Japanese Tea Association отреагировали небольшой заметкой на возникший некоторое время назад медийный ажиотаж, связанный с ростом популярности матчи и с тем, что ее на всех не хватает. Там они пишут об очевидном. О том, что настоящая матча вообще сезонный продукт, и ее нехватка к новой весне — дело совершенно житейское. И успокаивают всех тем, что скоро начнется новый сезон — и матчи снова будет завались.

При этом наши японские коллеги рассматривают и другие объективные факторы, влияющие на дефицит матчи. С которыми, в общем и целом, тоже все предельно просто — спрос растет быстрее предложение. И да, японское правительство предпринимает меры — я недавно рассказывал об этом. Но есть там, во всем этом очевидном, и один любопытный технический нюанс. Который тоже, в общем, понятен — объемы любого производства ограничены производственными мощностями. Но тут у производственных мощностей оказалось уж очень специфическое узкое место.

У них там, оказывается, мельницы для перемалывания тенчи в матчу не справляются. И это, конечно, отличная формулировка для кокетливо-драматизированных сетований на трудную жизнь. Ну это когда сидишь в тепле, сытый, с бокалом вина, тебе в жизни не хватает драмы — а тут как раз проблемы японской порошковой индустрии. Можно на полном серьезе переживать, жаловаться девушкам, звонить друзьям в три часа ночи или посылать к черту начальника с интонациями как во фразе «Тиграм в зоопарке не докладывают мяса». Какая уж тут работа, если мельницы для матчи не справляются.

gjtea.org

Замечу, кстати, что мельницы для промышленного помола матчи должны быть или медленными и печальными, или с охлаждением — короче говоря, такими, которые не допускают нагрева чая. Который для любого растительного сырья не желателен, а уж для матчи и вовсе не допустим. При ручном перемалывании тенчи в матчу проблему нагрева можно игнорировать. Чисто технически довращать ручную мельничку до нагрева чая можно, конечно. И даже не очень сложно. Но это это уже будет не подготовка к чайной церемонии, а какой-то провокационный акционизм. А вот при промышленном перемалывании тенчи в матчу проблему нагрева чая уже нужно учитывать.

Сублимированные японские кубики

Ну а в японской префектуре Кагосима тем временем запатентовали технологию сублимационной сушки приготовленного особым образом чайного экстракта. Они там смешивают чай с водой, затем замораживают эту смесь, частично превратившуюся в экстракт, потом немного размораживают и подвергают сублимационной сушке. На выходе у наших японских коллег получается, фактически, растворимый чай. Который они формуют в кубики и эти кубики продают в красивых упаковках по десять штук. У них там сейчас пять напитков в линейке. Одна упаковка на 10 кубиков — ну то есть на 10 чашек чая — стоит 4-5 долларов.

poncha.jp

Говорят, что эти кубики хорошо растворяются даже в холодной воде. Получающийся в результате этого растворения напиток выглядит похоже на нормальный чай. И на вкус неплох…

На мой взгляд, самое интересное в этой новости — это не сам факт появления на рынке нового растворимого чая и условно новой технологии его производства. Сегмент растворимых чаев и чайных напитков постоянно развивается — так что в очередном этапе этого развития нет ничего удивительного. Самое интересное в этой новости — это форм-фактор. Ну то есть растворимые чайные кубики. Которые уже и раньше на рынке появлялись. И которые, как мне кажется, становятся стандартом для растворимого чая, предназначенного для домашнего и скромного профессионального использования.

Я допускаю, что если растворимый чай, предназначенный для конечных потребителей, станет более или менее массовым, то его основной формой будут именно кубики. Так что вполне возможно что мы с вами сейчас наблюдаем рождение нового чайного формата, сравнимого с чайными пакетиками.

Поживем — увидим.

Серебряный чай

Добавил еще один занятный феномен в собственную копилку разных штук и традиций, которые связаны с чаем. Феномен почти незаметный и совсем банальный — но тем не менее. В любой коллекции должны быть и простые экспонаты.

