Наткнулся на совершенно замечательный ролик о кулхадах — традиционных и чаще всего одноразовых глиняных стаканчиках для не менее традиционного индийского чая. Того, который черный, крепкий, с молоком, сахаром, специями и чаще всего пьется на улице. 

Ролик, большей частью, посвящен проблематике кулхадов. Проблемам мелких гончаров, которые много и тяжело работают в не очень полезных для здоровья условиях. И все равно зашиваются. Давлению на кулхады со стороны одноразовых стаканчиков из более современных материалов. Сохранению традиций. Ну и так далее. Находясь вне предметного контекста невозможно оценить все эти сложности, поэтому при просмотре ролика я предлагаю их игнорировать — и сосредоточиться на тех его частях, которые посвящены собственно производству стаканчиков.

Кулхад, на самом деле, не единственный термин для обозначения одноразового глиняного стаканчика, у него есть несколько синонимов: кулхар, бхар и шикора, например. И в индийской культуре кулхады появились задолго до чая — это простейший стаканчик, в конце-концов, из него можно пить все, что угодно. Но в современной Индии кулхад однозначно ассоциируется с чаем, причем с чаем уличным — дома чай пить можно и из многоразовой посуды.

Обычно кулхады изготавливаются самым простым способом, руками, на гончарном круге, обжигаются, глазурью не покрываются. Несмотря на кустарное производство, мелкая кулахадная мастерская в день может изготовить пару тысяч стаканчиков — что, конечно, впечатляет. Устоявшегося дизайна у кулхадов нет, их вид проще всего описать словами «как получилось». Получается обычно свеклообразный, небольшой и корявенький стаканчик. 

В последнее время, повторюсь, кулхадная культура испытывает заметное давление со стороны более современной одноразовой посуды, пластиковой и бумажной (которая, кстати, тоже обычно покрыта пластиком). Бумага и пластик дешевле и удобнее. У кулхадов репутация более вкусной посуды. В ролике, например, показана одна чайная, которая чай в бумажных одноразках продает по пять рупий, а чай в кулхадах — по шесть. Потому что кулхады чайной обходятся дороже, но их можно обставить убедительным маркетингом. Продуктивный подход.

Мало того, с пластиком связано большое количество экологических и оздоровительных жупелов, типа частиц микропластика, о которых тут все недавно писали. Исследований влияния кулхадов на здоровье практически нет — но, полагаю, с ними тоже все сложно, хотя бы из-за попадания мелких частиц глины в напиток. К декларируемой экологичности кулхадов тоже есть некоторые вопросы — их, как и любые обожженные изделия из глины, сложно назвать биоразлагаемыми. Потому что сохраняться в земле они могут тысячелетиями.

И в Индии спор «традиционная глина или удобный пластик» ведется давно и масштабно. Например, там было такое время, когда от кулхадов отказалось на железных дорогах, заменив их на современную одноразовую посуду. Смена устоявшегося формата подачи чая в поездах — это, конечно, дурная затея. Потому что чай в поездах — это святое. Вот и в Индии бумагу с пластиком вместо глины на железных дорогах не оценили — и с 2020 года индийские железные дороги вернулись к своим чайно-глиняным корням. И даже стали активно топить за традиционную посуду. Еще и потому, что работа с ней поддерживает мелкие гончарные производства по всей Индии…

Богатая тема, короче говоря. Ну и с точки зрения расширения чайно-керамического кругозора полезная.

Ну а я, когда на все это дело с индийскими стаканчиками и уличными чайными смотрю, то совершенно не понимаю, почему там люди не ходят со своими стаканчиками. Удобно, стильно, практично и гигиенично. Тем более, что многоразовые кулхады существуют и отлично выглядят.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».