В минувшие выходные и совершенно случайно мы заглянули на выставку афганских промышленных и ремесленных товаров, открывшуюся на несколько дней в Алма-Ате. Там, на этой выставке, все больше ковры, конечно — но и разного чайного и околочайного товара тоже оказалось в достатке. Мы добыли там образцы порошковых чайных смесей — они довольно распространены на Востоке, если вы в Турции пробовали султан-чай, эмир-чай и все такое прочее, то вы с ними знакомы. И попробовали чапа намак — это такие хитро скрученные в длинные веретенца сушеные абрикосы сорта Саки, локальный афганский и пакистанский специалитет. Я таких никогда не пробовал и дегустацией остался доволен — как только они появятся в легкодоступной продаже, а не на амазоне где-то там, сделаю их одной из традиционных чайных закусок. Ибо достойны.

Но главным чайным впечатлением от выставки стали афганские самовары. Причем двух видов: просто афганские самовары и русские афганские самовары.

Просто афганские самовары — это высокие металлические и покрытые орнаментом кувшины традиционной восточной формы, внутри которых оборудована топка самоварного типа. Которая позволяет кипятить в этих кувшинах воду — вот только выливать ее из такого самовара нужно будет, наклоняя прибор, через носик, а не через краник, как у классического самовара. Как по мне, это не очень удобно — но это дело привычки, конечно. Да и в эксплуатации такие самовары-кувшины должны быть, при прочих равных, надежнее классических самоваров. Потому что у них нет краника, который у традиционного самовара является самым слабым местом.

Я самовары-кувшины раньше видел только на картинках, поэтому с удовольствием повертел их в руках. Я, возможно, даже приобрел бы себе такую пепяку в свою маленькую самоварную коллекцию — но уж очень у этих кувшинов-самоваров качество исполнения было грубым. При этом потенциальный интерес к этим железкам я испытываю, если вдруг столкнусь с более высоким уровнем исполнения кувшинов-самоваров, то точно не удержусь от покупки. 

Русские афганские самовары — это распространенные на Востоке результаты художественного переосмысления обычных русских самоваров. Вообще крафтовизация промышленных товаров на Востоке очень популярна. Взять хотя бы оружие, которое часто подвергается такому радикальному тюнингу, что исходную модель какого-либо ружья или пистолета в причудливых восточных образцах сразу и не распознать. Такая персонализация серийных промышленных товаров мне лично и по-человечески хорошо понятна — после переделки и украшения любая вещь приобретает индивидуальные черты и становится не только инструментом, но и частью, давайте употребим такое слово, персонального имиджа.

Так вот. В том регионе, который, наверно, можно назвать Центральной Азией — в широком смысле этого термина — одним из частых объектов локального тюнинга становится простой русский самовар. Причем именно простой и точно русский — происхождение и серийность этих самоваров отлично распознаются по краникам, шейкам, жаровням и прочим мелким или скрытым деталям, которые не переделываются. Когда на русские самовары глаз наметан, впечатление такие тюнингованные самовары производят несколько обескураживающее, примерно как знакомый человек, радикально изменивший имидж. Ты смотришь на него — и одновременно узнаешь и не очень.

А все потому, что наши афганские самоварные братья берут серийный русский самовар и покрывают его тулово и крышку сплошным чеканным орнаментом. Содержание этого орнамента может быть произвольно-восточным. Но в Афганистане, судя по тому, что я увидел, любят чеканить козочек. Это умилительно.

Некоторые из афганцев, с которыми на смеси русского и английского языков мы смогли обсудить такие оттюнингованные самовары, назвали их «Николай». Говорили, что это потому, что самовар изначально русский. Но уточнить его «николаистость» не смогли. Это запросто может быть и наш последний император, и какой-либо советский офицер, подаривший самовар какому-либо пуштунскому старейшине. Пути названий неисповедимы.

Не могу сказать, что переделанные русские самовары мне сильно нравятся — если бы я выбирал между двумя типами афганских самоваров, то выбрал бы кувшин. Но сам по себе тюнинг самоваров, как мне кажется, является отличной темой для исследования. Особенно с учетом того, что производится он не только в Афганистане. Достаточно вспомнить о ханских самоварах, которые время от времени встречаются как минимум в Казахстане и в Узбекистане. И точного происхождения которых я так пока и не знаю.

Артем, спасибо за наводку на выставку.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».