Некоторое время назад в корейских и не совсем чайных медиа стали проскакивать термины Tea Omakase и Teamakase. Которые, конечно, являются синонимами — второй просто склеен из двух слов первого. Значительно реже и чаще всего параллельно с английскими Tea Omakase и Teamakase используется корейский термин Ома-Ча (오마차). В редких пока китайских материалах на эту тему используется термин 御任茶, Юй Жэнь Ча — по иероглифам его можно перевести как «чай под управлением мастера», например. Ну а так-то это, конечно, тоже чайное омакасе.

Омакасе (или омакасэ), напомню, — это такой способ заказа блюд в ресторане, при котором гости доверяют выбор этих блюд персоналу ресторана. Ну типа «мы доверяем вашему вкусу, удивите нас». Я не особо вникал в историю вопроса, но, вроде как, начиналось все с набора суши, который формировался шефом как авторский сет. Потом принцип омакасе вышел за пределы ресторанов японской кухни и сейчас в стиле «Лопай, что дают» работают многие топовые заведения. Часто омакасе подразумевает и общение с шефом, и приготовление всех или части блюд на глазах у изумленной публики.
Ну а чайное омакасе — это когда ты приходишь выпить чаю с легкими закусками, но чайное меню, состоящее, например, из трех чаев, формирует ведущий чаепития. И он же весь этот чай заваривает и подает для гостей, сопровождая все это занимательными историями и каким-либо перформансом.
Так вот. Говорят, что некоторое время назад чайные омакасе стали набирать популярность среди южнокорейской молодежи. Современная Южная Корея, несмотря на наличие собственной чайной индустрии и достаточно древней и развитой чайной традиции, глубоко кофейная страна. Лет шесть-восемь назад, если мне не изменяет память, в Сеуле было самое большое в мире количество кофеен на душу населения. Как сейчас, не знаю. И основными посетителями всех этих кофеен, как водится, являются молодые люди.
Ну а сейчас, если верить гламурной корейской прессе, некоторые из этих молодых людей решили добавить в свою кофейную жизнь толику чайной эстетики. Ну типа кофе — это понятная и простая повседневность. Для неактуальных лохов. А чай — это что-то более широкое, глубокое и для здоровья полезное. И чтобы к этому широкому, глубокому и здоровому приобщиться, молодые южнокорейские романтики собираются небольшими группами и, по предварительному сговору, ходят в специальные заведения, где им устраивают чайное омакасе.
Говорят, спрос на такие чайные омакасе настолько велик (ну или предложение настолько ограничено), что желающим выпить чая под чутким руководством специально подготовленного специалиста, приходится бронировать места загодя.
Исполняться чайное омакасе может в любом стиле. Гостям могут подаваться чайные коктейли в фуршетной эстетике. Чайное омакасе может быть подано в дорогом отеле как альтернатива послеобеденному чаепитию. Это может быть атрибутированное чаепитие, называемое чайной церемонией. Хоть японском, хоть в корейском, хоть в китайском стиле. Или лаунж-чаепитие в лаконичном исполнении — причем, возможно, даже без ведущего, его можно заменить описаниями на бумажках. Все, что можно, гости могут сделать с чаем сами — так только иммерсивнее.


Короче говоря, можно делать с чаем все, что угодно — главное, чтобы чай был не один. Как только на столе появляется второй чай — начинается чайное омакасе. А уже если в рамках одного мероприятия подается три или пять чаев — то это уже полное чайное омакасе…

Тут, конечно, нужно выдохнуть и постараться найти хоть какие-либо отличия между тем, что теперь называется в Южной Корее чайным омакасе, и привычными нам чайными дегустациями. Три-пять чаев, полтора-два часа, несколько гостей, легкие закуски, ведущий с рассказами о чае и, возможно, голый, максимальная иммерсивность… В России в таком формате проходят почти все чайные мероприятия вот уже лет тридцать как. Причем не важно, где они локализованы — хоть в чайном клубе, хоть в ресторане, хоть дома, хоть на природе. Я со своими традиционными дегустационными сетами на восемь-десять чаев и вообще нарядный точно могу считаться заслуженным чайным омакасистом восьмидесятого уровня.


Но определенную свежесть вся эта сеульская, главным образом, движуха в тему чайных мероприятий, конечно, привносит. Не похоже пока, что она ультрамодная и супер популярная — несмотря на то, что в этом формате уже подают чай в некоторых знаковых проектах типа Magpie & Tiger. Но, возможно, у Teamakase все еще впереди. Будет прикольно, например, если к этой теме кейпопцы подключатся. Получатся практически наши чайные пьяницы, только на новом витке абсурдности и под другую музыку.
Жду с нетерпением.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий