Ассоциация чайных церемоний Гонконга провела на днях первый конкурс «Чай и мир», в котором старшие школьники соревновались в чайном мастерстве. Содержание конкурсов чайного мастерства, проходящих в парадигме китайской потребительской чайной культуры, мне обычно кажется унылым до чрезвычайности. Но фотографии с таких конкурсов я всегда изучаю с интересом. Потому что мне любопытно на чайных людей посмотреть.

www.wenweipo.com

Поездив в свое время по белому свету и пообщавшись с самыми разными чайными сообществами, я обратил внимание на то, что профессиональный уровень этих сообществ очень сильно зависит от степени профессиональной сегрегации и от престижности чая в каждой конкретной стране. Непонятно? Сейчас объясню.

Мы, как известно, все очень разные. У нас разные способности, внешность, образование, знания, умения, навыки, амбиции, стартовые возможности, удачливость и все такое прочее. В странах с выраженной профессиональной сегрегацией существует набор сфер деятельности, которые вовлекают в себя людей, которых по совокупности перечисленных факторов можно назвать более профессиональными. Ну просто потому, что эти сферы традиционно являются более денежными и престижными. Грубо говоря, если сравнить произвольную выборку американских юристов и произвольную выборку американских… ну пусть будет почтовых работников, для контраста, то разница между ними будет очень заметной. В том числе и визуальная — юристы посимпатичнее будут. Потому что внешность — это тоже ресурс.

Так вот. Занятие чаем в разных странах — это занятие очень разного уровня престижности и денежности. Где-то работа в крупной чайной компании даже на стартовых позициях — это реальный социальный лифт. А где-то  — обычное офисное просиживание штанов с хитрожопыми подкатами к начальству на уровне пятого класса. Где-то собственный чайный микробизнес — это классический стартап с ненулевыми возможностями развития. А где-то — ниша для бестолковых бизнес-неофитов, в которую они мастерски сливают свои немногие сбережения или кредитные деньги. И все это еще накладывается на разные традиции профессиональной сегрегации. Которые, например, не особенно сложились на постсоветском пространстве. Но очень развиты в обществах с кастовой историей или в тех же США.

Все это приводит к тому, что чайная тусовка в разных странах получается очень разной. Например, если в стране развита профессиональная сегрегация и чай — это более или менее престижное и денежное занятие, то профессиональный уровень местных чайников будет довольно высоким. А если в стране с выраженной профессиональной сегрегацией чай — это что-то странное, то и народ в чай будет приходить немного неочевидный, скажем мягко. В странах с неразвитой профессиональной сегрегацией чайная тусовка может быть очень неоднородной — там могут быть и очень яркие с профессиональной точки зрения персоны, и полные и окончательные балбесы. Простите за банальность. 

А еще, и с учетом того, что внешность — это тоже ресурс, чайные тусовки в разных странах даже выглядят по-разному. Я тут от конкретики воздержусь, чтобы не разжигать. Но смею вас заверить, если выстроить в шеренги чайников из разных стран по принципу «одна шеренга — одна страна», то картинка будет очень убедительной. В одних случаях шеренга получится вполне себе симпатичной. В других случаях это будет конкретный такой паноптикум. В третьих будет непонятно, как такие разные люди вообще оказались в одной тусовке.

Вот, собственно, поэтому я люблю разглядывать фотографии с разных конкурсов чайного мастерства. Потому что эти конкурсы — это низовой, базовый уровень профессионального интереса к потребительской чайной культуре со стороны ее потенциальных специалистов. И мне всегда интересно посмотреть, что за люди приходят в чай в каждой конкретной стране.


Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».