В Китае, в районе Миншань городского округа Яань провинции Сычуань, не так давно состоялся конкурс 蒙顶甘露杯, Мэндин Гань Лу Бэй или, если угодно, «Кубок Мэндин Гань Лу». Мэндин Гань Лу — это, напомню, один из знаменитых китайских зеленых чаев, который производится, как не сложно догадаться, в упомянутом уже районе Миншань и так далее. Ну а «Кубок Мэндин Гань Лу» — это конкурс для студентов разных околочайных специальностей. Пишут, что он проводился впервые и что в него вписалось 80 участников из 30 китайских учебных заведений. Основным чайным материалом конкурса был, естественно, Мэндин Гань Лу.

Я, по старой тимастерскаповской привычке, одно время следил за китайскими конкурсами чайных мастеров — но довольно быстро этой слежкой утомился. Ну потому что, во-первых, этих конкурсов много. И, во-вторых, потому что они унылые. Смотреть на то, как девушка в причудливом наряде медленно и печально передвигает в пространстве чайную посуду и рассказывает про традиции становится скучно на пятый раз. Смотреть на то, как парень в фартуке готовит яркий чайный напиток с использование барного инструментария и трындит про инновации — на шестой. И это я еще тепреливый. Короче говоря, я на китайские новости о конкурсах чайных мастеров давно уже поглядываю в полглаза и без энтузиазма.

Однако в последнее время по всему Китаю начали проводиться конкурсы с новой, скажем так, начинкой. Этой начинкой стали теоретические знания о чае, умение оценивать качество чая и умение описывать чай — и это уже поинтереснее традиций и инноваций в упомянутой выше интерпретации. Ну потому что в развитой торговой и потребительской чайной культурах (а в Китае они, безусловно, развиты) оценка чая и его презентация — это реальные рабочие навыки чайных специалистов. Теоретические знания — это база, их нужно иметь и важно проверять. Оценка качества чая — это самая реальная, скажем так, титестерская задача. Как и описание чая — но тут цепляется еще и маркетинг, конечно.

Ну а «Кубок Мэндин Гань Лу» организаторы вообще выстроили по схеме, которая из всех известных мне схем конкурсов чайного мастерства мне пока представляется самой оптимальной. Конкурс этот состоял из четырех этапов. Первый — это проверка теоретических знаний о чае. Тут все понятно, достигается тренировкой, проверяется тестированием. Второй — это оценка качества чая. Участникам выдают один чай разного качества и просят по качеству ранжировать. Тоже без вопросов. Третий — это создание творческого продукта на основе чая. Ну то есть не просто заваривание чая, а создание вокруг этого заваривания (или просто вокруг чая, можно без заваривания) какого-либо интересного шоу. Хоть театрального, хоть гастрономического, не важно. Ну а четвертый — это чайный сторителлинг, тоже штука нужная. Победители конкурса определяются в каждой номинации и по интегральной оценке. При получении интегрального результата оценки за все четыре этапа имеют равный вес.

Ну то есть в рамках «Кубка Мэндин Гань Лу» предполагается, что чайный специалист должен что-то знать о чае, уметь отличать хороший чай от плохого в рамках одного чайного стиля, уметь эффектно работать с чаем и толково о чае рассказывать. Это очень грамотный подход, на мой взгляд. Будь моя воля, конечно, я бы разделил грамотную работу с чаем на вкусовой блок и перформанс — но это уже мелочи и детали.

Если бы я сейчас делал конкурс чайных мастеров, я бы его строил ровно по такой же схеме. Комбинируя задания, требующие формализуемых и проверяемых предметных знаний и навыков, с заданиями, построенными на навыках презентационных и рассчитанных на совершенно субъективное оценивание.

Надеюсь, китайские коллеги эту тему не забросят. Использованная ими схема технологична, легко переносится на любой регион (хоть в Китае, хоть за его пределами), запросто масштабируется и технически для участников довольно проста — что тоже важно.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».