Результаты любопытного исследования опубликовал на днях британский сайт Installer, посвященный простым человеческим теплу, воде и электричеству. Это исследование потребления чая британскими сантехниками.
Вообще, конечно, довольно четкая связка чая с рабочими специальностями является одной из характерных черт британской чайной культуры. Я позволю себе напомнить, что в Великобритании существует такое понятие, как Builder’s Tea, чай строителей. Так называется простой, дешевый и крепкий черный чай, обычно с молоком, сахаром и перекусом, употребляемый работниками физического труда. Во время перерывов обычно. Ну то есть когда ты целый день что-то строишь, чинишь или ломаешь, то быстро устаешь — и тебе время от времени нужно вштыриться. Для чего крепкий черный чай с молоком и сахаром подходит просто отлично.
Том Стендейдж в своей книжке про историю цивилизации в шести стаканах и вовсе утверждал, что чай был одним из факторов индустриальной революции в Англии. Потому что позволял английским рабочим сосредоточенно ложить колдобину со стороны загогулины, внимательно дергать за пимпочку именно два раза и осуществлять прочие важные действия, необходимые для успешного создания Британской империи. Я уже как-то писал, что чисто хронологически связь между чаем и английской индустриальной революцией выглядит не очень убедительно, но версия все равно красивая. И многое объясняет.
Все это вовсе не значит, конечно, что британский рабочий класс он весь такой чайный, крепкий, черный и молочный с сахаром, а все остальные британцы — нет. Переводить понятие Builder’s Tea просто как чай строителей — это значит немного недоговаривать. На самом деле Builder’s Tea — это чай, выпиваемый во время работы. Независимо от того, что это за работа, хоть на стройке, хоть в больнице, хоть в школе, хоть в офисе.
Генезис такого «рабочего» чая в Великобритании был достаточно любопытным. Далеко не всегда этот чай был черным и крепким. Конторские служащие условной середины XIX века предпочитали, например, чай зеленый. И тоже крепкий. От чего их неплохо штырило, но и изрядно колбасило. Ну то есть с бодростью, сосредоточенностью и работоспособностью все было хорошо — особенно с учетом меньшей толерантности к кофеину условные 150-200 лет назад. Но расплатой за эти сосредоточенность, работоспособность и бодрость было нестабильное состояние желудочно-кишечного тракта, тахикардия и общая болезненная субтильность, которую, впрочем, англичане быстро научились выдавать за особый английский стиль.
Творческая британская интеллигенция тоже использовала чай по непосредственному назначению — монстра Франкенштейна Мэри Шелли придумала не без участия уже упомянутого крепкого зеленого чая. Да и почти сто лет спустя после написания «Франкенштейна или Современного Прометея», в 1917 году, другой английский классик, Герберт Уэллс, заставлял одного из своих героев переживать видения духовного содержания необычайной яркости именно под действием зеленого чая. Честно говоря, после таких монументальных примеров от любых рассказов современных чайных шибздиков о том, как на них воздействует чай, мне становится сильно смешно. Если у тебя есть чайное состояние, но ты еще не написал хорошую книжку с монстрами, но это фигня, а не чайное состояние… Извините, отвлекся.
Постепенно массовая британская чайная культура устаканилась и стала гомогенной, черночайной, крепкой и молочной с сахаром — то есть именно такой, какой мы знаем ее сейчас. Основным фактором такого единообразия стал, на мой взгляд, массовый переход на пакетированный чай — именно черный мелколистовой чай ложился в этот формат лучше всего. И после этой черной, мелколистовой и пакетиковой гомогенизации британской чайной культуры в этой самой культуре стало размываться понятие Builder’s Tea — просто потому, что практически весь массовый чай в Великобритании стал, фактически, чаем строителей.
И не только в Великобритании. Чайная, черная и пакетированная гомогенизация затронула все традиционные чайные рынки, ее символом и высшей точкой ее развития стал чай Lipton Yellow Label. Который, по сути своей, является попыткой создать единый купаж на все случаи жизни. Эта попытка, безусловно, оказалась успешной. Не вечно и бесконечно успешной, конечно — но успешной.
Сейчас, кстати, и британский, и другие развитые чайные рынки переживают период, скажем так, возвращения гетерогенности. Однообразие всех давно утомило — а подоспевшие кстати пакетики-пирамидки и прочие новые упаковочные технологии позволяют на современном рабочем месте пить практически любой чай, хоть белый, хоть ромашку с ройбосом. Так что, возможно, нас ожидает возвращение в культуру понятия Builder’s Tea в его изначальном смысле.
Тем более, что в самой Великобритании культурную связку простого и крепкого черного чая с рабочими профессиями стараются сохранять и даже, в какой-то степени, культивировать. Мне попадались на глаза, например, опросы, призванные выяснить, какие печенюшки любят макать в чай представители каких рабочих профессий. Ну и опрос сантехников, он тоже отчасти является лыком в эту строку. Хотя ничего специфически сантехнического по результатам этого опроса выяснить не удалось.
Средний британский сантехник выпивает 2,4 чашки чая ежедневно. Все британские сантехники сообща выпивают ежедневно 360000 чашек чая. Больше всего чая пьют сантехники на юго-западе Англии, меньше всего — но все равно две чашки в день — в Северной Ирландии. Опытные сантехники — которые проработали более 30 лет — пьют чая больше, в среднем 3,5 чашки в день. Но это, конечно, никак не связано с сантехническим стажем, это стандартный для традиционных рынков возрастной расклад. Хотя фраза «опытные британские сантехники пьют больше чая» звучит роскошно и могла бы стать отличным эпиграфом к добротной олдскульной порнухе. Ну и совсем молодые британские сантехники, сантехники поколения Z, так сказать, пьют чая чуть больше, чем британские сантехники-миллениалы.
Что тоже никак не выходит за рамки общих тенденций.
Читайте и слушайте ежедневные чайные новости в телеграм-канале «Путевые заметки чайного клоуна».
Добавить комментарий