Феномен этот называется Silver Tea. Серебряный чай. Этим термином обозначаются иногда благотворительные чаепития. Вообще благотворительные чаепития — штука достаточно распространенная, сообщения о таких мероприятиях попадают в мою новостную ленту регулярно. Но обычно они так и называются — благотворительными чаепитием или благотворительными послеобеденными чаепитий, чаще всего с указанием предмета благотворительности.

При этом в истории благотворительных чаепитий был короткий эпизод, примерно в 1920-е годы, когда такие чаепития в США и Канаде иногда назывались Silver Tea. Серебряное название — это отсылка с серебряным монетам, которые жертвователи опускали в соответствующий ящик. Все очень просто и очень локально — термин привязан исключительно к Северной Америке.

hc.edu

В настоящее время термин Silver Tea для благотворительных чаепитий используется крайне редко, обычно в тех случаях, когда в чаепитиях есть реконструкторский элемент. Но при этом реализованы такие Silver Tea бывают очень эффектно, с использованием серебряной посуды. Что, конечно, добавляет таким серебряным чаепитиям стилистической безупречности.

Учебная чайная тележка

Ну и раз уж сегодня день специфических терминов, в которых используется английское слово tea.

В некоторых британских медицинских учреждениях в последние годы используется методика быстрого обучения персонала, которая называется Tea Trolley Training или Tea Trolley Teaching. Перевести на русский это, наверное, можно как «Обучение чайной тележкой».

Чисто технически в этой методике все действительно построено вокруг импровизированной чайной сервировочной тележки на колесиках. В качестве которой используется обычная двух или трехъярусная медицинская тележка. На ее нижних ярусах размещают чай и разные вкусняшки. А на верхнем ярусе лежат какие-либо учебные пособия.

Ну а дальше все просто. Пара — обычно пара, хотя это не критично, конечно — подготовленных специалистов перемещается с такой тележкой по медицинскому учреждению, время от времени останавливаясь в удобных местах и собирая вокруг себя микрогруппу потенциальных учеников. Ну или не собирая, а обнаруживая. Вдруг кто балду гоняет в составе неорганизованной группы из двух-трех человек — а к ним сразу раз, и чайная тележка с учебным пособием подъезжает.

www.ruh.nhs.uk

Группа слушателей проходит короткий тренинг, возможно, получает какие-либо компактные учебные материалы и, в качестве бонуса, угощается чаем с вкусняшкой. И все, и тележка едет дальше.

Такой способ особенно хорошо зарекомендовал себя при обучении младшего медицинского персонала редко используемым практическим навыкам. При этом особенно эффективны учебные чайные тележки в крупных учреждениях и при условии, что тренинг реально короткий, не более 10 минут.

Ну и я бы еще презентационно-убедительный эффект со счетов не списывал. Пришел ты в больничку со своей неудобной болячкой, мнешься у регистратуры — а мимо симпатичная медсестра тележку катит, с тем местом, которое тебя беспокоит, только пластиковым. А снизу чайные ложечки о чайные чашечки позвякивают и раскрепощают. И ты сразу понимаешь, что все нормально, что контора солидная, что стесняться тут нечего, что от глупого смущения мужиков померло больше, чем от водки. И громко кричишь в регистратуру что-то типа «Хочу иссечь паховую грыжу, и геморой с простатитом».

Ну а дальше уже — дело техники и страховки.

Фидбэк и поддержка рублем

Eсли не сложно, выделите, пожалуйста, галочками, те новости, которые оказались для вас наиболее интересными. Нам это поможет сделать «Параферналии» еще более качественными. 

Загрузка ... Загрузка ...

Ну и, конечно, еще более качественными поможет сделать «Чайные параферналии» ваша поддержка рублем и ваше доброе слово. Все для вас, спасибо за внимание, хороших чаепитий, удачи!


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».